Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:07, реферат
Новгородцев справедливо считается одним из представителей философии либерализма и демократизма на русской почве. Он был видным сторонником идеи правового государства, истоки которого усматривал еще в учениях западноевропейских мыслителей XVII –XVIII вв. В основе философско-правового учения Новгородцева лежит идея свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности.
Введение 3
1.Новгородцев П. И. о правовом государстве 4
2. Естественно-правовая теория П. И. Новгородцева как основа естественного права в российском правоведении
начала 20 столетия. 10
Заключение 19
Список литературы 20
Федеральное агентство по образованию
Государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт
переподготовки и повышения квалификации
Кафедра
теории государства и права
Контрольная работа
вариант
№ 3 Философско-правовые воззрения П. И.
Новгородцева
по дисциплине:
ТЕОРИЯ ПРАВА РОССИИ XIX – XX В.В.
Выполнил ст. гр. ЮВ-10
Фаренык Н. И.
Проверил:
д. ф. н. Дробышевский В. С.
Чита 2010
Содержание
Введение 3
1.Новгородцев П. И. о правовом государстве 4
2. Естественно-правовая теория П. И. Новгородцева как основа
Естественного права в российском правоведении
начала 20 столетия. 10
Заключение 19
Список литературы 20
Введение
В истории политической и правовой мысли России важное место занимают буржуазные теории второй половины XIX - начала XX века, представленные такими видными именами, как Муромцев, Градовский, Чичерин, Савальский, Коркунов, Шершеневич, Новгородцев, Глестяковский, Петражицкий и другие.
Большой вклад в формирование и развитие отечественной философии внес выдающийся русский мыслитель Павел Иванович Новгородцев (1866 –1924 гг.).
Новгородцев
справедливо считается одним
из представителей философии либерализма
и демократизма на русской почве. Он
был видным сторонником идеи правового
государства, истоки которого усматривал
еще в учениях западноевропейских мыслителей
XVII –XVIII вв. В основе философско-правового
учения Новгородцева лежит идея свободы
и достоинства человека, обладающего ответственностью
и стремящегося к активной деятельности.
Не вера в земной рай на основе «возможности
рационального устроения и упрощения
жизни» (Новгородцев П. И. О путях и задачах
русской интеллигенции // Из глубины: Сб.
статей о русской революции. М., 1990. С. 218),
который оказывается недостижимым общественным
идеалом, а вера в человеческое достоинство
и нравственное долженствование личности
составляет основу его концепции права.
1.
Новгородцев П.
И. о правовом
государстве
Русская религиозно-философская мысль начала XX века не отличалась особенным вниманием к проблемам права и правового устроения жизни. Искание абсолютного добра, абсолютного синтеза "правды - истины" и "правды-справедливости", стремление к религиозному преображению действительности затмевали собой поиск практических путей осуществления абсолютных идеалов. Порой было трудно провести грань между идеалистическими сторонниками свободы, личности и материалистическими защитниками классового интереса: пренебрежение к праву и даже его отрицание как внешнего насилия и принуждения стало общим убеждением тех и других. В правовом нигилизме созревало невнимание к конкретной жизни общества и личности. Мыслители, указывавшие на эту опасность, оставались в меньшинстве.
Но меньшинство это составляло мощное движение юристов-философов, первое место в котором принадлежало основателю "идеалистической школы права" Павлу Ивановичу Новгородцеву. Именно он был учителем И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева, Г.В. Флоровского и других, чьи труды составляют гордость русской юридической науки.
П.И.Новгородцев (1866 - 1924г) - признанный лидер московской школы «возрожденного естественного права». Он сыграл большую роль в развитии естественно-правовых взглядов в российском правоведении конца 19 - начала 20 века.
Творческая жизнь Новгородцева началась в эпоху почти полного господства позитивизма, эпоху забвения философской свободы и пренебрежения к абсолютным ценностям. И с этим насильем ученый вступил в бескомпромиссную борьбу.
