Форма правления и государственное устройство Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:51, реферат

Описание работы

Государственное устройство Италии определяется конституцией, принятой 22 декабря 1947 г. Конституция почти без поправок действует до настоящего времени и считается одной из самых демократических в мире. Наряду с основными демократическими принципами в ней нашли отражения и антивоенные, антифашистские настроения того времени, таким образом конституция Италии закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.

Работа содержит 1 файл

Форма правления и государственное устройство Италии.docx

— 44.89 Кб (Скачать)
    1. Судебная система.

Судебная система Италии состоит из следующих подсистем:

  • Судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов;
  • Административных судов;
  • Военных трибуналов.

 

  

 

Суды общей  юрисдикции.

В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Должность консилиатора неоплачиваемая и не требует юридического образования. В коммуне действует обычно 1 консилиатор, назначенный Высшим советом магистратуры на 3 года из числа жителей, достигших 25 летнего возраста и способных “достойно и независимо” выполнять судебные функции. 

 

Претура – суд претора. Рассматривает аппеляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с небольшой ценой иска, рассматривает уголовные дела с возможным наказанием до 3-х лет лишения свободы и штрафом. 1 тысяча преторов.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые также являются судами первой инстанции по широкому кругу гражданских дел и уголовных дел, не подсудным преторам и судам ассизов. Каждый трибунал заседает в составе 3-х судей. 150 трибуналов.

Аппеляционной инстанцией для  трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Заседает такой суд в составе 3-х судей. При апелляционных судах действуют суды по делам несовершеннолетних, которые рассматривают дела лиц не достигших 18 лет.

В судебном округе создаются суды ассизов и апелляционные суды ассизов, которые рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Они заседают в составе 2-х профессиональных и 6 народных судей. 100 судов по первой и 36 по апелляционной инстанции. 

 

Кассационный  суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и включает 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами. Он также выступает кассационной инстанцией по делам, рассмотренным апелляционными судами. При Кассационном суде действуют генеральный прокурор и его заместители.  

 

Административная  юстиция.

Специальная (административная) юстиция представляет самостоятельную  ветвь. Она распадается на две  подсистемы – общие административные суды во главе с Государственным  советом, и специальные – возглавляемые  Счетной палатой. 

 

Военная юстиция.

Юрисдикция военных трибуналов в мироное время распространяется только на преступления, совершенные  лицами, входящими в состав Вооруженных  сил. 

 

Прокуратура. Осуществляет уголовное преследование.  

 

Высший совет  магистратуры является высшим конституционным органом в судебной иерархии Италии. Высший совет магистратуры включает 24 человека, в т.ч. Президента в качестве председателя, председателя и генерального прокурора Кассационного суда.

В компетенцию Высшего  совета магистратуры входит:

  • прием в состав магистратуры,
  • переводы и другие меры, связанные со статусом магистратов,
  • назначение и отзыв почетных вице-преторов, мировых судей и их заместителей, а также членов специализированных отделений, не являющихся магистратами,
  • наложение дисциплинарных санкций на магистратов,
  • представление за выдающиеся заслуги профессоров и адвокатов к назначению кассационными магистрами,
  • предоставление в пределах бюджетных ассигнований компенсаций и субсидий магистратам и их семьям, и д.р.

 

  

 

Принципы судопроизводства.

Все судебные решения должны быть мотивированы, приговоры и постановления, касающиеся личной свободы и вынесенные общими или специальными судебными  органами, могут обжаловаться в кассационном порядке на основании нарушения  закона. 

 

  1. Административное деление.

Италия в административном отношении разделена на 20 областей, 94 провинции. 8090 коммун. Высший орган  власти — совет, избираемый на 5 лет. Исполнительный орган совета — джунта. 
Низшая административно-территориальная единица — сельская община (городская коммуна) имеет общинный (коммунальный) совет — муниципалитет. Управление общиной (коммуной) осуществляется синдиком (мэром).

 

 

 

 

Центральные органы государственной власти 

 

 

 

1. Законодательная  власть.

Парламент. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената.

Двухпалатная структура  итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.

Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции.

Палата депутатов насчитывает 630 человек. Депутатом может быть избран любой гражданин республики, достигший возраста 25 лет.

Сенат республики насчитывает 322 сенатора. По конституции Италии сенатором может быть избран (назначен) гражданин, достигший возраста 40 лет.

Согласно итальянским  законам право избирать в Палату депутатов имеют все граждане, достигшие возраста 18 лет, а в  Сенат — 25 лет.

