Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:43, курсовая работа
Федеративное устройство России – это её политико-территориальная организация. Федеративное устройство отражает состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
Введение…………………………………………………………………..…...3
Раздел 1. Федеративное устройство России……………………………...….5
1.1. Понятие и принципы федеративного устройства России………..…..5
1.2 Субъекты РФ, их правовой статус………………………………….....15
Раздел 2 Проблемы и перспективы развития российского федерализма…25
Заключение……………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………...……37
В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ сформулированы
принципы федеративного
Государственная
целостность Российской Федерации
тесно связана с другим принципом
ее федеративного устройства - единством
системы государственной
Федеративное
устройство Российской Федерации основано
на разграничении предметов
Равноправие народов - один из важнейших принципов федеративного устройства Российской Федерации. На территории России ныне проживает более 140 народов. Независимо от их численности, уровня социально-экономического, культурного развития, все народы в равной мере обладают правовыми возможностями участвовать в осуществлении власти всего многонационального народа России, имеют право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция обеспечивает возможность каждому независимо от его национальности пользоваться всеми правами и свободами. Особо гарантируются права различных национальных меньшинств, этнических групп, коренных малочисленных народов (ст. 69, п. "в" ст. 71, п. б" ст. 72 Конституции РФ). Российское отраслевое законодательство в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации учитывает основополагающие международно-правовые нормы, содержащие гарантии защиты прав национальных меньшинств (Конвенция МОТ N 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" от 26 июня 1989 г.; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятая Комиссией по правам человека ООН в 1992 г.; Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств, принятая Советом Европы 1 февраля 1995 г.)
Равноправие
народов органически связано
с самоопределением народов как
конституционным принципом
Принцип
"самоопределения народов" не
нужно противопоставлять
Все субъекты Федерации без каких-либо изъятий во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти между собой равноправны. Это конкретизируется в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ряда субъектов Федерации. В ч. 4 статьи 5 Конституции РФ закреплен еще один важнейший принцип федеративного устройства России - равноправие субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако следует учитывать деление субъектов Российской Федерации на виды, их неоднородность, а также то, что разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется не только Конституцией, но и договорами, большая часть которых носит индивидуальный характер, т.е. заключается между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти отдельных субъектов Федерации. Поэтому субъекту Федерации могут быть делегированы определенные права по осуществлению части федеральной компетенции, которыми не располагают другие субъекты Федерации. В связи с этим, обладая одинаковым объемом прав во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, субъекты Федерации могут иметь различный объем прав, входящих в их компетенцию. Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий определены в ст. 26.7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. в редакции от 04.07.2003 г.
Таким образом, выделяются следующие принципы федеративного устройства России 5:
1.2
Субъекты РФ, их
виды и статусы
Следует
сказать, что термин "субъекты Российской
Федерации" стал использоваться в
нашем конституционном
Субъект федерации, согласно наиболее распространенным теоретическим воззрениям, - это государственное образование (не обладающее суверенитетом) в составе федеративного государства.
Если в ст. 5 Конституции закреплены виды субъектов Российской Федерации, то в ч. 1 статьи 65 Конституции РФ назван ее именной состав. Всего субъектов Федерации - 89. В алфавитном порядке дается перечень субъектов Федерации каждого вида. В настоящее время в составе Российской Федерации 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.
До подписания 31 марта 1992 г. Федеративного
договора РСФСР не была федеративным государством
в общепризнанном смысле этого слова.
Автономные республики, автономные области
и автономные округа не были решающим
фактором, определяющим федеративный
характер страны. Края и области, в которых
проживало более 80% населения, субъектами
Федерации не признавались - они оставались
административно-
На волне демократизации советского общества автономные республики наряду с союзными республиками в 1990-1991 гг. провозгласили государственный суверенитет. Четыре автономные области (кроме одной - Еврейской) были преобразованы в республики, а на территории Чечено-Ингушетии были образованы две республики: Чеченская и Ингушская. Одна из них - Чеченская - провозгласила свою независимость. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение о переименовании автономных республик в "республики в составе Российской Федерации".
Крупный шаг в реформировании российского федерализма был сделан 31 марта 1992 г. Подавляющим большинством регионов России (за исключением Татарстана и Чечни) был подписан Федеративный договор. Особенности положения в составе Российской Федерации Республики Татарстан определены Договором "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", в соответствии с которым "Республика Татарстан объединена с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и договором".
Изменение наименования субъекта Российской Федерации - исключительное право его самого. Оно подтверждено постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. N 15-П7. Если субъектом Российской Федерации устанавливается его новое наименование, то оно включается в ст. 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации о приведении наименования субъекта Федерации в тексте Конституции в соответствие с решением субъекта Федерации. При этом Президент не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений - он обязан обнародовать (промульгировать) их. Так, указами Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. в ст. 65 Конституции Российской Федерации вместо наименования "Ингушская Республика" было включено новое наименование "Республика Ингушетия", вместо наименования "Республика Северная Осетия" - наименование «Республика Северная Осетия – Алания»
Конституцией Российской Федерации предусмотрена возможность изменения состава Российской Федерации путем принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Таким образом, изменение состава Российской Федерации может произойти путем:
а)
добровольного вхождения в
б) образования на ее территории нового субъекта.
Очевидно, что принятие в Российскую Федерацию нового субъекта может быть осуществлено лишь по взаимному согласию Российской Федерации и государства, пожелавшего войти в состав Российской Федерации. Процедура принятия, видимо, должна предусматривать волеизъявление народа России и заключение международного договора между Российской Федерацией и тем государством, которое пожелало войти в ее состав с последующей ратификацией этого договора парламентами обеих стран. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта не должно влечь за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не может противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, основам конституционного строя Российской Федерации.8
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено путем:
а) объединения двух или более субъектов в один;
б) разделения одного субъекта с образованием новых;
в) выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой;
г) вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта Российской Федерации.
Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, используя принадлежащее им право законодательной инициативы, могут внести проект соответствующего закона в Государственную Думу Федерального Собрания. По вопросу об образовании нового субъекта в составе Российской Федерации должен быть принят федеральный конституционный закон, после чего в ч. 1 ст. 65 должны быть внесены изменения в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 137 Конституции РФ.
Статус республики в соответствии с федеральной Конституцией характеризуется прежде всего тем, что она является государством. Особенности ее конституционно-правового положения заключаются в следующем. Как государство, она имеет свою конституцию и законодательство, государственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства и т.п.). Республика вправе в соответствии со ст. 68 Конституции Российской Федерации устанавливать свой государственный язык, который в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республики употребляется наряду с государственным языком Российской Федерации. Некоторые республики ввели также республиканское гражданство.