Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 11:41, реферат

Описание работы

Правление в нашем государстве делится на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную . Каждая из этих властей контролируют друг друга. Исполнительная власть или Кабинет Министров состоит из Премьер-министра и министров (образования, финансов, иностранных дел и т.д.). Кабинет Министров подотчетен Президенту. Президент в нашем государстве избирается сроком на четыре года.

Содержание

Введение


2. Форма государства



3. Формы правления


3.1 Монархия

3.2 Республика


4. Формы государственного устройства


4.1 Унитарное

4.2 Федеративное

4.3 Конфедеративное

4.4 Империя

5. Формы государственного режима


5.1 Антидемократический

5.2 Демократический


6. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима


7. Вывод



8. Список изученной литературы

Работа содержит 1 файл

правовед.DOC

— 50.50 Кб (Скачать)

      

      Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками: 

                        -   правительство формируется из представителей опреде-

                             ленной партии (или партий) получивших большинство

                             голосов на выборах в парламент;

                        -   лидер партии, обладающий наибольшим числом депу-

                           татских мест, становится главой государства;

                        -   в законодательной, исполнительной и судебной сферах

                            власть монарха фактически отсутствует, она является

                            символической;

                        -   законодательные акты принимаются парламентом и

                            формально подписываются монархом;

                        -   правительство согласно конституции несет ответствен-

                             ность не перед монархом, а перед парламентом.

        Примерами такой монархии можно считать  -  Великобританию, Бельгию, Данию и др.

        При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

      Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

       В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан – феномен, религиозный лидер является главой государства – «Государство в государстве»).

     Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления. 
 

3.2   Республика 

       Республика  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

       Общими признаками республиканской формы правления являются: 

                      -   существование единоличного и коллегиального главы

                           государства;

                      -   выборность на определенный срок главы государства и

                          других верховных органов государственной власти;

                      -   осуществление государственной власти не по своему

                          велению, а по поручению народа;

                      -   юридическая ответственность главы государства в

                          случаях, предусмотренных законом;

                      -   обязательность решений верховной государственной

                          власти.

       Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

   Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

                                                           -  парламентарные

                                                           -  президентские

                                                           -  смешанные (полупрезидентские)   

     Парламентская республика  -  разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

    В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

       Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

         Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

       Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

       Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др. 

Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. 

       Наиболее характерные черты президентской республики : 

      -   внепарламентский метод избрания президента и фор-

           мирования правительства;

      -   ответственность правительства перед президентом, а не

           перед парламентом;

      -   более широкие, чем в парламентарной республике,

           полномочия главы государства. 

       Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

       Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

       Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

       В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

       В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полу диктаторским управлением.

       В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели. 

4. Форма государственного устройства 

    Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

      В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

       Форма государственного устройства показывает: 

                       -   из каких частей состоит внутренняя структура государс-

                           тва;

                       -   какого правовое положение этих частей и каковы вза-

                           имоотношения этих органов;

                       -   как строятся отношения между центральными и мест-

                           ными государственными органами;

                       -   в какой государственной форме выражаются интересы

                           каждой нации, проживающей на этой территории. 

       По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

                                            -   унитарное;

                                            -   федеративное;

                                            -   конфедеративное;

                                            -   империя. 
 
 

Информация о работе Форма государства