Крупные
ученые ряда государств обеспокоены
экологическим состоянием природы
в различных уголках мира. Из государственного
бюджета все больше и больше выделяется
средств на поддержание экологии
в надлежащем виде, также оказывают
различную помощь и общественные
организации. В ряде государств правительство
принимает различные меры к нарушению
нормативных актов по охране природы.
Главенствующее положение занимает
убеждение, а также штрафы и уголовные
наказания.
3. Формы выполнения
функций
Функции
государства осуществляются в определенных
формах и определенными методами.
Формы
осуществления функций характеризуют
связь государства с правом как
одним из основных средств властвования.
Через право государство проводит
в жизнь свои функции, свои экономические,
политические, идеологические задачи.
В одних случаях государство
издает юридические нормы, в других
– организует их исполнение, в третьих
– обеспечивает, охраняет их. В зависимости
от этого и различают три основные
формы осуществления функций:
1.
Правотворческая – государственная
деятельность, выражающаяся в разработке
и принятии юридических норм,
в которых закрепляются программы
деятельности людей. Она заключается
в издании нормативных актов,
т.е. актов, которые устанавливают
новые нормы, изменяют или отменяют
старые.
2.
Правоисполнительная – государственная
деятельность, выражающаяся в принятие
мер по исполнению норм права.
Она состоит главным образом
в издании властных индивидуальных
актов, т.е. актов, рассчитанных
только на данный, индивидуальный
случай (например, издание разового
планового акта по строительству,
назначение гражданина на должность.)
3.
Правообеспечительная (правоохранительная)
– государственная деятельность,
выражающаяся главным образом
в контроле и надзоре за
соблюдением и исполнением норм
, а также в применение принудительных
мер к их нарушителям. В процессе
осуществления данной функции
решаются юридические дела, связанные
с применением юридических санкций,
спорами между отдельными лицами
и т.д.
4.
Формы правления
в государстве.
В мире существует более
200 государств. Они могут быть сгруппированы
в зависимости от уровня экономического
, политического развития , от идеологической
, религиозной направленности , от того
, какими средствами осуществляют международную
политику.
Форма правления характеризует
организацию государственной власти
, систему высших государственных
органов , а также порядок их
образования , взаимоотношения их
между собой и с гражданами.
Так в Непале вся полнота
власти принадлежит королю , в
Великобритании королева правит
лишь формально , а фактически
– парламент и правительство
во главе с примьер – министром;
США – республика с сильной
президентской властью; в Италии
решающую роль играет парламент.
По форме правления государства
можно поделить на две группы
: монархии и республики.
Монархия означает , что правит
один человек , или персональное
единовластие. Она соответствует
следующим признакам :
существование
единоличного главы государства;
обладание монархом
всей полноты власти , которая является
нераздельной , верховной и суверенной;
наследственный
порядок передачи власти ;
бессрочное правление
монарха;
юридическая безответственность
монарха;.
Различают неограниченную
/ абсолютную / и неограниченную монархию.
Для абсолютной монархии характерно
отсутствие представительных учреждений
народа , сосредоточение всей государственной
власти в руках монарха. Он
издаёт законы , назначает чиновников
, объявляет или прекращает войну
, контролирует сбор налогов и
расходует их по своему усмотрению.
Карательная функция также находится
в его руках.
Разновидность
абсолютной монархии является теократическая
монархия / Саудовская Аравия , Омар
, Катар /. Теократия / от греческого
theos – бог , kratos – власть / - форма государственного
правления , при которой власть сосредоточена
у духовенства или главы церкви / Иран
/. /1/
Ограниченная монархия подразделяется
на дуалистическую и парламентарную
/конституционную / в зависимости
от степени ограничения полномочий
главы государства.
В дуалистической монархии существуют
несколько политических учреждений:
монарший двор , формирующий правительство
и парламент , который никакого
влияния на правительство не
оказывает , как , например до
революции 1917 года в России. Монарх, император
или царь имеет сильное влияние на парламент
: может наложить вето на его законы , издать
чрезвычайные указы , имеющие силу закона
, а при необходимости распустить парламент.
Парламент / англ. parliament , франц.
parlemet от parler – говорить/ - родовое название
высшего представительного и законодательного
органа в демократических государствах.
Парламентарной монархии свойственно
ограничение власти монарха ,
как в законодательой , так
и в исполнительной сферах. Несмотря
на то , что формально монарх
назначает главу правительства
и министров , правительство ответственно
не перед ним ,а перед парламентом.
Монарх здесь фигура скорее
чисто символическая , являющаяся
своего рода данью традиции , нежели
властная. Он царствует , но не
правит / Швеция , Япония , Великобритания
/.
