Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Федерация - это союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это - сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. При данной форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств - членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

Содержание

Введение ________________________________________________________ 3
Глава I. Понятие формы государственного устройства _______________ 6
Формирование федеративных государств_________________________7
Отличия федерации от унитарного государства и конфедерации _____8
Глава II. Виды формы государственного устройства ________________ 10
Унитарное государство. ______________________________________ 10
Федерация. ________________________________________________ 15
Конфедерация. _____________________________________________ 23
Заключение _____________________________________________________ 28
Список литературы _______________________________________________ 30

Работа содержит 1 файл

Форма государственного устройства.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Швейцария: Сходна была судьба и швейцарской  конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны  Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии – Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза – Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.15

     Опыт  истории североамериканской, швейцарской  и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

     1. Договорная форма образования  конфедерации. Большая часть конфедераций  была образованна на основе  соответствующих договоров.

     2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации,  где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

  1. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

     4. Предметы ведения конфедерации  ограниченны перечнем небольшого  и в целом незначительного  круга вопросов. Это- вопросы войны  и мира, внешней политики, формирование  единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

     5. В конфедерации образуются не  все государственные органы, а  только те, которые необходимы  для осуществления задач, выделенным  по договорным актам.

     6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

     7. Постоянно действующие государственные  органы конфедерации не обладают  властными полномочиями. Акты конфедеративной  власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

     8. Субъектам конфедерации принадлежит  право нуллификации, то есть отказа  в признании, либо отказа в  применении актов союзной власти.

     9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

  1. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

     11. Как правило, в конфедерациях  отсутствует единая система денежного  обращения.

     12. Воинские формирования комплектуются  субъектами конфедерации, причем  нередко сохранялось их двойное  подчинение государственным органам  конфедерации и ее субъектам.

  1. В конфедерации нет союзного гражданства.

     В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют  единая экономическая, политическая и  правовая системы.

     Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для  образования суверенных унитарных или федеративных государств.

 

      Заключение 

     В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

     Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства).

     Политический  режим характеризует, как, каким  способом осуществляется государственная  власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение – обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

     Форма государственного устройства и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

     Анализ  проблемы формы государственного устройства позволяет сделать ряд выводов.

     Государство – это политическая целостность, образуемая национальной или много  национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный  элитой, которая монополизирует  институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

     История знает три основных типа устройства государства: унитарное, федеративное  и  конфедеративное государство.

     Унитарное (неделимое) государство – форма государственного или национально-государственного устройства, при котором территория государства в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц - субъектов федерации, а подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.) .

     Федерация – форма государственного устройства, в соответствии с которой государство  состоит из государственных образований - субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства.

     Наименее  жесткие связи существуют в конфедеративном  союзе, где части (субъекты федерации) могут не подчиняться целому и  даже превалировать над ним.

     Огромное  влияние на выбор формы государственного устройства в какой-либо стране оказывает национальный состав страны.  Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству.  Страны многонациональные, с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей к федеративному устройству. Также на выбор формы государственного устройства могут повлиять какие-либо исторические факторы.

     Таким образом, выбор той или иной формы  обуславливается определенными  социально-экономическими, политическими, этнонациональными, историческими  и иными факторами. Этим объясняется, что во многих странах существует определенная специфика форм государственного устройства. И выбор наиболее оптимальной формы государственного устройства есть гарантия стабильности и развития любого государства. 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 

  1. Хропанюк  В.Н. Теория государства и права – М., 1994
  2. Теория государства и права. / Под ред. А.Б.Венгеров -  М.; Юрист, 1994.
  3. Теория государства и права./  Под ред. М.Н.Марченко - М.; Теис, 1996.
  4. Малько А.В. Теория государства и права – М.,  2001.
  5. Парламенты мира. – М.:  Политиздат 1991 г.
  1. Алексеев  С.С. Государство и право: Учебное  пособие. -  М.: Проспект, 1993 г.
  1. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право  зарубежных стран: учебник.- М.: Право  и закон, 1998 г.
  1. Сырых В. М. Теория государства  и право: Учебное  пособие. -  М.: Проспект, 1998 г.
  1. Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетий  // Государство и право, 1997 г.
  1. Теория  права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.
  1. Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.
  1. Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-политический журнал. - 1997. -№ 1.
 

    13.«Общая теория права и государства» под ред. В.В.Лазарева. Москва, 1996 

    14.«Теория государства и права» под ред. А.И. Королева, Ленинград 1987 

    15.Ибраева А.С., Ибраев Н.С. «Теория государства и права» Алматы 2003 
     

Информация о работе Форма государственного устройства