Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:07, реферат
Новгородцев справедливо считается одним из представителей философии либерализма и демократизма на русской почве. Он был видным сторонником идеи правового государства, истоки которого усматривал еще в учениях западноевропейских мыслителей XVII –XVIII вв. В основе философско-правового учения Новгородцева лежит идея свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности.
Введение 3
1.Новгородцев П. И. о правовом государстве 4
2. Естественно-правовая теория П. И. Новгородцева как основа естественного права в российском правоведении
начала 20 столетия. 10
Заключение 19
Список литературы 20
В этом положении философа заключена методологическая установка его естественно-правовой концепции, имеющей цель обоснования этической концепции права, отстаивания не только самостоятельного значения нравственной субстанции в применении к праву, но и деятельное взаимодействие права и нравственности, их взаимодополнение в формировании духовной сущности личности.
Основным вопросом философии права Новгородцев определяет вопрос о высших и последних основаниях юридических установлений. Исходя из различения теоретической и практической областей духовной жизни человека, мотивы естественно-правовых построений Новгородцев сообразовывает с опытом (наукой) и этикой (нравственным сознанием) Проявляется это как научное стремление к открытию оснований, на которых покоится право, и как стремление к критике положительных установлений.
Основанием нравственной критики права, - по учению Новгородцева, - является осознание того, что правообразование совершается при участии человеческой воли, предполагая обсуждение права с различных точек зрения: целесообразности и нравственности.
Новгородцев полагает, что правоустановление обусловлено, кроме того, закономерным историческим процессом. В этом случае естественное право, как пересечение морального и исторического факторов, представляет собой право будущего, которое мыслитель называет основным вопросом естественно-правовой теории. «Идеальные построения будущего, - отмечает он, - слагаются из нарождающихся элементов существующего, и потому сами по себе они не способны создать ничего, безусловно, нового; но они как нельзя более пригодны для того, чтобы сообщить новым течениям ту определенность и силу, которая служит залогом торжества».
В данном случае мыслитель говорит о естественно-правовых построениях и понимает их как постоянно развивающееся идеальное сознание о праве, в атмосфере которого вырабатывается позитивное право.
Центральным
пунктом либерально-правового
Философ показал, что включение идеи естественного права в государственную науку потребует непременных социальных преобразований, признание и утверждение со стороны власти того, что «…над государством стоят некоторые высшие нормы, которым оно должно подчиняться, из которых оно черпает и свое оправдание, и свои руководящие начала. По отношению к этим нормам государство является лишь органом, а не творцом…»
Вывод:
В правовой концепции Новгородцева
нашли свое оригинальное разрешение
важнейшие вопросы русской
Заключение
У Новгородцева речь идет о своеобразном варианте исторически изменяющейся концепции естественного права. Своеобразие его позиции в значительной мере обусловлено присущими его подходу кантианскими представлениями о принципиальном разрыве, противостоянии и несовпадении должного и сущего, идеала (идеального, естественного права) и действительности (позитивного права, закона).
Естественное
право в трактовке Новгородцева
не выступает по отношению к закону
(к действующему позитивному праву)
как собственно право (правовое начало),
поэтому, кстати, у него и отсутствует
идея правового закона. Речь идет о естественном
праве как об идеале (нравственном идеале,
"идеальном праве"), о предложениях
и реформаторских проектах de lege ferenda (для
будущего закона). Тут мы имеем дело, скорее,
с законодательной политикой (с нравственно-
Список
литературы
1. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. - М.: Юристъ, 1995 - 378 с.
2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена - корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - 736 с.
3. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. -СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 152 с.
4. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Вступ. статья А.В.
Соболева. М. изд-во “Пресса”. 1991 г.
5. Новгородцев П.А. Сочинения// Сост. вступ. статьи и прим. М. А.
Колерова, Н.С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с. (Библиотека
духовного возрождения).
6. Русская философия собственности (XVII - XX вв.): - Сборник, Авт. -
сост: К.
Исупов, И. Савкин - СПб. СП “Ганза”, 1993
г.
Информация о работе Философско-правовые воззрения П. И. Новгородцева