Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 00:10, дипломная работа
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно «так» – организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Монархия……………………………………………………………………………..8
2 Республика…………………………………………………………………………..21
3 Современные формы правления…………………………………………………...46
4 Форма правления современного российского государства……………………...60
Заключение………………………………………………………………………….62
Библиографический список………………………………………………………..63
В России, Белоруссии, Украине парламент может выразить недоверие правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России, как и на Украине, нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло (нужно официально выразить именно вотум недоверия). Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие правительству (именно такой срок установлен Конституцией), то тем самым поставит себя под удар: президент вправе выбрать – уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента. Правда, на Украине по Конституции 1996 года парламенту достаточно принять один раз резолюцию недоверия, премьер-министр в связи с этим обязан подать президенту заявление об отставке кабинета, но все же из смысла этих статей не вполне ясно, обязан ли президент удовлетворить это заявление. В белорусской Конституции 1996 года отставка правительства возможна в результате выражения ему недоверия (такой проект могут внести только не менее третьей части членов палаты, что является наиболее жестким условием среди конституций мира) и в результате отклонения вопроса о доверии правительству, который ставится по инициативе правительства премьер-министром. Но опять-таки и в том, и в другом случае вопрос об увольнении правительства в смешанных формах республики решает президент. Конституциями здесь установлена двойная ответственность министров: перед президентом и парламентом, но реален только первый вид ответственности[15].
На деле продление не было осуществлено, были проведены выборы.
Таким образом, создание смешанных и гибридных (как результат этого смешения) форм республики призвано соединить позитивные качества президентской и парламентарной форм (стабильность первой, контроль парламента в отношении правительства во второй и др.) и избавиться от их недостатков: известного авторитаризма и слабости парламента в президентской республике (хотя, например, в США последней особенности нет), неустойчивости правительства – во второй. Делается это разными способами. Нередко это лишь вкрапление отдельных черт одной формы правления во вторую, что придает последней особенности, но не лишает ее качеств именно данной формы. Если же возникает гибрид, то создается по существу новая форма правления независимо от того, доминируют в ней качества президенциализма или парламентаризма.
Гибридные формы республики обладают определенными позитивными чертами: они обеспечивают стабильность правительства, противостоят его замене по разным конъюнктурным, партийным соображениям, исключают министерскую чехарду, свойственную некоторым парламентарным республикам. С другой стороны, есть и определенные минусы: нарушается разделение властей, система сдержек и противовесов, усиливается президентская власть, и ее носители иногда обнаруживают тенденции к авторитаризму.
Тем не менее, создание смешанных форм и создание гибридных разновидностей – устойчивая тенденция развития в течение последних десятилетий. Более того, соединение различных качеств распространяется не только на однородные формы и действует внутри них (монархии или республики), но иногда республиканские элементы проникают в монархию (например, выборная монархия), а монархические – в республику (пожизненные президенты и др.). Характер этих элементов, их значимость в сочетаниях неоднородны. Все это приводит к огромному разнообразию Конкретных форм правления в современных государствах[16].
4 Форма правления современного российского государства.
При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.
Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависят от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.
Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последний, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.
Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.
Выше были охарактеризованы основные модели конституционного регулирования организации демократического государства и тенденции их развития. Конституционное и политическое развитие России протекает в русле отмеченных тенденций. Хотя у всех стран, в том числе и у России, есть свои особенности, не обязательно «изобретать велосипед»; имеется обширный зарубежный опыт. Однако, выбирая ту или иную модель, заимствуя те или иные элементы, следует учитывать специфику России и даже географические условия (последние, может быть, не в последнюю очередь). К сожалению, используя зарубежный опыт, мы не всегда выбираем самое удачное (конституционный контроль, местное самоуправление, избирательная система и др.). Сказанное относится и ко многим аспектам взаимоотношений президента, парламента и правительства, т.е. к форме правления.
«Видимо, для России целесообразна полупрезидентская-полупарламен
В данной работе для иллюстрации теоретического материала о формах правления были рассмотрены три зарубежных государства с различными формами правления. В каждой из этих форм правления есть свои достоинства и недостатки. Так, японская монархия отдает большинство властных полномочий парламенту, а французская республика допускает в некоторых ситуациях пренебрежение мнением парламента и большинство полномочий находятся в руках президента. Что касается Соединенных Штатов Америки, то система «сдержек и противовесов», сформировавшаяся в этой стране по своей сути уникальна, хотя подобного рода уравновешивание полномочий органов верховной власти имеет место и в других странах, например в той же Японии, но не следует забывать, что США принадлежит далеко не последняя роль в формировании основного закона Японии.