Республика как форма правления
возникла позднее монархии и
стала доминирующей в современном
мире. Республика / лат. respublica
от res - дело , publicus – общественный/ -
форма государственного правления , при
которой всё высшие органы государственной
власти либо избираются , либо формируются
общенациональными представительными
учреждениями / парламентами / ,
а граждане обладают личными и политическими
правами. В настоящее время из 190 государств
мира более 140 являются Республиками. Ей
присущи следующие признаки :
коллективное
правление , осуществляемое не одним
лицом , лицом , а системой государственных
органов ;
республиканское
правление основано на принципе разделения
властей на законодательную , исполнительную
и судебную ;
в формировании
власти участвует народ; в процессе
выборов государственных органов
могут применяться различные
избирательные системы , одни менее
, другие более демократичные ;
представители
органов власти и высшие должностные
лица избираются на определённый срок
;
высшие должностные
лица несут ответственность перед
органом , их избравшим , или народом
;
В данный момент известны два
основных вида республики.
Президентская республика характеризуется
значительной ролью Президента
в системе государственных органов
, соединением в его руках полномочий
главы государства и правительства.
Правительство и Президент избираются
внепарламентским путём , поэтому
в определённых ситуациях могут
быть в противоречии с Парламентом.
Президентская республика создаёт
благоприятные предпосылки для
сосредоточения в руках президента
больших полномочий , что стабилизирует
власть. Это крайне необходимо
для государств , находящихся на
переходных этапах / Мексика ,
Р.Ф. /; государств , где сильны монархические
традиции / Румыния /; , в ситуациях ,
не отличающихся стабильностью / Украина
, Грузия /; , в период проведения реформ
/ Перу/; в государствах имеющих обширную
территорию и многонациональный состав
/ США/; , при наличии чрезвычайных событий
, таких как , например , война / Югославия
/.
Парламентская республика характеризуется
провозглашением принципа верховенства
парламента , перед которым правительство
в полном составе несёт всю
ответственность за свою деятельность.
Участие президента в формировании
правительства минимально , оно формируется
партией , получившей большинство
на выборах и соответственно
в парламенте. Хотя президент
формально наделяется большими
полномочиями , на практике он
не оказывает серьёзного влияния
на осуществление государственной
власти / например Германия /. Парламентская
республика - менее распространённая
форма правления , чем республика
президентская. Она существует
в странах , отличающихся развитой
, в значительной мере саморегулируемой
экономикой / Турция , Финляндия и
т.д. /. Российская Федерация ещё
очень далека от введения у
себя данной формы правления.
Также
существуют смешанные формы правления
суперпрезидентская , полупрезидентская
или полупарламентская республики.
Следует также заметить , что форма
правления не может быть выбрана
произвольно. Помимо иных факторов
она зависит от уровня сознания
людей , проживающих в том или
ином государстве.
Рисунок : Форма
правления государства:
Заключение:
Таким образом,
на основании всего вышеперечисленного
можно сделать вывод: Функции
государства многоплановы, их формирование
происходит в процессе становления
и развития государства. В разные
исторические периоды приоритетное
значение приобретают те или иные
задачи, цели государства, а, следовательно,
и различные его функции. На одних
этапах центр тяжести переносится
в сферу экономики, поэтому в
деятельности государства приоритетное
место занимает экономическая функция,
в других - в область политики,
отсюда - повышенное внимание к реализации
функции государственной власти
и т.д. Исчезают одни функции, возникают
другие. Поэтому, классификация функций,
которая приведена в данной
курсовой работе не является конечной
для Российского государства.
Конечно, такая
тема как “функции государства” будет
актуальной и через несколько
десятков и даже сотен лет, пока существует
такой институт как государство.
По данной теме существует множество
вопросов, часть из которых я попытался
раскрыть в данной работе. Это такие
как: более подробная проработка
каждой из приведенных в классификации
функций, анализ различных теорий
классификации функций государства,
обработка и анализ материалов последних
лет относительно данной темы
и многие другие. Я думаю, что
данная тема еще не “исчерпала”
себя, и еще будет подвергнута
всестороннему анализу в различных
рефератах и научных работах.
Список
использованной литературы
1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Кодекс об административных правонарушениях.
3.
Уголовный Кодекс РСФСР.
4.
“Функции и структура государства”,
15.07.1992г.
5.
Венгеров А. Б. “Теория государства
и права”, М., Юрист, 1994г.
6.
Хропанюк В. Н. “Теория государства
и права”, М., Отечество, 1993г.