Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:56, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является теоретико-правовой анализ (на основе соответствующих источников, трудов мыслителей прошлого) процесса эволюции различных взглядов, связанных с определением формы государства, ее структурных элементов, видов государственных форм и их классификации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть понятие формы государства;
2. Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления;
3. Рассмотреть формы государственного устройства;
4. Охарактеризовать государственные режимы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Сущность и функции государства 6
1.2. Форма государства: сущность и основные элементы понятия 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Понятие и виды форм правления 14
2.2. Понятие и разновидности форм государственного устройства 23
2.3. Понятие и виды форм политического режима 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис.
2.2. Классификация форм государственного
устройства
Рассмотрим выделенные формы государственного устройства подробнее.
1. Унитарное
Унитарное
государство - это простое единое государственное
образование, состоящее, как правило из
юридически равных административно-
Унитарное
государство характеризуется
-
унитарное устройство
-
на территории унитарного
- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
-
унитарное государство, на
-
все внешние
-
имеет единые вооруженные силы,
руководство которыми
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
2. Федеративное
Федерация
- представляет собой добровольное
объединение ранее
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.
2.
В союзном государстве
3.
Субъекты федерации имеют
4.
В большинстве федерации
5.
При федеральном
6.
Основную общегосударственную
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная
федерация характеризуется
Рассмотрим
основные различия между формами государственного
устройства (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Современные формы государственного устройства
Признак | Унитарные государства | Федеративные государства |
1. Общие принципы | Государственная власть едина, единая система законодательства, исполнительной и судебной власти | Государственная
власть двойственна (федеральная и
субъектов), двойная система |
2. Территориальное
деление и территориальные |
Административно- |
Субъекты федерации: образуются, изменяются, реформируются самостоятельно |
3. Наличие выборных органов власти | Не обязательно | Обязательно |
4. Определение
полномочий и механизма |
Определяются законом (сверху) | Определяются самостоятельно (с учетом федеральных конституционных ограничений) |
5. Издание правовых актов | Сфера действия определяется законом или судами (сверху) | По любым вопросам, не отнесенным к федеральному ведению (презумпция компетенции субъектов) |
6. Атрибуты государственности | Нет; иногда собственная символика | Конституции (Уставы), часто официальный язык, свое гражданство, государственная символика |
7. Степень
разнообразия в организации |
Унификация | Равноправное разнообразие |
8. Примеры | Франция, Аргентина, Швеция, Дания, Япония | США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, ФРГ, Швейцария |
Перейдем к рассмотрению конфедеративных государств. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств (Хропанюк В.Н. [24], Лазарев В.В., Липень С.В. [11]). Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств (Чиркин В.Е. [25], Арановский К.В. [3]).
Автор
согласен с данной позицией, поскольку
в современной теории государства
назрела необходимость выделить
и определить новое понятие –
форма межгосударственного
3. Конфедеративное
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
-
конфедерация не имеет своих
общих законодательных,
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
-
сохраняет гражданство тех
-
государства могут
Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
Историческая практика знает и другие организационные объединения государств: страны Британского содружества, СНГ, ЕЭС. Такого рода содружества не образуют новых государств, а лишь объединяют независимые государства. При этом, в такого рода содружествах могут создаваться надгосударственные органы, формироваться бюджет, приниматься нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС создают не только общее экономическое пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в перспективе, общее гражданство. Возможно, это объективная необходимость, ибо в будущем экономическое соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить в конкурентной борьбе за сырье, за рынки сбыта.
На следующем этапе анализа перейдем к рассмотрению форм политического режима государств.
В
настоящее время в
Наиболее же распространенным представлением о политическом (политико-правовом) режиме является понимание его как совокупности средств, методов, способов и приемов осуществления государственной (политической) власти.
Среди аналогичных, но в то же время отличающихся от него, определений можно выделить такое понимание политического режима, как «конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе». В данном определении режим, понимаемый также как процесс осуществления, «проявления» государственной власти и организации, дополняется ссылкой на то, что это «конкретное проявление», которое выражается как в «состоянии и характере», иными словами, в уровне развития демократии, так и в состоянии (уровне развития, степени гарантированности) политической свободы в обществе [17, с. 112].
Другим определением политического режима может быть рассмотрение его как системы форм, методов и способов властвования, «через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование» [9, с. 17].
Западные исследователи (М. Ориу, Дж. Бюрдо, М. Прело и др.) вообще нередко отождествляют понятие «политический режим» с понятием «форма правления» или «форма государственного устройства», а также воспринимают политический режим как способ легитимации всей национально-политической системы.
Тем не менее, отметим, что именно политический режим (а не форма правления или государственного устройства) индивидуализирует форму национальной государственности, определяет ее роль и социально-политическую значимость в государственно-правовом механизме.