Философско-правовые воззрения П. И. Новгородцева

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

Новгородцев справедливо считается одним из представителей философии либерализма и демократизма на русской почве. Он был видным сторонником идеи правового государства, истоки которого усматривал еще в учениях западноевропейских мыслителей XVII –XVIII вв. В основе философско-правового учения Новгородцева лежит идея свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности.

Содержание

Введение 3
1.Новгородцев П. И. о правовом государстве 4
2. Естественно-правовая теория П. И. Новгородцева как основа естественного права в российском правоведении
начала 20 столетия. 10
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Реферат готовый.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
ustify">      Этический момент в «возрожденной» естественно-правовой концепции Новгородцева заключается  в том, что само естественное право  понималось как особая часть моральной философии, задающая масштаб нормативной оценке правотворчества не по закону причинно-исторической последовательности, а с точки зрения нравственного долженствования.

      В этом положении философа заключена  методологическая установка его естественно-правовой концепции, имеющей цель обоснования этической концепции права, отстаивания не только самостоятельного значения нравственной субстанции в применении к праву, но и деятельное взаимодействие права и нравственности, их взаимодополнение в формировании духовной сущности личности.

      Основным  вопросом философии права Новгородцев  определяет вопрос о высших и последних  основаниях юридических установлений. Исходя из различения теоретической  и практической областей духовной жизни  человека, мотивы естественно-правовых построений Новгородцев сообразовывает с опытом (наукой) и этикой (нравственным сознанием) Проявляется это как научное стремление к открытию оснований, на которых покоится право, и как стремление к критике положительных установлений.

      Основанием  нравственной критики права, - по учению Новгородцева, - является осознание  того, что правообразование совершается  при участии человеческой воли, предполагая  обсуждение права с различных  точек зрения: целесообразности и  нравственности.

      Новгородцев полагает, что правоустановление обусловлено, кроме того, закономерным историческим процессом. В этом случае естественное право, как пересечение морального и исторического факторов, представляет собой право будущего, которое мыслитель называет основным вопросом естественно-правовой теории. «Идеальные построения будущего, - отмечает он, - слагаются из нарождающихся элементов существующего, и потому сами по себе они не способны создать ничего, безусловно, нового; но они как нельзя более пригодны для того, чтобы сообщить новым течениям ту определенность и силу, которая служит залогом торжества».

      В данном случае мыслитель говорит  о естественно-правовых построениях  и понимает их как постоянно развивающееся  идеальное сознание о праве, в  атмосфере которого вырабатывается позитивное право.

      Центральным пунктом либерально-правового учения Новгородцева стала нравственная автономия  личности, в которой, в сущности, раскрывается абсолютная, моральная  основа естественного права. Согласно этому положению, сама моральная  личность, как основа идеального общественного построения, оценивает политико-правовую действительность, служит средством и критерием в организации правопорядка и политических институтов.

      Философ показал, что включение идеи естественного  права в государственную науку потребует непременных социальных преобразований, признание и утверждение со стороны власти того, что «…над государством стоят некоторые высшие нормы, которым оно должно подчиняться, из которых оно черпает и свое оправдание, и свои руководящие начала. По отношению к этим нормам государство является лишь органом, а не творцом…»

      Вывод: В правовой концепции Новгородцева нашли свое оригинальное разрешение важнейшие вопросы русской философии  права конца 19 - начала 20 столетия: проблемы свободного творчества права, противоположности государства и личности, общего закона и индивидуальной свободы, идея возрождения естественного права, утвердив значимость естественно-правового подхода как метода в правотворчестве. 
 

Заключение 

      У Новгородцева речь идет о своеобразном варианте исторически изменяющейся концепции естественного права. Своеобразие его позиции в значительной мере обусловлено присущими его подходу кантианскими представлениями о принципиальном разрыве, противостоянии и несовпадении должного и сущего, идеала (идеального, естественного права) и действительности (позитивного права, закона).

      Естественное  право в трактовке Новгородцева не выступает по отношению к закону (к действующему позитивному праву) как собственно право (правовое начало), поэтому, кстати, у него и отсутствует идея правового закона. Речь идет о естественном праве как об идеале (нравственном идеале, "идеальном праве"), о предложениях и реформаторских проектах de lege ferenda (для будущего закона). Тут мы имеем дело, скорее, с законодательной политикой (с нравственно-естественноправовой мотивацией), нежели с философией права (с философским анализом смысла права и правового качества закона).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    1. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых  учений России XI - XX вв. - М.: Юристъ, 1995 - 378 с.

    2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена - корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - 736 с.

    3. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность.  -СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 152 с.

    4.  Новгородцев П.И.  Об  общественном  идеале.  Вступ.  статья   А.В.

Соболева. М. изд-во “Пресса”. 1991 г.

    5. Новгородцев П.А. Сочинения//  Сост.  вступ.  статьи  и прим.  М.  А.

Колерова, Н.С. Плотникова.  -  М.:  Раритет,  1995.  -  448  с.  (Библиотека

духовного возрождения).

    6. Русская философия собственности (XVII - XX вв.): - Сборник,  Авт.  -

сост: К. Исупов, И. Савкин - СПб. СП “Ганза”, 1993 г. 
 
 
 
 

Информация о работе Философско-правовые воззрения П. И. Новгородцева