Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:45, реферат
Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти необходимо выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия - исключение постороннего воздействия на судей при осуществлении ими правосудия. Это принцип независимости судей и подчинения их только закону, несомненно, определяющий статус суда в современном правовом государстве.
Принцип независимости судебной власти является одним из краеугольных камней, который лежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.
Введение 3
Принцип независимости судей 6
Гарантии независимости судей 9
Классификация гарантий независимости судей 16
Заключение 20
Список используемой литературы 22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Заключение 20
Список
используемой литературы
22
Введение.
Формирование гражданского общества и построение правового демократического государства настоятельно требуют совершенствования и укрепления сильной, независимой и доступной для населения судебной власти. Поэтому вопросам развития судебной власти уделяется большое внимание. Подтверждает данное обстоятельство и тот факт, что Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг.1
Согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В ст. 120-122 Конституции РФ закреплены принципиальные положения, согласно которому, судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны, и подчинены только Конституции и федеральному закону.
Среди
конституционных принципов
Принцип независимости судебной власти является одним из краеугольных камней, который лежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.
Следует
отметить, что высокая социальная
ценность принципа независимости судей
и подчинения их только закону универсальна
и ни в коем случае не ограничивается
рамками только одного отдельно взятого
государственного образования. Его значение
настолько велико, что эта гарантия эффективной
защиты прав и свобод граждан стала предметом
специального обсуждения в Организации
Объединенных Наций. 13 декабря 1985 г. Генеральная
Ассамблея ООН приняла специальный документ
«Основные принципы независимости судебных
органов», который связывает в неразрывное
единство и институционально-
Учитывая
требования ст. 10 Конституции Российской
Федерации о том, что государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную, органы
которых являются самостоятельными,
а также принятый страной курс
на построение правового демократического
государства, очень важным для законодательных
органов РФ стоит вопрос комплекса
гарантий, направленных на обеспечение
реализации конституционного принципа
независимости судей и
Актуальность
данной темы подтверждает и тот необычный
накал дискуссий по ней, не утихающий
в научной, правовой литературе и
в федеральных средствах
Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Не случайно поэтому он получил отражение в законах о судах: ст. 5 Закона о судебной системе; ст. 12 Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражных судах; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде; Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10); Законе о мировых судьях (ст. 2); Законе о военных судах (ст. 5). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон о статусе судей, законодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4 этого Закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны»1. Не менее категорично констатируют самостоятельность и независимость судебной власти Закон о судебной системе (ч. 2 ст. 1), Закон о военных судах (ст. 5).
Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, на которую со всей определенностью указывает ст. 10 Конституции РФ. Провозглашение самостоятельности органов судебной власти на высшем законодательном уровне, во-первых, означает их неподведомственность иным видам власти (законодательной, исполнительной). Во-вторых, оно означает неподчиненность нижестоящих судов вышестоящим.
Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.
В
числе средств обеспечения
а) наличие особой процедуры осуществления правосудия;
б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;
в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку;
д) неприкосновенность судьи;
е) систему органов судейского сообщества;
ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.
В ч. 4 ст. 5 Закона о судебной системе, кроме того, указано, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
К числу гарантий независимости и самостоятельности судов, помимо перечисленных, следовало бы, на наш взгляд, отнести специальный порядок назначения судей и их несменяемость (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102, ч. 1 ст. 121 Конституции РФ; ст. 5, 13, 15 Закона о судебной системе; ст. 6, 11, 12 Закона о статусе судей).
В
развитие конституционных идей о
независимости и
Ограждение
суда от проникновения влияния извне
еще не решает, как было отмечено,
проблемы обеспечения тайны совещания
судей. Поэтому закон запрещает
судьям разглашать суждения, имевшие
место во время совещания (ч. 2 ст.
298 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается
тем, что нарушение тайны совещания судей
признано обстоятельством, влекущим обязательную
отмену приговора (ст. 381 УПК). Закрепление
в законе принципа независимости судей
служит обеспечению судами законности,
объективному и беспристрастному выполнению
задач правосудия.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Без этого конституционно закрепленного качества, "состояния, положения" судьи не может быть правосудия.2
Однако,
как и понятие
В
Федеральном конституционном
Интересна трансформация принципа независимости судей в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" 4. В момент первого своего нормативного закрепления в редакции Закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 он был сформулирован так: "В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны" .
В
1995 г. Федеральным законом от 21 июня
1995 г. N 91-ФЗ эта норма была изменена,
и в настоящее время она
действует в следующей
С самого момента вступления в должность
судьи гражданин пересекает границы обычного
гражданского состояния, вступая в иное
измерение своей жизни. Так, гражданин,
впервые назначенный Указом Президента
Российской Федерации или Советом Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
на должность судьи, может приступить
к исполнению судейских полномочий только
после публичного принятия присяги. Принятие
присяги судьи - не только акт торжественной
клятвы честно и добросовестно исполнять
свои обязанности, осуществлять правосудие,
подчиняясь только закону, быть беспристрастным
и справедливым, как велят долг судьи и
совесть. Принятие присяги судьи является
одновременно и актом, свидетельствующим
о признании обществом, государством и
самим гражданином независимости судьи
даже от тех инстанций, которые его назначили
на эту должность. В соответствии с Европейской
хартией о статусе судей "целью статуса
судьи является обеспечение компетентности,
независимости и беспристрастности, которых
каждый гражданин вправе ожидать от судебных
инстанций и от каждого судьи, которому
доверена защита его прав. Статус исключает
возможность принятия и применения любых
нормативных положений и процедур, способных
поколебать доверие к их компетентности,
независимости и беспристрастности"5.
