Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Категория «содержание» позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос: кто ее осуществляет. Изучение же «формы» государства позволяет дать ответ на вопрос как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2
Глава 1……………………………………………………..6
Монархия, и ее виды…………………………………...6
Глава 2…………………………………………………….14
Республика и ее виды………………………………….14
Заключение………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………30
Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществлять руководство в чрезвычайных
16 обстоятельствах.
И не случайно, сталкиваясь с
теми или сложными проблемами,
некоторые страны усиливают
Глава
государства в президентской
республике получает свои полномочия
в результате избрания на известный
срок (обычно от 4 до 7 лет, в
Латвии - на 3 года) из среды граждан государства
(в Аргентине, Ирландии,
Исландии, Филиппинах, Шри- Ланке и некоторых
других странах на этот пост избирались
не только мужчины, но и женщины) и ответственен
перед судом за противоправные деяния
в период нахождения у власти.
Президентская
форма правления в свою очередь
не является безупречной. Во- первых, в
отличие от парламентской формы
правления, она таит в себе возможности
трений во взаимоотношениях исполнительной
и законодательной ветвей власти
и провоцирования конституционного кризиса.
Вероятность последнего особенно возрастает,
если президент и парламентское большинство
принадлежит к различным партиям или политическим
течениям.
Предположения, что президент всегда находится
над партийной борьбой и политиканством
лоббистов, могут не иметь под собой веских
оснований. Иными словами, выбор между
парламентской и президентской формами
правления может означать выбор между
единым, но нестабильным руководством
и руководством стабильным, но чреватым
конфликтом двух властей. Во- вторых, едва
ли существует оптимальный способ избрания
президента. Любой из них имеет свои сильные
и слабые стороны. На первое место по значимости
выходит метод президентских выборов.
Прямые выборы представляются наиболее
простыми и демократичными.
Но моделей прямых выборов тоже много,
а выбор способов не всегда зависит от
президента. Президентская власть может
оказаться в большей зависимости от законодательной
ветви, от которой может зависеть
17 многое, например, процедура переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.
Государственный режим при этой форме правления- только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет.
Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские. В последние 10- 15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.
К парламентарной
форме правления можно отнести
все вышесказанное о
Вместо
слабого монарха мы наблюдаем
слабого президента, который в
типичном случае избирается либо парламентом,
либо более широкой коллегией, включающей
наряду с парламентом обычных депутатов
парламентов субъектов федерации или
представительных региональных органов
самоуправления.
Обширные полномочия, которыми порой конституция
наделяет президента парламентарной республики,
осуществляются, как правило, правительство,
которое в лице своего главы или министра
контрассигнуют акты президента. Показательно,
что часть 1 статьи 74
Конституции Республики Индия 1949г. в редакции
42- ой и 44- ый поправок прямо установила
обязанность президента следовать советам
правительства.
Главный
признак парламентарной республики,
как и парламентарной монархии, -
политическая ответственность правительства
перед парламентом.
Как и там, ответственность эта- часто
солидарная: недоверие одному члену правительства,
особенно его главе, влечет отставку всего
правительства.
18
Вместо ухода в отставку правительство
может потребовать от президента распустить
парламент (его нижнюю палату) и назначить
новые выборы.
При парламентарной республике также возможны два государственных режима- парламентарный и министериальный.
Чисто
парламентарных республик не так
уж много. К ним можно отнести
Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию,
Словакию, Эстонию некоторые другие.
В тех странах где
Достоинством парламентарной республики является единство высших элементов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет не значительную роль; исполнительная власть является по сути продолжением законодательной и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.
Недостатки
парламентарной республики сводятся,
во-первых, к крайней фрагментарности
партийной системы, которая обрекает парламентскую
коалицию на аналогичную фрагментарность,
а правительство на неустойчивость.
При неразвитости партийной системы даже
экстремистские (малочисленные) партии
могут предстать частью парламентской
коалиции большинства. Это может оказаться
не менее пагубным, чем тупик во
19 взаимоотношениях
исполнительной и
Как уже
говорилось, в современных условиях
«чистые» формы президентских
(это Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия
и др.), где конституциями предусмотрена
ответственность министров перед парламентом.
« Второй путь создания смешанных, гибридных
форм был указан французской конституцией
1958 года и со значительными изменениями
воспринят Грецией(1975), Португалией
(Конституция 1976 г. до последующих изменений)
и т. д.
