Федеративное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о федеративном устройстве России является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.

Работа содержит 1 файл

0381171_C585B_federativnoe_ustroystvo_rf.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

 Высшего  профессионального образования

Ульяновский государственный  университет

Институт дополнительного  образования 

Юридическое отделение 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по конституционному праву

на тему: «Федеративное устройство РФ»

 

 

 

 

 

Выполнила : слушатель 1 курса

группы 1

Пучкова Татьяна Павловна

Научный руководитель:

К.ю.н, доцент Иванова Валентина Николаевна

      Работа сдана   "_____"_________20__г

К защите допущена  ”_____”________20__г

 

 

Ульяновск

2010

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство –  это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд, наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Вопрос о федеративном устройстве России является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.

В настоящее  время федеративная система существует в более чем двух десятках стран  мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и  больше половины территории всех стран  мира. Также это самая сложная  организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы государственного устройства: понятия, виды и значения для формы государства.

Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

  • - из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
  • - как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  • - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства. [9]

      Категория "формы государственного устройства" трактует вопросы кто и как правит  в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные  структуры, как объединено население на данной территории,  каким  образом  оно  связано через различные территориальные и политические образования с государством  в целом, как осуществляется политическая  власть,  с  помощью  каких  методов, приемов.

      От формы государственного устройства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

      Форма государственного устройства – это строение государства, на которое влияют как социально- экономические  факторы,  так   и   природные,   национально-исторические   и религиозные особенности культурные и т.п.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. - государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную) осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определенного  порога численности граждан и  размеров территории возникает необходимость  разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также  создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность  распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на три основные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные.

На сегодняшний  день выработаны лишь две формы организации  многонациональных государств - унитарная  и федеративная. При унитаризме все  решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности  национальных образований, входящих в  состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о  межгосударственных образованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

2.Федеративная форма государства.

Федерация представляет собой добровольное объединение  нескольких ранее самостоятельных  государственных обpазований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство.

Признаки федерации.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект  федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  • В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
  • Субъекты федерации имеют право принятия своей конституции. 

Принципы  объединения.

-  добровольное объединение  государств или государственных  образований в федерацию;

-  равноправие субъектов  федераций независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;

- плюрализм и демократизм  во взаимоотношениях субъектов  федерации между собой и с  гражданами;

-  широкие возможности  граждан активно и беспрепятственно  участвовать в федеральных и региональных политических процессах;

- соблюдение законности  и конституционных прав, означает  строгое и неуклонное соблюдение  федерацией и субъектами федерации,  федеративными и всеми остальными  органами и организациями обычных  и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями. [9]

Классификация федераций.

Федерации можно  классифицировать в зависимости  от того, какое значение в

них  играет  национальный  фактор.

    1. Национальные
    2. Национально-территориальные
    3. Территориальные.

Из существующих сейчас в мире федераций на этнической  основе  построены

только две: Бельгия и Югославия. Большинство  же федераций мира  основаны  не для решения  национальных  вопросов,  а в качестве  формы децентрализации государственной власти. Правда, некоторые субъекты этих  федераций включают районы,  в которых проживает этнически обособленное   население.   Такие федерации можно определить, как национально-территориальные. Все другие федеративные государства созданы на  территориальной  основе. Это, как правило, страны с  многонациональным  населением,  либо  страны,  в которых имеющиеся  этносы  не  составляют  компактных  групп,  либо  страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном  субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.

 

По степени  централизации:

  1. Централизованные
  2. Децентрализованные

 

Централизованной  является Индийская федерация, в  которой  парламент  вправе

создавать и  ликвидировать штаты, изменять их границы  и т. д. Относительно

децентрализованными федерациями являются США, ФРГ,  Швейцария  и  т.  д.,  в

которых децентрализация  сочетается с централизацией в  отдельных  сферах.  В этих  странах  наблюдается   тенденция   расширения   полномочий   субъектов федерации в области экономики и социальной политики.

 

Осуществление государственной власти в федерациях.

   Государственная  власть в федерациях имеет  дуалистический характер, который проявляется, главным образом, в неодинаковом право- политическом статусе федерации и ее субъектов.

   Рассмотрим  важнейшие элементы политического  статуса федерации как

суверенного государства:

- Решение вопросов  учредительного характера (установление  названия, формы    правления, конституционного строя, системы федеральных властных органов,   формы государственного устройства; установление пределов ответственности   государства перед гражданами и граждан перед государством; вступление в   государственные и межгосударственные союзы и т. д. ).

- Обеспечение  территориальной целостности страны (федерация обладает   территориальным верховенством, т. е. Высшей властью в отношение своей   территории. Суверенность федерации распространяется на всю ее территорию.    Государственный  суверенитет  проявляется  в  праве устанавливать   статус, режим территорий, охране государственной границы, территориальных   вод, воздушного пространства и т. д.),

Информация о работе Федеративное устройство РФ