Формы государства и государственного устройства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Проблемы понимания категории «форма государства» 5
1.2 Сущность и структурные элементы формы государства 9
1.3 Форма государственного устройства и их типология 15
2 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СССР, И РФ 19
2.1 Государственное устройство Древней Руси 19
2.2 Зарождение федеративного строя в России 23
2.3 Современное государственно устройство Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

2011 Формы госуд РФ.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

В-третьих, это приемы и  методы осуществления государственной  власти.

Форма государства – это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной  власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и  не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая огранизация власти народа.

Однако необходимо отметить одно очень важное обстоятельство. Форма государства не представляет собой, целостного явления. По существу, это лишь выбор основных параметров позиций, которые издавна представляются главными для характеристики государства: исходя из них государство может быть охарактеризовано наиболее полно.

Доказательством выше сказанного является то, что применительно к  форме государства не могут быть выделены ее виды, ибо о таковых  можно вести речь лишь применительно  к целостным образованиям. Если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах государственного режима, но не о видах формы государства.

В этой связи безосновательно форму  правления, форму государственного устройства и государственный режим  именовать «элементами» формы государства. Ибо элемент – это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления представляют собой хотя и основные, но весьма разнообразные характеристики такой сложной системы, как государство.

Формы государства, как уже отмечалось достаточно древняя категория государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и  наука в целом, и методология  исследования систем в частности  ушли далеко вперед. И новейшие знания в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что «государственный режим» характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе, категории же «форма правления» и «форма государственного устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.

Таким образом, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной  власти, источники ее образования  и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и  населением;

б) территориальную организацию  государственной власти, соотношение  государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления  государственной власти.

Формы правления – это организация  верховной государственной власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением.

Основными видами формы правления являются монархия и республика. Форма государственного устройства – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.

Основные виды государственного устройства: унитарное (простое) государство, федерация. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение независимых  государств.

Государственный режим – это  совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых  осуществляется государственная власть. Причем это составная часть политического режима.

Политический режим – это  функциональная характеристика политической системы и включающая в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов). Государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических).

Основные виды государственного режима: абсолютизм, ограниченный дуализм, дуализм, парламентаризм, министериализм, партократия.

Когда раскрыта «сущность» государства  – определено его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.

Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить волю и интересы, каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях, оно при этом действует. Изучить же государство с точки зрения его формы, – это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства.

В реальной жизни наблюдается необычайное  разнообразие форм государства. Каждое государство по своему закрепляет систему государственных органов, их полномочия и связи друг с другом и населением. Так все современные государства имеют представительные (законодательные) органы, однако вряд ли найдутся хотя бы два полностью идентичных органа. Парламент Франции состоит из двух палат, законодательная деятельность которых значительно ограничивается деятельностью правительства. Парламент Италии также состоит из двух палат, но имеет более широкие законодательные полномочия по сравнению с парламентом Франции и к тому же избирает президента республики. Парламент Греции также избирает президента, имеет широкие полномочия в сфере законотворчества, но является однопалатным.

На форму государства влияют разнообразные политические, экономические, социальные и иные факторы. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства.

В современных условиях активные действия рабочего класса и других трудящихся за свои права, сказываются на политическом режиме государства, способах осуществления государственной власти и его взаимодействии с населением, наличии у всех граждан той или иной части прав и свобод, закрепленных нормами международного права и конституцией страны.

Форма государства не может не учитывать  и национальный состав населения, стремление отдельных наций и народностей иметь собственное государственное образование. Федерация является одним из способов удовлетворения потребностей отдельных наций и народностей в автономии, предоставляет им право самостоятельного решения вопросов, определяемых конституцией страны или специально заключенным договором между субъектами федеративного государства.

Форма государства в известной  степени зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы органов государства за власть, за право принимать решения по основополагающим вопросам жизни и деятельности государства и общества.

На форму государства заметное влияние оказывают идеологические установки партий и социальных слоев, осуществляющих государственную власть, позитивный опыт других государств, а также научные разработки проблем организации и деятельности государства.

