Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. [5, с.67]
Форма государственного устройства показывает части внутренней
структуры государства, положение этих частей и их взаимоотношения,
отношения между центром и местными органами власти.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.2
Форма государственного устройства как один из элементов формы государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.4
Характеристика унитарных государств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.6
Характеристика федеративных государств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.10
Характеристика конфедераций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.15
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.21

Работа содержит 1 файл

Курсовая!.docx

— 86.09 Кб (Скачать)

       Из  всего вышеизложенного  можно  сделать вывод, что, прежде всего  унитарное государство является простым государством, а также  не имеет статуса государственного образования и, как следствие, в  его составе могут находиться отдельные автономные государства. В то же время, унитарное государство имеет одну конституцию, одно гражданство, одну систему высших органов власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Федерация

     Также, как и в предыдущем разделе, и  описание данной формы государственного устройства начнем с определения.

     Федерация – это сложное союзное государство, возникшее в результате объедения ряда государств или государственных образований, обладающих относительной политической самостоятельностью.

     Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах федеративное государственное устройство имеет  свои уникальные особенности, которые  определяются историческими условиями  образования конкретной федерации, в том числе национальным составом населения, своеобразием культуры и  быта народов и т.д. Вместе с тем  можно выделить наиболее характерные  юридические признаки для большинства  федеративных государств:

     Территория  федерации включает в себя территорию субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. Субъекты федерации (республика, штаты, кантоны) обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. В федерации существуют два уровня государственного аппарата:[6, c.95]

    • Федеративный
    • Уровень субъекта федерации

     Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации не зависимо от численности населения, проживающего на их территории. Гражданство федерации двойное: каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституции и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства. Налоговая система федерации – двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

    Следует отметить, что федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:[7, c.115]

    -  "примирение единства и разнообразия";

    -  защита от тирании центральное  правительство;

    - создание условий для участия  населения в политических процессах  на нескольких уровнях власти;

    -создание  условий для повышения " эффективности  производства через региональную  конкуренцию" и выступление  в качестве формы или пути "к  стимулированию новаторских идей  в региональных правительствах".

    Главная же из целей - всестороннее обеспечение  процесса свободного развития различных  национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

     Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные.

      Административно-территориальная

     Такая федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.[6, c.97]

     Государственные образования, составляющие территориальную  федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.

     Субъекты  федерации лишены права прямого  представительства в международных отношениях.

     Законодательство  в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых  странах и запрещает выход  из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.[9, c.173]

     Вооруженные силы в территориальной федерации  едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации  является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных  сил. (Пример территориальной федерации-Германия).

                  Национально-государственные

     Национальные  федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество  особенностей. У такого рода федераций  можно выделить ряд черт: 1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

     2) Такого рода федерация строится  на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

     3) Высшие государственные органы  национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

     4) Национальная федерация обеспечивает  государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.

     5) В национальной федерации особенностью  является правовое положение ее субъектов. В такого рода федерации есть понятие - “Право наций на самоопределение”. То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.[9, c.179]

     Отличия административно-территориальной  и национально-государственной  федерации.

     Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная  власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может устроить.[1]

     Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР и др.). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств ил договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

     Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение  и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия).[10, c.6] Однако в Конституции СССР 1997 г. такое право у союзных республик было, что и являлось формальным основанием для их выхода в 1990-1991 гг.

     Сделаем небольшой вывод:

     Важным  критерием федеративных государств является их неоднородность, а также наличием своих уникальных особенностей, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации. Также федерация характеризуется наличием двух уровней государственного аппарата: федеративный и уровень субъекта федерации. Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные, основное отличие которых их степень суверенности. 
 
 
 
 

  1. Конфедерация

     Конфедерация (в переводе с латинского – «сообщество») – не союзное государство, а союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации самостоятельных действий – члены конфедерации создают объединенные органы. Последние лишь функционируют лишь в строго определенных целях (экономических, военных, политических).[6, c.98]

     Различие  между унитарным государством, федерацией и конфедерацией наглядно проиллюстрировал американский политолог Д. Найс:[12, c.3] 

     Рис.1

       
 
 
 

Интересно рассмотреть понятие конфедерации в рамках теории федерализма.

     Конфедерация  не имеет собственных территорий – она состоит из территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами – членами конфедерации. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать лишь нормативные акты по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории государств – членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентом. В конфедерациях действует примат законодательства субъекта конфедерации. Каждый субъект вправе иметь свою конституцию, а конституции конфедерации вообще не бывает. Законодательство субъектов конфедерации опирается на всегда небольшой по объему союзный договор, хотя могут заключаться и многосторонние соглашения, нацеленные на сближение законов субъектов конфедерации по содержанию.[10,c. 6]

     Законодательная власть в конфедерации представлена, как правило, палатами или двухпалатными собраниями (что тоже может быть) обладают субъекты, а сама конфедерация не имеет законодательной палаты в собственном смысле этого слова. Заменяется эта палата союзным советом с ограниченными полномочиями.

     С этой точки зрения конфедерация –  это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.  
Подобная нечеткость в понимании конфедерации объясняется, прежде всего, недостаточной ее изученностью.

     Гражданство в конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств –  членов конфедерации, налоги отсутствуют. [4, c.123]

    Наиболее  известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская.

    Опыт  истории североамериканской, швейцарской  и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные  для этой формы государственного устройства:

    1. Договорная форма образования  конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров;

    2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации,  где попытка сецессии рассматривалась  как мятеж, выход же из состава  конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом;

    3. Конфедерация не обладает суверенитетом,  суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие  решения союзной власти не  имеют силы на территории государства,  входящего в состав конфедерации, без их согласия;

    4. Предметы ведения конфедерации  ограниченны перечнем небольшого  и в целом незначительного  круга вопросов. Это - вопросы  войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей  системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций;

    5. В конфедерации образуются не  все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам;

    6. В представительных органах конфедерации  делегаты представляют не территориальные  части или население одного  государства, а суверенитет государства;

Информация о работе Формы государственного устройства