Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Федерация - это союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это - сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. При данной форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств - членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

Содержание

Введение ________________________________________________________ 3
Глава I. Понятие формы государственного устройства _______________ 6
Формирование федеративных государств_________________________7
Отличия федерации от унитарного государства и конфедерации _____8
Глава II. Виды формы государственного устройства ________________ 10
Унитарное государство. ______________________________________ 10
Федерация. ________________________________________________ 15
Конфедерация. _____________________________________________ 23
Заключение _____________________________________________________ 28
Список литературы _______________________________________________ 30

Работа содержит 1 файл

Форма государственного устройства.doc

— 131.00 Кб (Скачать)
n="justify">     Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. Ему  предоставляется право принятия собственной конституции, которая  должна соответствовать союзной  конституции. Он обладает правом издания  законодательных актов, действующих только на территории этого субъекта и соответствующих федеральному законодательству (принцип приоритета федерального законодательства). Субъект федерации имеет свою собственную правовую и судебную системы. Однако, принципы организации и пределы юрисдикции судебных и иных органов определяются конституцией федерации.

     Субъекты  федерации имеют представительство  и участвуют в работе высших органов  государственной власти, прежде всего  в парламенте. В двухпалатном  парламенте во многих странах в верхнюю палату избирается равное количество депутатов от каждого субъекта федерации, хотя бывают и исключения. Так, в Австралии в состав верхней палаты (сената) входят 76 человек  - по 12 от каждого из шести штатов и по два от двух территорий, которые избираются по системе пропорционального  представительства. В сенате США, палате, выражающей интересы штатов, 100 человек - по два от каждого из 50 штатов независимо от численности населения штата. В Совете кантонов Швейцарии заседают 46 депутатов - по два депутата от 22 кантонов и по одному от полукантонов. Часть их избирается местными парламентами, часть назначается правительствами кантонов. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации  входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, т. е. по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.11

     А вот в нижнюю палату законодательной  власти Австрии - Федеральный совет (бундестаг), в составе которого 63 человека, - каждая земля выделяет число  депутатов, пропорциональное числу граждан земель.

     Федерация есть форма разграничения предметов  ведения между федерацией и входящими  в ее состав субъектами - государственными образованиями. Предметы ведения федерации  и ее субъектов - это круг конституционно закрепленных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления, соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

     Конституции федеративных государств используют несколько  принципов разграничения предметов  ведения. Согласно принципу «дуалистического федерализма», впервые использованному в США, устанавливается сфера исключительной компетенции федерации, т.е. дается перечень вопросов, по которым принимать решения может только федерация, а вопросы, не упомянутые в этом перечне, считаются относящимися к ведению штатов.

     В ФРГ и Австрии устанавливаются  две сферы компетенции: исключительная компетенция федерации и членов федерации, а в Индии и Малайзии - трехчленная система разграничения  полномочий между союзом и субъектами федерации. Например, по Конституции Индии в первую сферу полномочий входят вопросы, отнесенные к исключительной компетенции федерации, во вторую сферу - вопросы, отнесенные к компетенции штатов, в третью сферу - вопросы, отнесенные к совместному ведению федерации и штатов.

     Конституция РФ не содержит общих положений о  порядке распределения полномочий между  Федерацией и ее субъектами и не закрепляет каких - либо принципов  на этот счет. Есть перечень полномочий Федерации, где указываются предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов этого субъекты обладают всей полнотой власти.

     Федерации отличаются друг от друга по степени  централизации власти и управления. Преобладают федерации централизованные, в которых довольно широк круг вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федерации. Например, в перечень вопросов, отнесенных к компетенции федерации, в Конституции Индии входит 97 пунктов, в том числе такие вопросы, как установление маяков, добыча и распределение соли, налоги на продажу газет и на объявлениях, помещенные в них, разрешение демонстрирования кинофильмов и т. п.

     Согласно  конституциям федеративных государств к совместному ведению федерации  и ее субъектов относятся: гражданское  право, трудовое право, уголовное право, земельное право и некоторые другие отрасли права,, социальное обеспечение, общие принципы налогообложения и сборов, торговля, транспорт за исключением федерального, банковское и биржевое дело, образование, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды,  демографическая и национальная политика. 

     Гораздо шире круг вопросов, отнесенных к совместному  ведению в Российской Федерации. Так, к предметам совместного  ведения относятся: защита прав и  свобод человека и гражданина, обеспечение  законности, правопорядка, общественной безопасности, вопросы владения, использования и распоряжения  землей и недрами, кадры судебных и правоохранительных органов, установление общих принципов организации системы органов государственной власти, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий и др. (ст. 72 Конституции РФ).12

     К исключительному ведению субъектов  федерации, как правило, относится: местное управление, местные работы и предприятия, регистрация регулирования деятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение должностей, учреждение, содержание и управление местными тюрьмами и исправительными учреждениями, а также вопросы общественного порядка, культуры, санитарии, здравоохранения, местных коммуникаций, коммунального обслуживания, пособий престарелым и инвалидам, организации местной полиции, городского устройства и др.