Судья
является носителем судебной власти,
лицом, замещающим государственную
должность высшего ранга в
иерархии государственных должностей,
олицетворяющих властные структуры
государства Российского, лицом, лично
и непосредственно действующим
от имени государства при
При вынесении судебного
решения он обязан в силу принципа независимости
действовать в условиях, исключающих постороннее
воздействие на свободу его волеизъявления,
не вправе запрашивать или получать от
кого бы то ни было указания по вопросам,
принятым к предварительному изучению
либо рассматриваемым судом и т.д.
Независимость судей - это неотъемлемая
составляющая самостоятельности судебной
власти, и с этой точки зрения сами по себе
меры организационно-правового, социально-правового,
кадрового характера, направленные на
обеспечение независимости судей как
носителей государственной судебной власти
при осуществлении правосудия, являются
объективно необходимыми обществу.
Судья
легко уязвим, ибо его деятельность
носит публичный характер, даже если
и рассматривается частный
Строго
говоря, ни государственно-правовыми
способами, ни общественными мерами
нельзя обеспечить независимость кого
бы то ни было. Скорее, это характеристика
уровня самосознания конкретного субъекта,
которое проявляется как
Внешними мерами
воздействия можно лишь сломать или поддержать
это свойство личности, но нельзя заставить
обрести независимость при изначальном
ее отсутствии. В этом-то и заключается
сложность отбора кадров в судейское сообщество.
Мы можем только говорить и рассуждать
об интегральном общем уровне наличия
данного качества у судей как носителей
государственной власти, опираясь на некие
эмпирические показатели. С другой стороны,
реальными гарантиями независимости можно
поддержать и развить у конкретного судьи
чувство независимости. Провозглашение
принципа независимости судьи без соответствующих
надлежащих мер, являющихся гарантиями
его реализации, было бы пустой декларацией,
лозунгом. Уже в самом начале формирования
современной судебной системы России
при утверждении Концепции судебной реформы
Верховный Совет РСФСР постановил рассматривать
в качестве одного из важнейших направлений
судебной реформы совершенствование системы
гарантий независимости судей и подчинения
их только закон6. Гарантии независимости
судьи устанавливаются Конституцией Российской
Федерации и федеральным законом. "Они
представляют собой систему правовых
средств, необходимых для осуществления
правосудия, судебной защиты прав и свобод
граждан, общественных объединений и организаций,
юридических лиц и государства, а также
решения других задач судопроизводства,
закрепляемых, в частности, Законом РФ
"О статусе судей в Российской Федерации",
Гражданским процессуальным кодексом,
Арбитражным процессуальным кодексом,
Уголовно-процессуальным кодексом и другими
правовыми актами"7. Исходя из
того что речь идет о мерах обеспечения
независимости судьи, приведенная выше
трактовка гарантий его независимости
кажется нам явно смещенной сугубо в процессуальную
сторону жизнедеятельности судьи, в то
время как речь должна идти о непосредственной
защите независимости личности судьи-гражданина
как носителя судебной власти. Такая защита
хотя и имеет конечной целью обеспечение
осуществления правосудия, судебной защиты
прав и свобод граждан и субъектов экономической
деятельности, но лишь опосредованно,
через защиту личности судьи-гражданина
от внешнего влияния и давления в ходе
всей его жизнедеятельности, а не только
при осуществлении судейских полномочий.
Именно в таком ключе в свое время была
изменена редакция ч. 4 ст. 1 Закона о статусе
судей, о чем было сказано выше. Таким образом,
говоря о гарантиях независимости судей,
необходимо рассмотреть вопрос о том,
существует ли в реальности комплекс мер,
обеспечивающих судье как гражданину
возможность осуществлять свои функции
носителя государственной власти независимо
от любых попыток воздействия на него
со стороны, и, во-вторых, есть ли механизм
противодействия в случае такого реального
воздействия. В связи с этим представляется
обоснованным всю совокупность гарантий
независимости судьи разделить как минимум
на три группы - гарантии процессуальной
независимости судьи, организационно-правовые
гарантии независимости судьи как субъекта
самостоятельной государственной судебной
власти и социально-правовые гарантии
судьи. Гарантии процессуальной независимости
судьи - это установленная законом процедура
осуществления правосудия, предусматривающая
полную свободу и самостоятельность судьи
в рамках судебного процесса; запрет под
угрозой ответственности чьего бы то ни
было вмешательства в деятельность по
осуществлению правосудия; неподотчетность
судьи непосредственно при осуществлении
им правосудия и др. Организационно-правовые
гарантии независимости судьи как субъекта
самостоятельной государственной судебной
власти - это установленные законом порядок
отбора кандидатов в судьи, продвижения
по службе, присвоения квалификационных
классов, привлечения к дисциплинарной,
административной и уголовной ответственности,
применения оперативно-розыскных мер,
ограничения гражданских прав и свобод,
приостановления и прекращения полномочий
судьи и т.д. Основным в реализации организационно-правовых
гарантий независимости судей является
участие системы органов судейского сообщества.
Социально-правовые
гарантии независимости судьи - это установленный
законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности
гражданина, облеченного судейскими полномочиями,
и членов его семьи как в период осуществления
им судейских полномочий, так и при уходе
в отставку: неприкосновенность судьи,
особая защита государством жизни и здоровья
судей и членов их семей, предоставление
судье за счет государства материального
и социального обеспечения, соответствующего
его высокому статусу, право судьи на отставку
и соответствующее материальное и социальное
обеспечение в этот период и др.