Философия права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Переоценить значение творческих плодов Жан-Жака Руссо в истории, в общественной мысли XVIII, XIX, XX века просто невозможно. Его называли предшественником французской революции, им зачитывались все революционеры, на его идеях пытались строить новые государства. В.Виндельбанд писал про Руссо, что «его сочинения более, чем какие-либо другие, подготовили эту революцию.

Содержание

1) Философия права Ж.Ж.Руссо
2) Философско – правовые идеи Чичерина

Работа содержит 1 файл

Философия права.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

      «Философия права» Б.Н. Чичерина  послужила началом возрождения  естественного права и была  высоко оценена современниками. И.В. Михайловский назвал Чичерина «величайшим представителем идеалистической философии права». П.Н. Новгородцев отмечал, что Чичерин одним из первых выразил «современную точку зрения на естественное право как на понятие идеальное и притом развивающееся». Е.Н. Трубецкой видел в Чичерине одного из самых выдающихся в России «провозвестников идеи естественного права». Н.А. Бердяев, выдвигая теорию «естественных, неотъемлемых и абсолютных по своему источнику прав личности», признавал, что Чичерин был «блестящим защитником теории естественного права, и новейшие идеалистические течения в философии права должны почтить его как самого главного своего предшественника»1.

    Что касается Руссо, в его взглядах мы вновь сталкиваемся с важнейшей проблемой политико-правовой философии Нового времени – проблемой так называемых естественных неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека. Эта демократическая мысль отчетливо выражена в «Письмах с Горы», написанных Руссо в защиту «Общественного договора»: «В центре прав народа должны быть поставлены права личности; и если можно посягнуть на права отдельных лиц, то всегда можно поработить и народ в целом». Законы в равной мере должны защищать как отдельных лиц, так и народ в целом».

    Спор  может быть разрешен, если только признать, что Руссо выводит права человека способом прямо противоположным классической естественно-правовой парадигме. Отказываясь от фикции естественного права, Руссо не отказывается от признания прав человека. Прав, которые не выводятся из природы, а утверждаются самим народом-сувереном. По логике Руссо, которая находится в явном противоречии с формальной логикой классического буржуазного либерализма, противоречие между интересами подданного и суверена может быть снято превращением подданных в граждан, включением их в состав суверена. Реализация идей Руссо на самом деле означала бы фактическое упразднение государства (как организации, не совпадающей с массой населения). В государстве – организации всего народа, права личности, по мнению Руссо, оказались бы защищены самим народом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  источников 

  1. Трубецкой Е.Н. Учение Б.Н. Чичерина о сущности и смысле права // Вопросы философии  и психологии. 1905. Кн. 80.
  2. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 2000.
  3. Нерсесянц B.C. Философия права. М, 2007.
  4. Погодин С.Н. К истории философии права в России. // Журнал
  5. Ковалевский М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. – М., 1906. Т. 1 – 3. С. 213
  6. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М.: Наука, 1977. с. 196.
  7. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. – М., 1916. стр. 299.
  8. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. – М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. С. 385.
  9. Рыклин М.К. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо в свете современных исследований.//Вопросы философии. 1976 № 11. С. 159.

Информация о работе Философия права