Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:35, курсовая работа
Цель курсовой работы- изучить особенности республиканской формы правления, выявить ее преимущества и недостатки.
Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо разрешить следующие задачи:
1) дать определение республиканской формы правления и раскрыть ее общие признаки;
2) рассмотреть виды республиканской формы правления;
3) проанализировать особенности развития республики
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Высшим должностным
лицом в президентской
- президент избирается
не парламентом, а в
- президент назначает
правительство, перемещает и
- президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом;
- президент является
К числу развитых демократических государств с президентской формой правления относятся: США, Аргентина, Мексика. Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентские республики основаны на принципе жесткого разделения властей с четким разграничением предметной компетенции между органами государственной власти и действенной системой сдержек и противовесов (средствами взаимного воздействия властей друг на друга). Это делает практически невозможным неограниченное сосредоточение государственной власти в каком-либо одном государственном органе. При этой системе действует также институт несовместимости депутатского мандата с министерским портфелем.
В странах Латинской Америки
встречается такая
Суперпрезидентская республика (в
некоторых источниках сверхпрезидентская,
англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма
государственного управления, при которой
принцип разделения властей декларируется,
но соблюдается лишь внешним образом,
на деле же, власть сосредоточена преимущественно
у президента и подконтрольных ему административных
институций. Является одной из форм авторитаризма.
Зачастую президент в суперпрезидентской
республике возглавляет одновременно
и правительство, будучи при этом лидером
правящей партии (которая при этом может
быть единственной или пользоваться значительными
внеконституционными преимуществами
перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской
республике предусматриваемый национальной
конституцией «диапазон возможного использования
президентом его чрезвычайных полномочий
более обширен, чем в обычной президентской
республике»: конституционные полномочия
президента предусматривают издание указов,
имеющих силу закона, возможность распускать
парламент своим решением, смещать министров
и руководителей административно-
Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.
Парламентская республика
характеризуется
В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Помимо традиционного права - принимать законы, парламент наделяется еще одним важным правомочием - контролем за деятельностью правительства. Парламентский контроль может осуществляться в форме резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, касающемуся деятельности правительства, а также в форме парламентских расследований. Парламент вправе выразить правительству вотум недоверия (выражение недоверия); правительство, которому вынесен вотум недоверия, вынуждено уйти в отставку.
Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью. В парламентских республиках (Австрия, Италия, ФРГ и др.) президент, как правило, избирается путем многостепенных выборов и получает свой мандат от парламента. В процедуре избрания президента участвуют либо только депутаты парламента (Турция, Израиль), либо избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей других органов (Италия).
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
Президент, являясь главой
государства, не является здесь главой
исполнительной власти, то есть правительства.
Премьер-министр формально
Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики.
Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
С одной стороны, парламент
смешанной республики имеет право
вынести вотум недоверия
Теоретиками смешанных
форм правления движет идея укрепления
государственности путем
Таким образом, республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. Республика является наиболее распространенной в мире формой правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная. Главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.
Нельзя не сказать о такой форме правления, которая существовала в России, как Советская республика. Советская республика (в социалистических странах) - особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы народных депутатов. Такая разновидность республиканской формы правления характеризуется полновластием Советов — представительных органов государственной власти. Характерные черты советской республики: общепринятые демократические институты, избирательная система права и свободы и др. Единственную систему органов государственной власти составляли особые представительные органы — Советы разных уровней, объединенные строгой иерархией и соподчиненностью. Советам принадлежала вся полнота власти, они представляли политическую основу Советского государства, все иные органы были подотчетны и подконтрольны Советам.
По этой причине для данного типа правления характерны были следующие черты: принцип разделения властей не признавался; функции парламента - выполняли палаты Советов; функции президента - выполняли коллегиальные президенты,президиумы Советов союзного и республиканского уровней; действовал императивный депутатский мандат: депутаты были подотчетны населению и могли быть им отозваны в случае не оправдания доверия; не было различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике понятие «местное самоуправление» не употреблялось). В Советы избирались и беспартийные кандидаты, иногда их было больше, чем партийных. По мнению критиков советской системы, Советы являлись ширмой, прикрытием партийной диктатуры, которой принадлежала вся полнота власти. Хотя однопартийная система и по сей день есть в некоторых парламентских республиках, однако и для них, и для советских республик она вовсе не обязательна. Более того, до середины 1920-х годов в Советах избирались не только большевики, но и меньшевики, эсеры и анархисты.
Таким образом, в социалистических республиках формой политической организации общества стали Советы, народные (национальные) собрания. Эти органы сосредоточивали в своих руках и законодательную власть, и контроль исполнения законов, управления государством. Им принадлежала вся полнота государственной власти и в центре, и на местах. Исполнительно-распорядительные органы были полностью подотчетны советам. Для этой разновидности республики характерны выборность органов государственной власти, подконтрольность исполнительных органов советам, обязательность решений вышестоящих органов государственной власти нижестоящим. Республику этого типа отличает доминирующая роль политической партии (коммунистической, рабочей) в деятельности государственного механизма.
Конституцией Российской Федерации 1993 г. установлена парламентско-президентская республика. Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация –есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», согласно статье 80, главой государства является Президент Российской Федерации. Президент РФ самостоятельно формирует Правительство РФ, и только он решает вопрос об отставке Правительства. Причем Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, иначе она будет распущена, а Президент назначит Председателя Правительства без согласия Думы (ст.111 Конституции РФ). Государственная Дума вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии, но в этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы. Конституция Российской Федерации 1993 не обязывает Правительство к парламентской ответственности.
Вновь избранная Дума в течение года после ее избрания не может быть распущена по основаниям статьи 117 Конституции РФ, но может быть распущена по основаниям ст.111 Конституции, кроме того, Дума не может быть распущена ни по каким основаниям в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ст.109 Конституции РФ). Если вновь избранная Дума пойдет на конфликт с Президентом и добьется отставки Правительства, то Президент вправе тут же предложить Думе кандидатуру, формально отставленного Председателя Правительства, и если Дума ее отклонит, она будет распущена по основаниям ст.111 Конституции РФ, а Правительство будет восстановлено. Так может произойти несколько раз, и лишь в свои последние шесть месяцев Президент не сможет распустить Думу по основаниям ст.111 Конституции РФ; если и в этом случае Дума отклонит предлагаемую ей кандидатуру Председателя Правительства, Президент вправе просто назначить, угодного ему Председателя Правительства, не распуская Думу. Следовательно, Российская Федерация - смешанная республика.