     Конституции федеративных государств предметы ведения  субъектов федерации определяют двумя способами. Во-первых, установлением перечня предметов исключительного ведения субъектов федерации (Австрия, Индия, Канада); во-вторых, отнесением к предметам ведения субъектов того, что не закреплено за федерацией или не является предметами совместного ведения федерации и ее субъектов. Так, в Конституции США записано: «Полномочия, не делегированные Соединенными Штатами настоящей Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами, либо за народом».

     Конституция ФРГ отмечает: «Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку настоящий Основной Закон  не устанавливает или не допускает другого порядка».

     В Конституции РФ установлен следующий  способ разграничения: «Вне пределов ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73). Субъекты РФ обладают широкими полномочиями. Они самостоятельно принимают свои конституции, имеют собственное законодательство.

     Нормативный правовой акт субъектов РФ является приоритетным в случае противоречия между федеральным законом и  нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии со своими полномочиями.

     В современных федерациях происходит процесс усиления политической интеграции. Входящие в состав федераций земли, провинции, кантоны, республики, области) не обладают суверенитетом. Это значит, что субъекты федераций не обладают верховенством на своей территории. Сфера действия федерального права распространяется на всю федерацию, и ни в одной из них субъекты не вправе препятствовать его применению. Тот факт, что субъекты федерации не суверенны, следует из тестов конституций. В США, Канаде, Австралии этот факт подтвержден решениями федеральных верховных судов. Сами конституции о суверенитете ничего не говорят, хотя отдельные конституции (Швейцария, Мексика) за субъектами федераций формально признают суверенитет, но лишь в той мере, в которой он не ограничен федеральной конституцией. Это значит, что субъекты федерации обладают ограниченным суверенитетом.13

     В конституциях некоторых федераций  устанавливаются  те или иные запреты  субъектам. Так, в Конституции США  имеется запрет штатам вступать в договоры, союзы или конфедерации. Ни один штат не может без согласия конгресса облагать пошлинами или сборами импорт и экспорт товаров, содержать в мирное время войска, входить в соглашения или заключать договоры с другим штатом или с иностранным государством. В Конституции Мексики тщательным образом расписывается, что должны делать штаты в порядке организации управления, что они не могут делать ни в коем случае без разрешения Федерального Конгресса.

     В федеративных государствах предусмотрены гарантии выполнения решений федеральных органов на всей территории федерации.

     Эти гарантии включают применение определенных мер принуждения по отношению  к субъекту федерации, если это продиктовано соответствующей ситуацией. Об этом в Конституции ФРГ (ст. 37) сказано: «Если земля не выполняет  федеральных обязательств, возложенных на нее Основным Законом или другим федеральным законом, федеральное правительство может с согласия Бундестага принять необходимые меры,  чтобы побудить землю к выполнению этих обязательств в порядке принуждения со стороны федерации». Для проведения мер принуждения федеральное правительство или его уполномоченный орган имеют право давать указания всем землям и их учреждениям.

     Вместе  с тем федеральные конституции  содержат ряд гарантий и прав субъектов федерации, опирающихся на такие основополагающие принципы, как равенство субъектов федерации и самостоятельность в решении вопросов внутренней политики. Гарантией прав субъектов федерации служат формирование верхних палат союзных парламентов на основе их равного представительства, нерушимость территории  субъектов федерации без их согласия. Отдельные конституции закрепляют ряд дополнительных гарантий. Например,  при заключении договоров, затрагивающих интересы отдельных субъектов, необходимо проведение консультаций с ними. Особое значение имеют конституционные нормы, гарантирующие сохранение   культуры, языка, традиций народов многонациональных федераций.

     Взаимоотношение между федерациями и их субъектами развиваются противоречиво. Преобладающей является тенденция к интеграции при сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации. Ныне федерации остаются одной из эффективных и жизнеспособных форм государственного устройства. 

     Конфедерация

     Конфедерация  – форма  государственного  устройства, при которой государства, образующие  конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

     Как формы союза государств, сохраняющих  суверенитет в полном объеме, в  настоящее время не существует нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации: североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе).14

     США: С момента обретения независимости  американские штаты образовали де-факто  конфедеративное государство, в  котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией – Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти – Конгресс конфедерации, в котором каждый из штатов имел один голос. Конгрессу делегировались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость – Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения – таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Информация о работе Форма государственного устройства