Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:47, курсовая работа
Вопрос о федеративном устройстве России является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.
Суверенитет государства реализуется через его суверенные права, которые составляют ядро полномочий государства, тот необходимый минимум, без которого не может существовать суверенное государство. Если суверенитет как определенное свойство государственной власти нельзя измерять объемом (иными словами не может быть речи о его сужении или расширении), то суверенные права — более подвижная категория, сопоставимая с компетенцией суверенного государства. В любом случае, суверенные права не могут выходить за рамки конституции государства. [10]
К конституционным основам государственного суверенитета Российской Федерации относятся:
Российский федерализм характерен тем, что несмотря на четкую определенность положений Конституции РФ об исключительном обладании государственным суверенитетом Российской Федерацией, практика показывает, что республики, входящие в состав Федерации, по прежнему продолжают считать себя суверенными государствами, как это закреплялось в республиканских декларациях о государственном суверенитете 1990—1992 гг. и нашло отражение в Федеративном Договоре 1992 года, республиканских конституциях и других документах.
Статья 61 Конституции Республики Татарстан, например, определяет указанный субъект Федерации в качестве суверенного государства, субъекта международного права, ассоциированного с Российской Федерацией — Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения.[2]
Другим примером притязаний на обладание государственным суверенитетом республик является Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года, где в первой же статье записано: "Республика Башкортостан — суверенное государство в составе Российской Федерации".[3]
И, наконец, одиозным проявлением посягательства на государственный суверенитет Российской Федерации служит подписанный в 1994 году Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Абхазия [4], где стороны именуют себя суверенными государствами. Данный Договор — это пример явного вторжения субъекта Федерации в исключительную компетенцию России в области международного признания государства.
Таким образом,
в настоящее время можно
Внешним проявлением
государственного суверенитета являются
символы государства —
Конституция Российской Федерации 1993 г. в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. В ст. 1 основного закона записано: “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. В ст. 5 Конституции зафиксировано: “ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации… Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”.
Глава 3 Конституции “Федеративное устройство” раскрывает эти основополагающие принципы федеративного устройства Российского государства, закрепляет базовые механизмы взаимодействия федеральных органов власти и государственных органов власти субъектов Федерации. Как показала пятилетняя практика становления и развития федеративных отношений, эти принципы и большинство механизмов в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства.
Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.
Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности. Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-
правовые признаки, характерные для федеративного государства:
1) суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее
территорию
и проявляющийся в
законов;
2) федеральная
Конституция и федеральные
3) федеральные органы государственной власти (законодательные,
исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю
территорию РФ;
4) государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в
себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и
территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ
не допускается
установление таможенных
либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и
финансовых средств);
5) единое гражданство РФ;
6) государственный язык;
7) единые Вооруженные Силы;
8) единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в
России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно
Центральным банком РФ);
9) государственные
символы: государственный флаг,
Федерации;
10) столица РФ.
Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации
обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные
полномочия и предметы ведения. Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.
В России — несколько видов субъектов федерации, это ее особенность. Общее число субъектов по состоянию на 1 октября 2010г. – 83. Среди них: 21 республика , 46 областей , 9 краёв , 1 автономная область , 4 автономных округа и 2 города федерального значения.
Таблица 1. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Республики |
|
Края и области |
|
Города федерального назначения |
|
Автономные округа |
|
Автономная область |
|