Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:42, доклад
Несмотря на то, что понятие «деволюция власти», «децентрализация» давно прописались в политическом лексиконе Запада, а о необходимости развития местного самоуправления никто не спорит, на практике реализация подобных идей через административно-территориальную реформу проходит по-разному, часто сопровождаясь противоположной тенденцией – централизацией или поглощением органов местной власти госаппаратом.
Деволюция и децентрализация власти в Европе – сравнительная перспектива
Х.Волман, «Social Science Japan», 2007
26 ноября 2007 года
Несмотря
на то, что понятие
«деволюция власти»,
«децентрализация»
давно прописались в
политическом лексиконе
Запада, а о необходимости
развития местного самоуправления
никто не спорит, на
практике реализация
подобных идей через
административно-
Современные
государства – это сложные
многоуровневые системы. Распределение
власти по вертикали и делегирование
власти и ответственности на места
(т.н. деволюция) являются важнейшей конституционной,
политической и организационной проблемой.
Для ее решения важно провести различие
между децентрализацией и декон
Децентрализация
Децентрализация – по сути своей, политическая идея, которая означает, что субнациональные органы власти получают некоторую политическую автономию, вместе с новыми функциями и ресурсами.
Децентрализация может быть региональной или муниципальной. Наиболее развитой формой регионализации является федерализм, когда власть спускается сверху вниз на основе конституции страны. Более слабые формы регионализма осуществляются не на конституционной основе, а на основе обычного законодательства. Децентрализация власти может называться также муниципализацией . В большинстве стран она принимает форму общего разделения сфер компетенции, дающего местным властям право решать местные вопросы, попадающие в их сферу ответственности.
Муниципализация может иметь определенные рамки, которые устанавливают сами местные советы. Более того, вмешательство государства в муниципальные дела, как правило, законодательно ограничивается. В таких условиях местные органы власти могут даже называться «сепарационистскими», в том смысле, что между местным и государственным уровнем проходит четкое институциональное и функциональное разделение.
Деконцентрация
В отличие
от децентрализации, это преимущественно администра
Еще одним важным типом деконцентрации является т.н. ограниченная муниципализация , когда местным властям передаются некоторые государственные задачи. Выполнение таких задач отличается от того, что обычно делают местные власти. Во-первых, местные советы обычно некомпетентны в решении таких вопросов. Во-вторых, надсмотр и контроль над их выполнением со стороны государства доходит до прямого вмешательства. В результате местные администрации и их руководители действуют практически как местные агенты центральной власти и практически включаются в государственную администрацию.
Функциональная и территориальная реформа
Функциональная
реформа характеризуется
Для построения такого всестороннего, многофункционального уровня управления или административной единицы, функциональная реформа обычно направлена на расширение сфер работы местной власти. Для этого во многих западных странах в 1960-е и 70-е годы были проведены территориальные реформы. В их ходе проводилось слияние и пересмотр органов местного управления, их привязка к территории и населению так, чтобы они могли лучше решать управленческие задачи.
Примеры реформ местного самоуправления
Четыре страны – Великобритания, Швеция. Франция и Германия, являются примером того, как проводилась реформа, а также основных европейских государственных и местных традиций управления. Нужно отметить, что эта подборка весьма отрывочна и упрощенна.
Великобритания
Исторически
состоящая из трех регионов (Англия,
Шотландия и Уэльс), Великобритания
долго была страной с единым центральным
управлением. Фундаментальная
После 1945 года, когда в Великобритании началось создание современного государства всеобщего благосостояния, местные власти утратили такие важные функции как здравоохранение, энергоснабжение, водоснабжение, которые перешли в ведение центра. Тем не менее, роль местных органов власти в социальной сфере развивалась, а их автономия в основном была сохранена.
