Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:39, контрольная работа
Цель контрольной работы – подробно рассмотреть федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
а) раскрыть смысл понятия государственного устройства;
б) дать характеристику основных видов государственного устройства;
в) подробно рассмотреть эволюция становления в Российской Федерации федерализма, т.е. исследовать исторические этапы;
г) охарактеризовать особенности федерализма в современной России и выделить его основные тенденции.
Введение………………………………………………………………………. с. 3.
1. Понятие и формы государственного устройства……………………….... с. 4.
2. Исторические этапы российского федерализма………………………... с. 10.
3. Общая характеристика современного российского федерализма…….. с. 16.
Заключение…………………………………………………………………... с. 21.
Список используемой литературы…………………………………………. с. 22.
Стоит отметить, что отличительной чертой централизованного государства является высокая роль исполнительной власти в управлении государством и его составными частями. В этой связи особенность децентрализованных по своей природе федеративных государств – развитый порядок координации законотворческого процесса посредством парламентских структур. Российское законодательство на современном этапе свидетельствует о преобладании противоположной тенденции – об усилении механизма координации процесса законотворчества по линии исполнительной власти.
Другое направление развития федеративных отношений на современном этапе – введение института публично-правовой ответственности за нарушение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также в активизации федеральной властью правовой политики перераспределения прав между Федерацией и её субъектами в пользу первой.
Налицо прогресс в создании юридических предпосылок интеграции федерального и регионального законодательства, укреплении единства государственной власти в Российской Федерации3; с другой стороны, заметен дальнейший процесс централизации государственной власти и сужения прав субъектов РФ. В неразрывной связи с происходящими законодательными изменениями для современных исследователей естественным является вопрос о том, насколько в новых правовых условиях реализуется и обеспечивается баланс единства и плюрализма в системе разделения власти России как федеративного государства. Ответ на него зависит от того, насколько сильными и действенными станут совместные усилия Федерации и её субъектов.
Ещё одним важнейшим аспектом формирующихся тенденций развития федеративных отношений является учёт современных вызовов цивилизации, коснувшихся и России. В современных условиях человечество сталкивается с новыми вызовами не только в международных отношениях, политике и мировой экономике, но и в реализации федеративной идеи. Среди таких вызовов можно отметить: угроза терроризма, влияющего на безопасность и жизнь людей; опасность экологической катастрофы; рост миграции, вызывающей социально-экономическую напряженность и провоцирующей конфликты культур. Таким образом, учёт мнения субъектов РФ, подготовка совместных программ и реализация совместных действий по этим вопросам особенно важны в современный период. В этой связи необходимо искать дополнительные формы сотрудничества, совершенствовать и модернизировать соответствующие координационные структуры.
Таким образом, тенденции реформирования федеративных отношений следующие:
1. Укрепление целостности РФ как единого федеративного государства, укрепление единого правового пространства, координация правотворчества в регионах.
2. Последовательная реализация конституционного равенства субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что должно способствовать преодолению фактического политического и социально-экономического неравенства субъектов Федерации.
3. Оптимальное
разграничение полномочий
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации4.
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции Российской Федерации показывает, что её субъекты фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.
Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем и его проявления в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.
1. В условиях перехода от старой формы государственного устройства к новой модели федеральных отношений наметилась тенденция учета мирового опыта федерализма и выработки оптимального пути федерирования Российского государства.
2. Сохранена
тенденция перегруппировки
3. В Конституции Российской Федерации в системе распределения полномочий между центром и субъектами федерации все более вырисовываются тенденции субсидиарных взаимоотношений.
4. Тенденции четкой и ясной структуризации и правового оформления субъектов Российской Федерации, форма государственного устройства России, строительство и функционирование ее правовой системы, согласно которому Российская Федерация как демократическое федеративное правовое государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 1, ч. 1 и ст. 5, ч. 1 Конституции РФ).
5. Наличие разнообразных форм национально-государственного самоопределения (республики, автономная область, автономные округа) породило тенденцию максимального учета национальных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов.
Таким образом, Российская Федерация унаследовала от прежней РСФСР следующее деление: национальные республики в составе России, края, области, автономные округа, города федерального значения, автономная область. Обретение субъектом Федерации той или иной формы не имело какого-либо объективного критерия и осуществлялось в значительной степени спонтанно, используя главным образом то деление, которое было унаследовано от прошлой административно-командной системы.
Заключение
Обобщая всё вышеизложенное, стоит отметить, что итоги, тенденции и перспективы развития России как федеративного государства свидетельствуют о сложном развитии нашего государства по пути утверждения основных ценностей федерализма. Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношении частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитарному и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.
Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональных отношений. Выравнивание прав и обязанностей субъектов федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.
Россия находится только
на начальном этапе развития федеративных
отношений. За последние 10-15 лет много
было и негативного, и позитивного. Проблемы
становления современного федеративного
государства являются насущными и одними
из важнейших для современной России.
Во многом от того, удастся ли перейти
к подлинно федеративному государству,
зависит дальнейшая судьба России: демократизация
политической жизни, интеграция с соседними
государствами, эффективное функционирование
законов и многое другое.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.).
2. Тепс Д. Конституционные основы федерализма. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2002.
3. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. – М., 2007.
4. Конюхова И.А. – Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. – М.: ОАО «Издательский дом «Городец»»; «Формула права» – 2004.
5. Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. – М., 2004.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007.
7. Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007 –№1.
8. Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // М., 2008 – с. 160.
Информация о работе Федеративное устройство, общие положения