Свои усилия Новгородцев сосредоточил на исследовании философско-методологических проблем политики и права и нравственной сферы общественной жизни и государственных отношений. Большая часть его работ посвящена изучению метафизических оснований права и морали, форм взаимосвязи и взаимопроникновения этических и юридических норм в духовной культуре и анализу особенностей реализации в социальной жизни абсолютной этической ценности. Можно говорить об определенной преемственной связи идей Новгородцева и В.С. Соловьева, о влиянии последнего на философию права и этику Новгородцева. Вместе с тем, Новгородцев в своих теоретических построениях исходил и из кантовской метафизики нравов, различий и противопоставляя сущее должному, бытие долженствованию, видя в этом специфику действия социальных законов. Важнейшей частью его концепции была развиваемая в ряде книг аксиологическая теория права, базирующаяся на философии неоктианства, учении о естественном праве и эволюционной эпистемологии.
В 1899 году Новгородцев выступил со статьей "Право и нравственность", в которой на твердых основаниях либеральной философии права, в полемике с Владимиром Соловьевым, констатировал не сводимость права и нравственности друг к другу и устанавливал связь обоих начал на почве естественно-правовой идеи. Это определило принципы нравственной критики позитивного права. Само естественное право понималось как особая часть моральной философии, задающая масштаб нормативной оценке правотворчества.
Преобладающую в его время правовую концепцию Новгородцев именовал "философией легального деспотизма"; согласно ей основой права считалась государственная власть, утверждаемая на праве силы. Новгородцев показывал, что включение идеи естественного права в государственную науку потребует непременных преобразований.
Центральным пунктом либерально-правового учения Новгородцева стала нравственная автономия человеческой личности. Моральная идея личности - абсолютная основа естественного права, но раскрывает себя лишь в этике и метафизике. Личность, как "нравственная основа общественности", придает в таком понимании новое освещение и проблемам общественной жизни. "Общество по своему существу есть неограничение личности, а ее расширение и восполнение".Именно эти положения признаются Новгородцевым безусловными нормами правотворчества и бытия государства.
Самоопределяющаяся личность выдвигалась как исходный пункт общественной реальности. Перед ней вставала грандиозная задача осуществления нравственного закона, воплощение его в жизни общества. Поиск содержания, соответствующего моральной норме, требует постоянного морального творчества. Творчество же, преобразующее общественное бытие, не противопоставлено ему, но осуществляется лишь внутри его, в сознании реальности, независимой от человеческой воли.
Философия
естественного права
Мысль о высшем синтезе нравственной идеи и сущности мира совершенно иначе раскрывала их слияние в посюстороннем существовании где привычно господствует их вечное разделение. Новгородцев увидел и показал огромное значение расширения понимания права за рамки формально-юридических норм. Его небольшая статья "Право на достойное человеческое существование", опубликованная в еженедельнике П.Б. Струве "Полярная звезда", стала важнейшей инициативой в разработке этой идеи правовой наукой и политическими теориями. Формальное право свободы, провозглашаемое либерализмом, должно быть, по мысли Новгородцева, дополнено правом на обеспечение достойного существования. "Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними юридически и отнятым фактически. Таким образом, именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное человеческое существование". Эту идею, впервые высказанную В. Соловьевым, Новгородцев сформулировал как правовую проблему. Тем самым было положено теоретическое начало "социальному либерализму", или неолиберализму, - политической теории, сменившей в ХХ веке классический либеральный индивидуализм.
Две его книги, последовавшие за разработкой теории естественного права, составили последовательные части его системы философии права - "Кризис современного правосознания" (1909) и "Об общественном идеале" (1917). Исследовался широчайший спектр политических доктрин, обозначивших ход самоопределения правосознания в XIX веке. Глубина кризиса, постигшего, по мнению Новгородцева, современное правосознание, раскрывается в весьма характерных для начала XX века уверениях в ненужности права как такового, в бессилии внешних политических форм и учреждений, в желании устремиться в область моральной жизни поверх насильственных рамок правового закона, без юридических гарантий.