Смешанная
(полу президентская) республика сочетает
в себе признаки и президентской,
и парламентской республики. Но сочетание
это бывает различным. Например, по Конституции
Французской республики 1958 года президент
избирается гражданами и руководит правительством,
что характерно для президентской республики.
В тоже время назначаемое им правительство
должно пользоваться доверием нижней
палаты парламента- Национального
Собрания, что характерно для парламентарной
республики. Вместе с тем президент может
распускать Национальное Собрание
20 по
своему усмотрению, что не характерно
ни для той, ни для другой
разновидности республиканской формы
правления в Португалии, в Мадагаскаре
(до 1922 г.), в Белоруссии, России, Украине,
Армении и других странах фактическим
руководителем правительства является
президент, что сближает эти гибридные
формы с президентской республикой (под
его председательством в некоторых странах
созываются так называемые официальные
заседания правительства Совет министров),
на которых решаются наиболее существенные
вопросы), но есть также конституционная
должность премьер- министра (в ряде президентских
республик такая должность то вводилась,
то упразднялась по усмотрению президента).
Это- административный премьер, он ведает
организационной работой, председательствует
на менее важных заседаниях правительства,
это делает президент.
Премьер-
министра и членов правительства назначает
президент, правительство несет ответственность
перед парламентом. Последнее обличает
данную форму от президентской республики
и сближает с парламентарной.
Однако ответственность правительства
перед парламентом крайне затруднена.
Во Франции резолюция порицания может
быть принята большинством всего состава
Национального Собрания и может быть внесена
для обсуждения только в трех случаях:
в двух случаях, когда требование доверия
исходит от самого правительства и в одном
- от депутатов, но проект должен быть подписан
не менее чем 1/10 состава нижней палаты.
Если резолюция не будет принята, депутаты,
внесшие ее, лишаются права вносить другую
резолюцию порицания вплоть до окончания
сессии. На практике за все время действия
конституции
1958 года такая резолюция была принята
лишь один раз (в 1962 г.), но это повлекло
не отставку правительства, а роспуск
нижней палаты президентом. В
Мадагаскаре политическая ответственность
правительства по Конституции 1975 года
была возможна только в одном случае: при
отклонении парламентом плана развития,
предложенного правительством. В условиях
безраздельного господства
21 партии
президента в парламенте до 90-х
гг. это было нереально. К тому
же в случае недоверия
Еще сильнее
проявляются черты
22
Конституциями установлена двойная ответственность
министров: перед президентом и парламентом,
но реален только первый вид ответственности.
Как показал опыт, сменная форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между президентом, с одной стороны, и премьер- министром и парламентским большинством с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств. Так, в 1986 г., когда президентом был социалист Ф. Миттеран, выборы в Национальное Собрание дали перевес правым партиям, на базе которых и было сформировано правительство. Однако просуществовало оно всего полтора года, после чего президент распустил Национальное Собрание, а новые дали возможность сформировать правительство социалистов.
В целом
ряде стран президент избирается
гражданами, что характерно для президентской
республики, и имеет ряд полномочий,
дающих ему возможность активно
вторгаться в политический процесс, однако
на практике он ими не пользуется («спящие
полномочия»), а существующий государственный
режим типичен для парламентарной республики
(парламентаризм или министериализм).
Примером могут служить Австрия, Ирландия,
Исландия, где
«человеком №1» признается все же не глава
государства, а глава правительства.
Примечательно,
что в большинстве стран, свергших
в недавнем прошлом тоталитарные
режимы (Португалия, Польша, Болгария,
Хорватия,
Словения, Македония, Союзная Республика
Югославия и входящие в ее состав
Сербия и Черногория), установилась смешанная
республиканская форма правления, при
которой правительство опирается на парламентское
большинство, а всенародно избранный президент,
будучи нередко харизматическим лидером
нации, то есть обладающий общепризнанной
популярностью и народным доверием, не
вмешиваясь в текущее управление, направляет
политический курс. Глава правительства
подчас выступает
23 в роли «мальчика для битья»: если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством. В этом, пожалуй, сказываются черты определенной национала ной психологии, сложившейся за многие десятилетия, а порой даже за века единоличной власти. Подобная система традиционно существует и в Финляндии.
Своеобразная
форма правления в Швейцарии.
Правительство
(Федеральный Совет) назначается парламентом
(Федеральным Собранием) и подотчетно
ему, однако политическая ответственность
правительства перед парламентом конституционно
не предусмотрена, и государственный режим,
следовательно, скорее все же дуалистический,
а не парламентарный.