После распада СССР была попытка «позаимствовать» форму правления для России из США с некоторыми поправками. Т. е., по сути, на основе готового образца хотели создать новый гибрид формы правления. Но форму правления нельзя придумать. Она складывается исторически. Надо учитывать не только социальные и экономические, но и исторические факторы.
Несомненно, форма правления оказывает огромное влияние на взаимоотношения между органами власти. Но исторически сложилось так, что вначале возникает форма правления, а потом эта форма правления составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Библиографический список
1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Юрид. лит., 1993. – 64 с.
2 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов.3 – е изд.: А. Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
3 Комаров С. А. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / С. А. Комаров, А. В. Малько. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 448 с.
4 Краснов М. А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. 2003. № 10. С. 16 – 23.
5 Лазарев В. В. Теория государства и права: Учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – М.: Издательство «Спарк», 1998. – 448 с.
6 Малько А. В. Теория государства и права: Учебник / А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 304 с.
7 Медушевский А. Конституционная монархия в Европе, Японии и России // Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 71 – 88.
8 Назаренко Г. В. Теория государства и права: Учебное пособие / Г. В. Назаренко. – М.: Издательство «Ось – 89», 1998. – 176 с.
9 Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. – 774 с.
10 Семенов В. В. Форма государства // Преподавание истории в школе. 2002. № 10. С. 38 – 43.
11 Семенов В. В. Форма государства // Преподавание истории в школе. 2003. № 1 С. 45 – 50.
12 Сумбатян Ю. Г. Монархия – традиционная форма государственности // Преподавание истории в школе. 1997. № 7. С. 15 – 18.
13 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Издательство Зерцало. – 1998. – 475 с.
14 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
15 Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов и фак – тов / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. – М.: Изд. группа Инфра – норма, 1997. – 570 с.
16 Теория государства и права: CD – ROM [Электронный ресурс]. – http://www.juristy.ru
17 Теория государства и права: CD – ROM [Электронный ресурс]. - http://www.maik.ru
18 Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов / А. Ф. Черданцев. – М.: Юрайт, 1999. – 432 с.
19 Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 1999. – 400 с.
20 Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2002. – 160 с.
21 Чиркин В. Е. Основы конституционного права. Учебное пособие / В. Е. Чиркин. – М.: Манускрипт, 1996. – 270 с.
22 Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения / В. Е. Чиркин. – М.: Издательский дом «Артикул», 1997. – 352 с.
23 Чиркин В. Е. Современное государство / В. Е. Чиркин. – М.: Международные отношения, 2001. – 412 с.
24 Шумков Д. М. Форма государства // Основы государства и права. 2000. № 1. С. 70 – 77.
6
[1] Чиркин В. Е. Основы конституционного права. Учебное пособие / В. Е. Чиркин. – М., 1996. С.104.
[2] Чиркин В. Е. Основы конституционного права. Учебное пособие / В. Е. Чиркин. – М., 1996. – С. 105.
[3] Чиркин В. Е. Основы конституционного права. Учебное пособие / В. Е. Чиркин. – М., 1996. – С. 105 – 106.
[4] Теория государства и права: CD – ROM [Электронный ресурс]. – http://www.juristy.ru
[5] Теория государства и права: CD – ROM [Электронный ресурс]. – http://www.juristy.ru
[6] Теория государства и права: CD – ROM [Электронный ресурс]. – http://www.juristy.ru
[7] Теория государства и права: CD – ROM [Электронный ресурс]. – http://www.juristy.ru
[8] Теория государства и права: CD – ROM [Электронный ресурс]. – http://www.juristy.ru
[9] Теория государства и права: CD – ROM [Электронный ресурс]. – http://www.juristy.ru
[10] Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель / В. Е. Чиркин. – М., 2002. С.134.
[11] Здесь не рассматривается такие смешанные формы, где в монархии появляются внешние республиканские элементы (например, выборная монархия в Малайзии, где Монарха избирают девять султанов сроком на пять лет), а в республике – монархические (пожизненный президент).
[12] Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель / В. Е. Чиркин. – М., 2002. – С.135 – 136.
[13] Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель / В. Е. Чиркин. – М., 2002. – С. 137 – 140.
[14] Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель / В. Е. Чиркин. – М., 2002. – С. 140 – 142.
[15] Чиркин В. Е. Современное государство / В. Е. Чиркин. – М., 2001. С. 154.
[16] Чиркин В. Е. Современное государство / В. Е. Чиркин. – М., 2001. - С. 155.
[17] Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель / В. Е. Чиркин. – М., 2002. С.143.
Информация о работе Формы правления в современных государствах