Кризис правосознания обнажил духовные основы той веры, что питала политическую мысль XIX века: веры в абсолютную реализацию правового государства. Именно ее крушение угнетало сознание и будила мысль. "Общее значение происходящего кризиса я выразил в форме крушения идеи земного рая", - писал Новгородцев. Человечество не только возвращалось к пониманию рая "неземного", но и освобождалось от утопической веры в возможность идеального сочетания свободы и равенства в рамках государства. Конфликт либерализма и демократии, отстаивающих эти два противоположных начала, является ярким симптомом переживаемого кризиса. Новгородцев показал, как в течение XIX века разоблачается вера во всемогущество народовластия и народного суверенитета, заявленная Руссо и Монтескье, и открывается неспособность народного представительства, референдума, общественного мнения реализовать в действительности единство свободы и равенства. А наряду с разоблачением веры в возможность совершенной и безошибочно действующей государственной организации. Новгородцев изображает упадок классического либерализма, исходящего из теории индивидуализма. Роль государства в общественной жизни возрастает пропорционально развенчанию его земного величия. Либеральный индивидуализм с его требованием невмешательства государства в частную жизнь терпит практическое поражение, как и эгалитарная демократия, возлагающая свои надежды на правильную организацию государства.
Новгородцев связывает кризис правосознания с духом возрождения естественного права, ибо положительным результатом кризиса является новое понимание общественного идеала как бесконечной задачи, имеющей смысл морального требования и предполагающей бесконечное приближение к нему. Гармония свободы и равенства, представимая лишь идеально, оказывается императивом нравственного действия, а не планом государственного устройства. Этот вывод о необходимости применения к области философии права трансцендентального учения о бесконечной задаче, составляет важнейший результат исследований Новгородцева. "Общим выходом из этого кризиса я признал неизбежную замену конечного совершенства началом бесконечного совершенствования". Это преодоление веры в построение рая на земле нисколько, однако, не отменяет реальной ценности права и государства. Наоборот, только освобождение от утопии совершенствования жизни, только через ее внешние формы приводит к подлинному историческому "оправданию права", ибо показывает его высшее призвание и укорененность в глубинах духовной жизни.
Анализируя кризис, Новгородцев намечает пути к новому утверждению философии личности. "Не вера в земной рай, которая оказывается по существу недостижимым, а вера в человеческое действие и нравственное долженствование - вот что становится здесь перед нами. Не обетованная земля, а непреклонная человеческая личность, такова наша последняя опора".
Отстаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное значение права, не сводимое к категориям силы и расчета к закону, как таковому, возрожденная естественно-правовая доктрина должна была, сменив позитивистские парадигмы, утвердить нравственное достоинство человека, наделенного свободой и ответственностью. Поэтому в центре политико-правовой теории П.И. Новгородцева находилось понятия автономной нравственной личности.
Новгородцеву
удалось выявить связь и проследить развитие
целого ряда значимых идей, без которых
невозможно представить себе развитие
понятия правового государства, например
идей народного суверенитета и "суверенитета"
личности, свободы и равенства, нравственности
и права и другие. Однако мыслитель был
далек от того, чтобы видеть в правовом
государстве идеал, разрешающий все общественные
противоречия. Идеальный общественный
строй, воплощенный в истории, есть, по
его мнению, представление, религиозно-эсхатологическое".
2.
Естественно-правовая
теория П. И.
Новгородцева как
основа естественного
права в российском
правоведении начала 20
столетия
Как отмечает Новгородцев, потребность в естественно-правовой философии возникает именно в периоды кризисов и переломов, «…когда старые формы жизни явно обнаруживают свою ветхость, когда обществом овладевает нетерпеливая жажда новых порядков».
Возрождая нравственный идеализм в праве, Новгородцев разрабатывает идеальные основы общественного бытия с позиций неокантианства, в котором нравственная проблематика тесным образом соотнесена с естественным правом. Естественно-правовая теория, по мысли философа, должна была органически соединить личное нравственное начало с действительно правовым устройством общества.
Разрабатывая естественно-правовую концепцию, осмысливая роль естественного права в социокультурном развитии человека, его идейную природу и сущность, философ обосновывает значимость естественного права, объективность самой естественно-правовой идеи, лежащей в его основании.
Информация о работе Философско-правовые воззрения П. И. Новгородцева