Федеральное собрание РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются вопросы, связанные с функционированием Федерального Собрания Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА
1.1 Место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ
1.2 Парламент РФ – общенациональный, законодательный и представительный орган государственной власти
ГЛАВА II. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛАТ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИХ РАБОТЫ
2.1 Значение и место Совета Федерации в Федеральном Собрании 15
2.2 Место и роль Государственной Думы в Федеральном Собрании (выборы)
2.3 Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41

Работа содержит 1 файл

Курс_Федеральное собрание__Мадина.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА  
7
1.1 Место  и роль Федерального Собрания  в системе органов государственной  власти РФ  
7
1.2 Парламент  РФ – общенациональный, законодательный  и представительный орган государственной власти  
12
ГЛАВА II. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛАТ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИХ РАБОТЫ  
15
2.1 Значение  и место Совета Федерации в  Федеральном Собрании 15
2.2 Место  и роль Государственной Думы  в Федеральном Собрании (выборы)  
22
2.3 Формы  деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации  
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Согласно  Конституции РФ (ст. 94) Федеральное  Собрание является парламентом Российской Федерации.

      Актуальность  темы. Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII—XIII вв. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм — особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

      Парламент и парламентаризм — понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность.

      Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства.

      Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

      В Российской Федерации Федеральное  Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

      Степень разработанности  проблемы. Настоящее исследование является одной из попыток анализа правового положения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Различные аспекты организации и деятельности верхних палат парламентов освещаются преимущественно в учебной и монографической литературе.

      При выполнении курсовой работы использована современная отечественная юридическая, политическая, публицистическая литература. Весомый вклад в развитие идей парламентаризма содержится в трудах Р.Г. Абдулатипова, С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, И.А. Алебастровой, К.В. Арановского, М.В. Баглая, Г.А. Гаджиева, В.Б. Евдокимова, И.П. Ильинского, А.И. Ковлера, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, Б.С. Крылова, Н.С. Крыловой, В.А. Кряжкова, М.И. Кукушкина, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Н.А. Михалевой, В.В. Маклакова, А.А. Мишина. В.Д. Перевалова, Т.С. Румянцевой, П.И. Савицкого, М.С. Саликова, Ю.И. Скуратова, И.М. Степанова, Б.А. Страшуна, Т.Я. Хабриевой, В.И. Чехариной, В.Е. Чиркина, А.А. Югова и др.

      Целью курсовой работы являются вопросы, связанные с функционированием Федерального Собрания Российской Федерации.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить роль и место Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ;
  • выявить особенности парламента в части законодательного и представительного органа власти;
  • определить значение и место Совета Федерации в Федеральном Собрании РФ;
  • выявить место и роль Государственной Думы в Федеральном Собрании РФ;
  • рассмотреть деятельность, права и обязанности депутатов Государственной Думы, Членов Совета Федерации РФ.

      Объект  курсовой работы. Объектом исследования в курсовой работе выступает Федеральное собрание Российской Федерации.

      Предмет курсовой работы. Предметом курсовой работы является правовой статус Федерального Собрания РФ, его организация и принципы работы.

      Теоретико-методические основы исследования.

      Методологической  основой исследования являлся общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: анализ и синтез, формально - логический, системный, сравнительно - правовой, исторический, формально - юридический, обобщения судебной практики и др.

      Эмпирические основы исследования.

      Основными источниками получения фактической  информации явилась Конституция  Российской Федерации, Федеральный Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», другие законодательные акты РФ касающиеся работы и формирования Совета Федерации, а также Закон о поправке к действующей Конституции РФ.

      Теоретическая и практическая значимость работы связана с обобщением опыта организации и функционирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, исследованием различных аспектов правового статуса верхних палат парламента государства.

      Материалы изложенные в курсовой работе могут найти применение в научных разработках по проблематике парламентаризма, в преподавании курсов конституционного права, парламентского права. Сформулированные в курсовой работе предложения и рекомендации могут быть использованы для совершенствования законодательства.

      Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

      Во  введение даны обоснования актуальности работы, степень разработанности  проблемы, цель и задачи исследования; определены объект и предмет исследования теоретико-методологические основы исследования, эмпирические основы исследования, теоретическая и практическая значимость исследования.

      В первой главе рассмотрены правовой статус и структура Парламента РФ. Во второй главе дана характеристика внутренней организации палат Федерального Собрания и принципы их работы.

      По  итогам работы в заключительном разделе подведены итоги работы и сделаны краткие выводы.

      Библиографический список представляет использованную при выполнении курсовой работы литературу и законодательные акты. 
 

 

ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА 

1.1. Место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ 

     Статья 10 Конституции устанавливает, что  государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей. Согласно вопросу, вынесенному в заголовок параграфа кратко рассмотрим на основании Конституции РФ систему органов государственной власти РФ.

     В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

  • Президент Российской Федерации,
  • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
  • Правительство Российской Федерации,
  • Суды Российской Федерации.1

     Отдельно  подчёркивается, что государственную  власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

     Согласно  ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление

     В юридической литературе принято  разделять органы государственной  власти, - с функциональной точки зрения, - на органы законодательной   власти, органы государственного  управления  (исполнительной власти) и органы судопроизводства (власти  судебной).

     Согласно принципам правового государства, провозглашенным Конституцией РФ, верховенство в системе  органов государственной  власти должно принадлежать закону, то есть законодательному  органу, - в системе государственного  управления - Федеральному Собранию, и, прежде всего, Государственной  Думе, являющейся носительницей народного суверенитета по принципам своего формирования на основе всеобщего избирательного права. 2

    Федеральным законодательным  и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России.

    Все другие законодательные органы, функционирующие  на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

      Органы  законодательной власти — это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

      Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.3

     Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат - Совета Федераций и Государственной Думы. В Совет федераций входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - это их главы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти. По отношению к этим лицам Конституция использует понятие «член Совета Федерации». Члены Совета Федерации не работают в палате на профессиональной постоянной основе, они периодически заседают и выполняют иные функции в Москве, остальное время проводят в своих субъектах, где исполняют штатные функции.

Информация о работе Федеральное собрание РФ