Формы государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления.

Содержание

1. Понятие формы государственного правления. Факторы, определяющие многообразие форм государственного правления_ 5
2. Республика: понятие, признаки, виды__________________________ 7
3. Монархия: понятие, признаки, виды__________________________ 12
4. Нетипичные формы правления______________________________ 16
4.1 "Республиканская монархия"____________________________ 19
4.2 Суперпрезидентские республики Латинской Америки________ 20
4.3 Монархическая республика_____________________________ 21
4.4 Полупрезидентская, полупарламентская республика_________ 24
5. Форма правления Российской Федерации ___________________ 28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ТГП.docx

— 55.24 Кб (Скачать)

    Во-первых, наряду с признаками президентской  республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент). Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства. Вместе с тем президент может распускать Национальное Собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления в Португалии, в Мадагаскаре (до 1922 г.), в Белоруссии, России, Украине, Армении и других странах фактическим руководителем правительства является президент, что сближает эти гибридные формы с президентской республикой (под его председательством в некоторых странах созываются так называемые официальные заседания правительства Совет министров), на которых решаются наиболее существенные вопросы), но есть также конституционная должность премьер- министра (в ряде президентских республик такая должность то вводилась, то упразднялась по усмотрению президента). Этот - административный премьер, он ведает организационной работой, председательствует на менее важных заседаниях правительства. Премьер- министра и членов правительства назначает президент, правительство несет ответственность перед парламентом. Последнее обличает данную форму от президентской республики и сближает с парламентарной. Однако ответственность правительства перед парламентом крайне затруднена.

    В России парламент может выразить недоверие правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента, неоднократно оценивала работу правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие правительству (именно такой срок установлен конституцией), то тем самым поставит себя под удар: президент вправе выбрать - уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.

    Смешение  признаков президентской и парламентской  республики в Российской Федерации  находит выражение в наличии  сильной президентской власти при  сохранении некоторых типичных признаков  парламентской формы (наличие председателя правительства, возможность, хотя и  ограниченная отстранения от власти правительства парламентом и  роспуска парламента президентом).                                                      

    Сегодня для нее характерна президентско-парламентская или, как иногда ее называют в юридической литературе «полупрезидентская» республиканская форма правления при которой, во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы) во-вторых, он располагает собственными прерогативами позволяющими ему действовать независимо от правительства , в-третьих, наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику. 
 

Информация о работе Формы государственного правления