Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 00:03, курсовая работа
Договор розничной купли-продажи является одним из наиболее часто встречающихся видов купли-продажи. Каждый человек ежедневно выступает одной из сторон этого договора. Важность данного договора подчеркивает и то обстоятельство, что правило о розничной купле-продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ) этому договору посвящен параграф 2 главы 30. Таким образом, к данному договору применяются специальные нормы, а в случае если какие-то вопросы не регламентированы указанным параграфом, применяются общие положения о купле-продаже (приоритет специальных норм). На защите потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но законодательство о защите прав потребителей.
Ответственность
продавца и исполнение
Ст.505 ГК РФ закрепляет – «в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли-продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре». «Скупое» правило гражданского кодекса находит продолжение в ряде статей Закона «О защите прав потребителей», в частности в ст.23.
Итак, во-первых, законодательство
предусматривает
Это правило устанавливает
исключение из нормы п.2 ст.396 ГК РФ, об
освобождении должника от исполнения
обязательства в натуре. И, как
верно отмечает Садиков О.Н., если
законом или договором
Во-вторых, Законом «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя (ст.23).
На практике, в связи с применением этого вида ответственности продавца нередко возникают некоторые проблемы. Так, ст.21 Закона “О защите прав потребителей”, устанавливает ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя. Во-первых, закон устанавливает неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При этом не установлены ни сроки, ни ответственность за отказ расторгнуть договор или уменьшить покупную цену. Судьи, действуя по аналогии, взыскивают неустойку и в этих случаях. В этой связи, возникает вопрос о том, исходя из какой цены необходимо исчислять неустойку, и решается она каждый раз по-разному. В практике было уже три различных подхода к проблеме:
Законодатель предусмотрел ответственность продавца и в случае непредоставления покупателю необходимой и достоверной информации (п.3,4 ст.495 ГК РФ).
Степень ответственность различаются в зависимости от того, заключен договор розничной купли-продажи или нет.
Если продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.
После заключения договора покупатель вправе: в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения других убытков; предъявить предусмотренные ст.503 требования по поводу недостатков товара, которые возникли вследствие отсутствия у него необходимой или достоверной информации;потребовать возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие непредоставления необходимой или достоверной информации о товаре при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.
Еще одной особенностью ответственности по договору розничной купли-продажи является то, что нарушение имущественных прав потребителя в договоре розничной купли-продажи (регулируемой Законом РФ “О защите прав потребителей”) дает право требовать компенсации морального вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.
Более расширенное определение дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.), где под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Российские суды уже имеют богатую практику применения норм о возмещении морального вреда. Хотя в большинстве решений по спорам о компенсации морального вреда отчетливо видно отсутствие единообразия в подходе судов к вопросу определения размера компенсации, но в делах по спорам о защите прав потребителей некоторое время проявлялась тенденция к уравниванию размера компенсации морального вреда со стоимостью некачественного товара (работы, услуги).1
Однако, как отмечено в
Постановлении пленума
Как отмечает Эрдлевский А.М., позитивная часть этого постановления выглядит менее четко поскольку оперирует не вполне удачными понятиями: «характер объем нравственных страданий» и «характер и объем физических страданий», так как нравственные и физические страдания, будучи составляющими морального вреда, не предполагают возможности их дальнейшего разделения по категориям. Как показывает анализ решений, суды в большинстве случаев не устанавливают, какие виды страданий перенес истец и в чем они конкретно выражались, и не обосновывают определяемый ими размер компенсации морального вреда.1
Необходимо констатировать
отсутствие детального законодательного
регулирования института
Проблема отсутствия точно сформулированных критериев и общего метода оценки размера компенсации моральною вреда ставит судебные органы в сложное положение.
Заключение
1 Комментарий к ГК РФ (постатейный) Под ред. П.В. Крашенникова 2010 г.
2 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 1998. – с.480
3 Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24 июля 1995 г. - №30. - Ст. 2864.
1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 1998. – с.489
1 См: Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"» (в редакции от 9 января 1996 г.), утверждены приказом Государственного антимонопольного комитета РФ от 20 мая 1998 г № 160 // БНА. 1999. № 2 (далее – Разъяснения). Право федерального антимонопольного органа (в настоящее время – Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) давать разъяснения по вопросам защиты прав потребителей установлено п. 2 ст. 40 Закона о защите прав потребителей.
1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 1998. – с.487
2 Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей./ Под ред. М.И. Брагинского, В.И. Витрянского. – М.: Фонд «Правовая культура». - 2001. – с.374.
1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 1998. – с.496.
1 Эрдлевский А.М. Компенсация морального вреда. – М.: БЕК. – 2000. – с.100.
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1995. - №3.
1 Эрдлевский А.М. Компенсация морального вреда. – М.: БЕК. – 2000. – с.100.