Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:58, курсовая работа
Цель курсовой работы всесторонне изучить формы (устройства) государства.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины разнообразия форм государства;
Описать формы правления государства;
Изучить государственное устройство;
Рассмотреть виды государственно-правового режима.
В
теории государства и права
Эти
принципы, прежде всего, характеризуют
экономическую сферу
“Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике”.
При
либерализме государственная
В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них – социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.
Кроме
4-х вышеперечисленных
Например, с древности известны деспотические и тиранические режимы. Их относят к разновидностям авторитарного режима. Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма. Кроме того, существуют переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный характер.
Таким
образом, понятие «политический режим»,
а также классификация политических режимов
не потеряли в современные дни своей актуальности.
Они требуют развития в соответствии с
современными условиями в мире. В юридической
литературе отсутствует единый подход
к пониманию термина «политический режим».
Нет и единого мнения по поводу классификаций
политических режимов. Вопрос классификации
политических режимов всегда был очень
сложным. У разных авторов на это счет
существуют различные мнения. В данной
главе, при классификации политических
режимов, я использовала достаточно распространенную
в теории государства и права классификацию,
по которой режимы были разделены на четыре
вида – демократический, либеральный,
авторитарный и тоталитарный.
Заключение
Форма государства состоит из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима.
Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и политического режима.
Характер формы правления, существующей в данном государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете, различие между двумя основными формами правления, существующими в зарубежных государствах - монархией и республикой, зависит от того, кто стоит во главе государства. Такие его особенности, как демократизм или реакционность, централизация или децентрализация и некоторые другие не находятся в прямой зависимости от формы правления. Тем не менее, форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.
Монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. Как показывает современная история, монархия еще не отжившая свой век форма правления, а имеющая при определенных условия достаточные исторические перспективы. Примером могут послужить постоянно поднимающиеся в современной России разговоры о восстановлении монархии.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны.
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Унитарное государство бывает централизованным и децентрализованным. Федерация бывает территориальная и национально-территориальная.
Понятие
«политический режим», а также классификация
политических режимов не потеряли в современные
дни своей актуальности. Они требуют развития
в соответствии с современными условиями
в мире. В юридической литературе отсутствует
единый подход к пониманию термина «политический
режим». Нет и единого мнения по поводу
классификаций политических режимов.
Вопрос классификации политических режимов
всегда был очень сложным. У разных авторов
на это счет существуют различные мнения.
В данной главе, при классификации политических
режимов, я использовала достаточно распространенную
в теории государства и права классификацию,
по которой режимы были разделены на четыре
вида – демократический, либеральный,
авторитарный и тоталитарный.
Список
использованной литературы
4.
Спиридонов Л. И. Теория