 

1.3 Форма государственного устройства и их типология

 

Решение всех задач, стоящих перед  государством, из центра практически  невозможно, а в некоторых случаях и нецелесообразно. Поэтому территория государства после достижения определенного порога численности населения и размеров площади делится на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления.

Как отмечают авторы одного из учебных пособий по теории государства и права «… характер взаимоотношений между центральными и местными органами и составляют проблему государственного устройства»18.

Единство государственной территории обусловлено действием на этой территории общей власти. Как отмечал основатель чистого учения о праве Г. Кельзен, «…государственную территорию можно определить лишь как пространственную сферу действительности государственного порядка» 19.

Территориальная организация государства  – явление сложное и многоэлементное. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, соотношение частей конкретного государства, принципы взаимоотношений центра и мест (регионов). Также государственное территориальное устройство – это форма территориальной организации власти в государстве.

В рассматриваемом аспекте важным является мнение доктора юридических  наук, профессора В. Е. Чиркина, который  отмечает, что «…форма государственного устройства отражает территориальную  структуру государства, соотношение  между государством и его составными территориальными единицами»20. Возможны различные варианты взаимоотношений между центральными и местными властями. Характер этих взаимоотношений определяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Кроме того, в теории государства  и права традиционно определенное внимание уделяется различным видам  объединений государств: конфедерациям, содружествам, сообществам и т. д.

Иногда в литературе по конституционному праву высказывается точка зрения, согласно которой наряду с унитаризмом и федерализмом существует и третья форма государственного устройства – «регионалистское государство». К нему относят гибридные формы, занимающие промежуточное положение между автономией и субъектом федерации (Шри-Ланка, Италия).

Государства современного мира по форме государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.

Унитарное (от лат. unitas - единство) - единое государство с единой конституцией и гражданством, с единой системой органов власти и судопроизводства, где функционирует единая система законодательства, единая правовая и финансово - денежная системы.

Унитарное государство делится  на административно- территориальные  единицы и они не обладают политической самостоятельностью. Вместе с тем  различают два типа современного унитарного государства – централизованные и децентрализованные.

В централизованных унитарных государствах (Казахстан, Финляндия, Нидерланды, Узбекистан) подчинение осуществляется через должностные  лица, назначаемые центральными органами власти.

В децентрализованных унитарных государствах (Великобритания, Япония, Новая Зеландия, Испания) власти регионов формируются  независимо от «центра», поэтому их отношения строятся на началах децентрализации.

В современных унитарных государствах нередко существует несколько звеньев административно- территориальных единиц. Некоторые небольшие государства вообще не имеют административно – территориального деления (Мальта, Бахрейн).

Федеративное (от лат. foedus – союз, объединение) государство – сложное союзное государство, части (субъекты) которого обладают признаками государственности.

Основным признаком данной формы  государственного устройства является наличие двух уровней высших государственных  органов – федерации и субъектов  федерации. Для федераций характерно наличие двойной правовой системы, нередко двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации (например, Совет Федерации в Российской Федерации), а вторая – общенациональные интересы (Государственная Дума).

По своей сути федерализм – явление  новой и новейшей истории. Исследователи  по- разному оценивают их количество. Так, В. Е. Чиркин, считает, что таких  государств 22, а Ю. В. Мельников полагает, что в настоящее время существует 24 федеративных государств.

Федеративная форма государственного устройства крайне разнообразна. По- разному  могут называться и сами федерации: Российская Федерация; Соединенные  Штаты Америки; Королевство Бельгия; Швейцарская Конфедерация и т. д.; и субъекты федераций – штаты, кантоны, провинции, земли, республики и т. д.

Известны две формы образования  федераций: на основе союза (США, СССР, Югославия) и на основе автономии (Мексика, Пакистан, Индия).

В мире сложились два основных принципа построения федерализма – национально- территориальный (Эфиопия) и территориальный (США).

Проблемы формы государственного устройства чрезвычайно сложны. В  частности, само понятие «форма государственного устройства» подвергается критике, и уже наметилась тенденции к  его исключению из научного оборота. Взамен предлагаются понятия «территориальная организации публичной власти», «территориально- политическая организация государства»21. История государства и права традиционно также рассматривает такое объединение государств, как конфедерация.

Информация о работе Формы государства и государственного устройства РФ