Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:40, курсовая работа
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. [5, с.67]
Форма государственного устройства показывает части внутренней
структуры государства, положение этих частей и их взаимоотношения,
отношения между центром и местными органами власти.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.2
Форма государственного устройства как один из элементов формы государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.4
Характеристика унитарных государств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.6
Характеристика федеративных государств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.10
Характеристика конфедераций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.15
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.21
Из
всего вышеизложенного можно
сделать вывод, что, прежде всего
унитарное государство является
простым государством, а также
не имеет статуса государственного
образования и, как следствие, в
его составе могут находиться
отдельные автономные государства.
В то же время, унитарное государство
имеет одну конституцию, одно гражданство,
одну систему высших органов власти.
Также, как и в предыдущем разделе, и описание данной формы государственного устройства начнем с определения.
Федерация – это сложное союзное государство, возникшее в результате объедения ряда государств или государственных образований, обладающих относительной политической самостоятельностью.
Федеративное
государственное устройство неоднородно.
В различных странах
Территория федерации включает в себя территорию субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. Субъекты федерации (республика, штаты, кантоны) обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. В федерации существуют два уровня государственного аппарата:[6, c.95]
Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации не зависимо от численности населения, проживающего на их территории. Гражданство федерации двойное: каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституции и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства. Налоговая система федерации – двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.
Следует отметить, что федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:[7, c.115]
-
"примирение единства и
- защита от тирании центральное правительство;
-
создание условий для участия
населения в политических
-создание
условий для повышения " эффективности
производства через
Главная же из целей - всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.
Среди
федеративных государств выделяют национально-государственные
и административно-
Административно-
Такая
федерация характеризуется
Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.
Субъекты
федерации лишены права прямого
представительства в
Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.[9, c.173]
Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия).
Национально-государственные
Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт: 1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.
2)
Такого рода федерация
3)
Высшие государственные органы
национальной федерации
4)
Национальная федерация
5)
В национальной федерации
Отличия
административно-
Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может устроить.[1]
Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР и др.). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств ил договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).
Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия).[10, c.6] Однако в Конституции СССР 1997 г. такое право у союзных республик было, что и являлось формальным основанием для их выхода в 1990-1991 гг.
Сделаем небольшой вывод:
Важным
критерием федеративных государств
является их неоднородность, а также наличием
своих уникальных особенностей, которые
определяются историческими условиями
образования конкретной федерации. Также
федерация характеризуется наличием двух
уровней государственного аппарата: федеративный
и уровень субъекта федерации. Среди федеративных
государств выделяют национально-государственные
и административно-
Конфедерация (в переводе с латинского – «сообщество») – не союзное государство, а союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации самостоятельных действий – члены конфедерации создают объединенные органы. Последние лишь функционируют лишь в строго определенных целях (экономических, военных, политических).[6, c.98]
Различие
между унитарным государством, федерацией
и конфедерацией наглядно проиллюстрировал
американский политолог Д. Найс:[12, c.3]
Рис.1
Интересно
рассмотреть понятие
Конфедерация не имеет собственных территорий – она состоит из территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами – членами конфедерации. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать лишь нормативные акты по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории государств – членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентом. В конфедерациях действует примат законодательства субъекта конфедерации. Каждый субъект вправе иметь свою конституцию, а конституции конфедерации вообще не бывает. Законодательство субъектов конфедерации опирается на всегда небольшой по объему союзный договор, хотя могут заключаться и многосторонние соглашения, нацеленные на сближение законов субъектов конфедерации по содержанию.[10,c. 6]
Законодательная власть в конфедерации представлена, как правило, палатами или двухпалатными собраниями (что тоже может быть) обладают субъекты, а сама конфедерация не имеет законодательной палаты в собственном смысле этого слова. Заменяется эта палата союзным советом с ограниченными полномочиями.
С
этой точки зрения конфедерация –
это скорее международно-правовое образование,
чем форма государственного устройства.
Подобная нечеткость в понимании конфедерации
объясняется, прежде всего, недостаточной
ее изученностью.
Гражданство в конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств – членов конфедерации, налоги отсутствуют. [4, c.123]
Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская.
Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:
1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров;
2.
Свобода выхода из конфедерации
(сецессии). В отличие от федерации,
где попытка сецессии
3.
Конфедерация не обладает
4.
Предметы ведения конфедерации
ограниченны перечнем
5. В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам;
6.
В представительных органах