Федеративное устройство, общие положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – подробно рассмотреть федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
а) раскрыть смысл понятия государственного устройства;
б) дать характеристику основных видов государственного устройства;
в) подробно рассмотреть эволюция становления в Российской Федерации федерализма, т.е. исследовать исторические этапы;
г) охарактеризовать особенности федерализма в современной России и выделить его основные тенденции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. с. 3.
1. Понятие и формы государственного устройства……………………….... с. 4.
2. Исторические этапы российского федерализма………………………... с. 10.
3. Общая характеристика современного российского федерализма…….. с. 16.
Заключение…………………………………………………………………... с. 21.
Список используемой литературы…………………………………………. с. 22.

Работа содержит 1 файл

Конституционное право РФ.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Пензенский  государственный  университет 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «Конституционное право РФ»

на  тему: «Федеративное  устройство, общие  положения» 
 
 
 

                                              Выполнил: слушатель группы 10Ю4 Смирнов Е.А.

                                                             Факультет: дополнительного образования

                                                                              Специальность: юриспруденция

                                                                                  № зачётной книжки: 10Ю4-33

                                                                     Проверил: к.и.н., доцент Ерёмин В.В. 
 
 
 
 
 

Пенза – 2011.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. с. 3.

1. Понятие и формы государственного устройства……………………….... с. 4.

2. Исторические  этапы российского федерализма………………………... с. 10.

3. Общая  характеристика современного российского  федерализма…….. с. 16.

Заключение…………………………………………………………………... с. 21.

Список  используемой литературы…………………………………………. с. 22.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        За последние пятнадцать лет в России произошли перемены, коренным образом изменившие общественное и государственное устройство страны. Россия провозгласила себя федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. Опыт демократических преобразований показал, что только сильное, эффективное и демократическое государство в состоянии разрешить общие проблемы и обеспечить общие блага, сохранив при этом в государстве порядок.

        Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. Государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску. Проблем, связанных с развитием федеративных отношений в Российской Федерации достаточно много, поэтому эта тема не перестает быть актуальной и в настоящее время.

        Цель контрольной работы –  подробно рассмотреть федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

а) раскрыть смысл понятия государственного устройства;

б) дать характеристику основных видов государственного устройства;

в) подробно рассмотреть эволюция становления  в Российской Федерации федерализма, т.е. исследовать исторические этапы;

г) охарактеризовать особенности федерализма в современной России и выделить его основные тенденции. 

1. Понятие и формы государственного устройства

        Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства. Любое государство помимо сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму.

        Форма государственного устройства – национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

        Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения (организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п.) государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т.д.

        Государство – это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства как образования, имеющего черты, отличающие его от любого другого образования.

        Существует две разновидности государственного устройства: унитарная и федеративная. Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства. Ему присущи следующие признаки:

- единый  центр государственной власти  – единая система высших и  центральных органов власти;

- одна  система законодательства;

- единое  гражданство;

- единая  судебная система;

- одноканальная  система налогов;

- административно-территориальные  единицы не обладают политической  самостоятельностью.

        Унитарные государства выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики). Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности. В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

        Федеративным является такое государство, которое представляет собой добровольное объединение нескольких суверенных государств. Объединившись, они создают качественно новое государство, в котором получают статус субъектов федерации (в разных странах могут именоваться по-разному: штаты, республики, земли и т.п.).

        В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют сложной, поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности1. Федеративное государственное устройство является уникальным, так как оно неоднородно и разнообразно. Это определяется многими факторами: различием в национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:

- определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов;

- двухуровневая система законодательства – общефедеральная и субъектов;

- субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;

- в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

- наличие  двойного гражданства (не во  всех федерациях);

- двухканальная система налогов;

- разграничение  предметов ведения федерации и её субъектов;

- субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

        Федерализация – это процесс создания федеративного государства, децентрализации в федеративном государстве.

        Субъект федерации – промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.

        Федеральный центр – в нем сосредоточены важнейшие органы федеральной власти: законодательные, исполнительные, финансово-бюджетные, судебные и информационные органы; взаимодействие этих органов одновременно обеспечивает интеграцию всего гражданского сообщества и компромисс власти, как по вертикали, так и по горизонтали.

        В контексте рамочного государства федерация в целом выступает как носитель постоянного компромисса: по горизонтали – политического взаимодействия; по вертикали – между отдельно взятым субъектом и федеральным центром; между федеральным центром и отдельными группами субъектов.

        Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

        Наличие у субъектов суверенитета и права свободного выхода предполагает не федеративную форму государственного устройства, а конфедеративную. Конфедерация – межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических). Конфедерация – неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация – это форма территориального устройства государства, а конфедерация – форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.

Ассоциативная форма государственного устройства – это нечто меньшее, чем федерация, но большее, чем конфедерация, – это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека).

Информация о работе Федеративное устройство, общие положения