Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:56, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является теоретико-правовой анализ (на основе соответствующих источников, трудов мыслителей прошлого) процесса эволюции различных взглядов, связанных с определением формы государства, ее структурных элементов, видов государственных форм и их классификации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть понятие формы государства;
2. Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления;
3. Рассмотреть формы государственного устройства;
4. Охарактеризовать государственные режимы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Сущность и функции государства 6
1.2. Форма государства: сущность и основные элементы понятия 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Понятие и виды форм правления 14
2.2. Понятие и разновидности форм государственного устройства 23
2.3. Понятие и виды форм политического режима 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
2. Форма как проявление, выражение чего-либо вовне (внешняя форма);
3.
Форма как способ устройства,
внутренней организации чего-
Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения вовне (внешней формы) за «формой» всегда стоит какое-либо целостное явление (при этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). А вот за «формой государства» никакого целостного явления нет. То, что обозначается как «форма государства», представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.
При изучении категории «форма государства» нами рассмотрены наиболее устоявшиеся взгляды представителей юридической мысли дореволюционной России (Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов и др.), советской и современной науки (М.А. Аржанов, М.И. Байтин, А.И. Денисов, В.В. Лазарев, Г.Н. Манов, М.Н. Марченко, B.C. Петров, В.О. Тененбаум, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.).
Таким образом, можно отметить, что форма государства - такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.
Основные
споры среди ученых-юристов
В
советской юридической
Изучая современную
Рис.
1.1. Различные подходы к выделению
элементов формы государства
Первая точка зрения заключается в отождествлении формы государства с другим, обычно более узким, а иногда и разноплановым явлением: формой правления, политическим режимом. По мнению болгарского ученого В. Цонева, форма государства тождественна форме правления, между этими двумя понятиями нет никакого различия.
Другие авторы отстаивают узкий и широкий подход к понятию «форма государства». В узком смысле форма государства по существу отождествляется с формой правления, а в широком — рассматривается как совокупность формы правления и формы государственного устройства.
Третьи (их большинство — B.C. Петров, Б.А. Стародубский, В.Е. Чир-кин, венгр Халас, румынский ученый И. Четерки) под формой государства понимают совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (политико-правового, государственно-правового) режима.
В научной литературе, например, периодически ставится вопрос о необходимости рассмотрения в качестве самостоятельного элемента общей формы государства, наряду с традиционными тремя частными формами, еще такой формы, как политическая динамика. При этом верно утверждается, что политическая динамика, будучи производной от государственного режима, является более подвижным элементом, чем сам государственный режим и другие частные формы.
Однако в данной постановке проблемы остается неясным один вопрос – допустимо ли политическую динамику рассматривать, исходя из сложившегося представления о форме, в качестве самостоятельной формы или же только в качестве одного из признаков государственного режима или любой иной частной формы. Более логичным и убедительным представляется последнее.
Таким образом, можно отметить, что в настоящий момент, в отличие от прошлых лет, когда шла острая дискуссия о структуре категории «форма государства», представление о форме государства в науке утвердилось как единство трех сторон организации государственной власти: формы государственного правления, формы государственного устройства и политического режима (рис 1.2).
Рис.
1.2. Структурные элементы формы государства
Изучив
сущность понятия «форма государства»
и выделив основные элементы понятия,
перейдем теперь к более подробному рассмотрению
каждого из выделенных элементов формы
государства.
Государственный строй любой страны характеризуется прежде всего формой правления
Исторически в науке теории государства и права проблема формы правления занимает ведущее место в изучении форм проявления государственной жизни. Понятие «форма правления» логически предшествует остальным аспектам формы государства. В юридической литературе отмечается, что: «Понятие формы правления является главным элементом, ядром в структуре понятия «форма государства», ибо именно в форме правления выражена суверенная государственная власть» [21].
Почти во всех конституциях указывается на принадлежность государства к той или иной форме правления (монархия или республика), однако в них не дается четкого и развернутого определения самого понятия «форма правления». Оно было выработано учеными доктринальным путем [25].
Проанализировав литературу, касающуюся данной проблематики, можно выделить, по крайней мере, семь основных концепций, определяющих форму государственного правления: 1) правовое положение главы государства; 2) структура и система взаимоотношений высших органов государственной власти, в основном главы государства, высшего законодательного органа, правительства; 3) образование, организация и функционирование (структура, правовое положение и взаимоотношения) высшей (верховной, суверенной) власти в государстве; 4) образование и организация высших государственных органов, а также их взаимосвязь с населением; 5) организация и функционирование не только органов высшей власти, но и всех органов государства в целом; 6) роль местных органов в общей государственной системе, отношения высших государственных органов с центрами политической и экономической власти, политическая среда и т. д.; 7) форма правления как процесс, а также внутренняя и внешняя формы правления [15, с. 11-12].
С
учетом вышеизложенного можно
Формы
правления различаются в
-
монархические (единоличные,
-
республиканские (
Рассмотрим выделенные формы правления (рис. 2.1) подробнее.
1. Монархия
Монархия – форма правления, при которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом функции других властей – законодательной, исполнительной, судебной, и которая принадлежит одному лицу - монарху (император, Великий князь, султан, король, царь, конунг, шах) и переходит, как правило, по наследству.
Монархия - греческое слово (monos - один только, arche - власть, monarchia - единовластие, самодержавие) [6, с. 51].
Монархии
возникли еще в древности (Древний
Рим в период империи), но наибольшее распространение
получили в средние века и в новое время.
Рис.
2.1. Классификация форм правления
Проведенный анализ работ ряда ученых позволяет выделить следующие основные признаки классической монархической формы правления:
1) Существование главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах), который сосредотачивает всю верховную власть в стране. Монарх - орган единоличный, его личная воля имеет властное значение;
2) Наследственный порядок преемственности верховной власти (престолонаследие);
3) Представительство государства монархом по своему усмотрению. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть. Он представляет нацию как внутри страны, так и во внешних сношениях, являясь «лицом» государства;
4) Полная политическая и юридическая безответственность как принцип принят в интересах поддержания престижа монарха, на котором строится вся его власть;
5) Сакральный характер монаршей власти, которая опирается не только на юридические основы, но и на религиозные начала, особую общественно-психологическую атмосферу. Власть монарха воспринимается как нечто божественное, а монарх - как человек, наделенный божественной благодатью, который получил власть от Бога [5, с. 26].
Таким
образом, можно сделать вывод, что
монархия - форма правления, представляющая
собой сложный конгломерат
В свою очередь монархия делится на:
- абсолютную;
- конституционную;
- теократическую.
В 2011 г. на политической карте мира монархий насчитывается 29: 13 – в Азии, 12 – в Европе, 3 – в Африке и 1 – в Океании (приложение 1). Среди них есть одна империя, королевства, княжества, герцогства, султанаты, эмираты, папское государство-город Ватикан. Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Выборные парламенты в абсолютных монархиях отсутствуют, в лучшем случае при монархе существуют назначаемые им же совещательные органы, а исполнительная власть находится в полном подчинении монарха. Все ныне существующие абсолютные монархии расположены в Азии в основном в пределах Аравийского полуострова.