В настоящий момент в Италии (с 1993 г.) при избрании обеих палат  парламента действует мажоритарная избирательная система.

Палаты наделены большими полномочиями: утверждают государственный  бюджет. решают вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицируют международные договоры и т.д.

Согласно конституции, проводятся совместные заседания обеих палат  для принятия присяги президента, лишения парламентской неприкосновенности одного из членов парламента или решения  об объявлении войны, предании Президента, председателя Совета министров и  министров суду.

Руководящие органы палат – бюро. Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет. Для образования партийных фракций в Палате депутатов требуется желание не менее 20 ее членов, допускается создание фракций и из меньшего числа при соблюдением партией ряда требований на выборах. В Сенате партийные фракции должны состоять из 10 сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий.

В палатах образуются постоянные комиссии: в Сенате – 12 или 13 на 2 года, в Палате депутатов – 14 на 5 лет. Профиль комиссий повторяет компетенцию соответствующих министерств.

Заседания палат носят публичный характер, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания по просьбе правительства, председателя партийной фракции или группы депутатов.

Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей не менее 50 тыс. чел. – народная инициатива.

Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего  порядок применения конституционной  нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом.

В тоже время существует жесткая иерархия законодательной  инициативы в зависимости от компетенции  субъекта законотворчества. Т.е. проекты  областей могут касаться только областной  жизни, избиратели не могут вносить  проекты в областях, зарезервированных  за правительством и т.д.

Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать свои законодательные  полномочия комиссиям. Парламент также  может делегировать правительству  свои законодательные полномочия, кроме  вопросов, лежащих в конституционной  области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации  международных договоров.

Следует также отметить зависимость  правительства от парламента, оно  несет коллективную ответственность  перед любой палатой парламента и должно при конституировании получить доверие обеих палат.

В международной сфере  итальянский парламент ратифицирует договоры с другими государствами, объявляет войну.

В судебной – назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.

Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 - 74 Конституции, а детально - в регламентах палат.

Законодательная функция  осуществляется обеими палатами. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, каждому члену палат, а также тем органам и организациям, на которые это возложено конституционным законом. В частности, Конституция предоставляет такое право Национальному совету экономики и труда (ч. 3 ст. 99) и областным советам (ч. 2 ст. 121), правда лишь по вопросам их ведения. По вопросам территориального устройства ограниченным правом законодательной инициативы обладают и коммунальные советы (об образовании новых провинций или изменении границ существующих).

Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково.

Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Принятый палатами закон поступает к Президенту республики, который должен промульгировать его в течение месяца со дня одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный ими срок.

Законы публикуются в официальном органе государства "газета Уфичиале делла Република Итальяна" ("Gazzetta Ufficiale della Republica Italiana" - "Официальная газета Итальянской Республики") немедленно после промульгации и вступают в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

2. Исполнительная власть

Президент, права  и полномочия. Компетенция.

Глава государства — президент, избираемый сроком на 7 лет парламентом  и делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.

Президент республики является главой государства и представляет национальное единство.

В отношениях с Парламентом  он осуществляет следующие полномочия:

  • Направляет палатам послания;
  • Назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания;
  • Разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе Правительства;
  • Промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения;
  • Может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата;

В предусмотренных Конституцией случаях назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных  законом – государственных должностных  лиц.

Президент является главнокомандующим  Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном  совете обороны, объявляет по решению  палат состояние войны.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются  в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в  помиловании и смягчении наказаний.

Президент жалует знаки отличия  республики.

Никакой акт Президента не действителен без контрасигнатуры  предложившего его министра, который  и принимает на себя за этот акт  ответственность

Избрание. Президентом может быть избран гражданин, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами.

Президент избирается Парламентом  на совместном заседании всех его  членов. В выборах участвуют также  по три делегата от каждой области, которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Данная процедура в условиях парламентской  многопартийности – результат компромисса  политических партий по поводу конкретной кандидатуры.

Президент избирается на 7 лет  и может неоднократно переизбираться.

Если Президент не может  осуществлять свои функции, его замещает председатель Сената. Если Президент  умер или ушел в отставку, председатель Палаты депутатов назначает выборы нового Президента в течении 15 дней.

Ответственность. Благодаря контрасигнатуре его актов Президент не ответственен за действия, совершенные при выполнении своих функций, за исключением государственной измены или посягательства на Конституцию.

Информация о работе Форма правления и государственное устройство Италии