Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является теоретико-правовой анализ (на основе соответствующих источников, трудов мыслителей прошлого) процесса эволюции различных взглядов, связанных с определением формы государства, ее структурных элементов, видов государственных форм и их классификации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть понятие формы государства;
2. Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления;
3. Рассмотреть формы государственного устройства;
4. Охарактеризовать государственные режимы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Сущность и функции государства 6
1.2. Форма государства: сущность и основные элементы понятия 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Понятие и виды форм правления 14
2.2. Понятие и разновидности форм государственного устройства 23
2.3. Понятие и виды форм политического режима 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсов. работа по ТГП.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

       
 

     Рис. 2.2. Классификация форм государственного устройства 

     Рассмотрим  выделенные формы государственного устройства подробнее.

     1. Унитарное

     Унитарное государство - это простое единое государственное образование, состоящее, как правило из юридически равных административно-территориальных единиц, подчиненных центральным органам власти и не обладающих признаками государственного суверенитета, в которых большинство населения обладает унитарным правосознанием [7].

     Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

     - унитарное устройство предполагает  единые, общие для всей страны  высшие исполнительные, представительные  и судебные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

     - на территории унитарного государства  действует одна конституция, единая  система законодательства, одно  гражданство;

     - составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным  суверенитетом не обладают;

     - унитарное государство, на территории  которого  проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

     - все внешние межгосударственные  сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

     - имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется  центральными органами государственной  власти.

     Различия  в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

     К унитарным государствам относятся  такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

     2. Федеративное

     Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных  государственных образований  в одно союзное государство.

     Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

     Вместе  с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

     1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантов, земель, республик  и т.д.

     2. В союзном государстве верховная  исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

     3. Субъекты федерации имеют право  принятия собственной конституции,  имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы.

     4. В большинстве федерации существует  союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

     5. При федеральном государственном  устройстве в парламенте имеется  палата, представляющая интересы  членов федерации.

     6. Основную общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

     Федерации строятся по территориальному и национальному  признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

     Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более  сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

     Рассмотрим  основные различия между формами государственного устройства (таблица 2.1). 
 
 
 
 

     Таблица 2.1

     Современные формы государственного устройства

Признак Унитарные государства Федеративные  государства
1. Общие  принципы Государственная власть едина, единая система законодательства, исполнительной и судебной власти Государственная власть двойственна (федеральная и  субъектов), двойная система законодательства, исполнительной и (иногда) судебной власти
2. Территориальное  деление и территориальные единицы Административно-территориальные  единицы: образуются, изменяются, реформируются сверху Субъекты  федерации: образуются, изменяются, реформируются самостоятельно
3. Наличие выборных органов власти Не обязательно Обязательно
4. Определение  полномочий и механизма формирования  территориальных органов власти Определяются  законом (сверху) Определяются  самостоятельно (с учетом федеральных  конституционных ограничений)
5. Издание правовых актов Сфера действия определяется законом или судами (сверху) По любым  вопросам, не отнесенным к федеральному ведению (презумпция компетенции субъектов)
6. Атрибуты  государственности Нет; иногда собственная  символика Конституции (Уставы), часто официальный язык, свое гражданство, государственная символика
7. Степень  разнообразия в организации власти, полномочиях и статусе Унификация Равноправное  разнообразие
8. Примеры Франция, Аргентина, Швеция, Дания, Япония США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, ФРГ, Швейцария
 

     Перейдем  к рассмотрению конфедеративных  государств. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств (Хропанюк В.Н. [24], Лазарев В.В., Липень С.В. [11]). Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств (Чиркин В.Е. [25], Арановский К.В. [3]).

     Автор согласен с данной позицией, поскольку  в современной теории государства  назрела необходимость выделить и определить новое понятие –  форма межгосударственного устройства объединений государств, так как  в последнее десятилетие на международной арене появилось достаточно большое количество новых межгосударственных образований, вокруг которых постоянно идут дискуссии относительно их формы, правового статуса, международной правосубъектности. 

    3. Конфедеративное

     Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

     При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют  свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

     В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

     - конфедерация не имеет своих  общих законодательных, исполнительных  и судебных органов, в отличие  от федерации;

     - конфедеративное устройство не  имеет единой армии, единой  системы налогов, единого государственного бюджета;

     - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном  союзе;

     - государства могут договориться  о единой денежной системе,  о единых, таможенных, правилах, о  межгосударственной кредитной политике  на время существования союза.

     Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

     Историческая  практика знает и другие организационные  объединения государств: страны Британского  содружества, СНГ, ЕЭС. Такого рода содружества  не образуют новых государств, а  лишь объединяют независимые государства. При этом, в такого рода содружествах могут создаваться надгосударственные органы, формироваться бюджет, приниматься нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС создают не только общее экономическое пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в перспективе, общее гражданство. Возможно, это объективная необходимость, ибо в будущем экономическое соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить в конкурентной борьбе за сырье, за рынки сбыта.

     На  следующем этапе анализа перейдем к рассмотрению форм политического режима государств.

2.3. Понятие и виды форм политического режима

 

     В настоящее время в отечественной  и зарубежной юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию  сущности политико-правового режима. В связи с этим авторы предлагают различные варианты определения политического режима: как совокупности характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры; как характеристики властеотношений в политической, экономической и социально-культурной сферах, и др.

     Наиболее  же распространенным представлением о политическом (политико-правовом) режиме является понимание его как совокупности средств, методов, способов и приемов осуществления государственной (политической) власти.

     Среди аналогичных, но в то же время отличающихся от него, определений можно выделить такое понимание политического режима, как «конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе». В данном определении режим, понимаемый также как процесс осуществления, «проявления» государственной власти и организации, дополняется ссылкой на то, что это «конкретное проявление», которое выражается как в «состоянии и характере», иными словами, в уровне развития демократии, так и в состоянии (уровне развития, степени гарантированности) политической свободы в обществе [17, с. 112].

     Другим  определением политического режима может быть рассмотрение его как  системы форм, методов и способов властвования, «через которые государственная  власть легитимирует свое существование и функционирование» [9, с. 17].

     Западные  исследователи (М. Ориу, Дж. Бюрдо, М. Прело  и др.) вообще нередко отождествляют  понятие «политический режим» с  понятием «форма правления» или «форма государственного устройства», а также  воспринимают политический режим как способ легитимации всей национально-политической системы.

     Тем не менее, отметим, что именно политический режим (а не форма правления или  государственного устройства) индивидуализирует  форму национальной государственности, определяет ее роль и социально-политическую значимость в государственно-правовом механизме.

Информация о работе Формы государства