В 1974 году структура местного управления прошла еще через одну глубокую территориальную и организационную реформу. Она довела средний размер районов страны до 130 тысяч человек, чего не было ни в одной другой стране, что вызвало волну критики. С конца 1980-х прошла определенная деконцентрация управления - не децентрализация, но именно деконцентрация через учреждение т.н. «исполнительных агентств», которые должны были выполнять те задачи, которые ранее выполняли министерства. В стране также была проведена децентрализация в 1998 году, когда Шотландия и Уэльс были преобразованы в регионы с выборными региональными ассамблеями, что поставило их, как говорят некоторые, «на путь квази-федерализма».
В то же время в самой Англии, где проживает 85% британцев, регионализация не проводилась. Наоборот, в Англии прошла мощная централизация, проведенная в 1979 году правительством консерваторов, а в 1997 году и правительством лейбористов. Центральная власть отняла у местной власти некоторые важные функции, и вместо этого расширило роль местных общественных организаций, т.н. «квангос» (квази-неправительственные организации). Эти организации работают вне контроля местных органов власти, финансово зависимы от правительства и управляются им. Финансовая автономия местной власти была жестко ограничена, а она сама поставлена под жесткий контроль. В общем и целом, в Англии прошла скрытая ре-централизация власти.
Швеция
После создания в Швеции в 1862 году двухступенчатой модели самоуправления, муниципалитеты и округа имеют право финансироваться в основном из местных налогов, что укрепляет их автономию. Когда после 1945 года создавалась шведская модель социального государства, оно обрело четкое разделение функций между центральным правительством и двухступенчатым местным управлением.
Аппарат управления в Швеции на удивление малочисленный, а органы власти не менялись с 18-го века. Лишь 17% госслужащих в Швеции занято в центральных органах управления и министерствах. Большинство социальных услуг в Швеции реализуют муниципалитеты, в то время как округа в основном занимаются здравоохранением. По этой причине 60% служащих являются муниципальными служащими, в то время как в округах работает 25%.
В 1952 и 1974
годах шведский парламент решил
провести крупномасштабную территориальную
реформу муниципалитетов, что в 1974
году довело их размер до 34 тысяч человек.
Эта реформа усилила
Стоит подчеркнуть,
что по общему мнению, в Швеции наблюдается
очень высокая степень
Франция
Франция имеет унитарное, централизованное государство в наполеоновском стиле. Становым хребтом его является около сотни департаментов, управляемых назначаемыми центром префектами. Двухступенчатая система местной власти с выборными советами департаментов и муниципалитетов играла в целом довольно несущественную роль, за исключением больших городов, вплоть до середины 20-го века.
В начале 1970-х, Франция, также как и другие европейские страны провела территориальную реформу множества мелких муниципалитетов. Однако реформа явно провалилась, наткнувшись на сопротивление мэров. Таким образом, границы 35 тысяч муниципалитетов, с населением в среднем около 1700 человек остались неизменными.
Такое огромное множество мелких муниципалитетов и их административная неспособность еще в 1890-м году вынудила руководство страны вводить нормы кооперации между муниципалитетами. В 1960-е годы были созданы также формы кооперации между городскими общинами. Тем не менее, реальное сотрудничество было редкостью.
В 1982-м
году тогдашнее социалистическое правительство
прибегло к децентрализации. Некоторые
социальные функции были переданы на
уровень департаментов. Подобная передача
на уровень муниципалитетов была
крайне ограниченной, по причине их
слабости. В 2003 году был проведен еще
один этап децентрализации, а поправка
к конституции страны называла Францию
«децентрализованной
Стоит отметить,
однако, что многое так и не было
сделано. Муниципалитеты и общины, являющиеся
базовым уровнем местного самоуправления,
реформа мало затронула, и в основном
она была направлена на уровень департаментов.
Центральное правительство
Германия
Двухступенчатое
федеральное государство в
В отличие от них, законодательные органы власти земель, хотя и прошли недавно через федеральное реформирование, весьма слабы, хотя земли имеют мощный административный аппарат. Местные органы власти по конституции подчиняются землям и выполняют большинство общественных функций. Фактически от 70 до 80% решений, принимаемых на федеральном уровне и на уровне земель, а также решения на уровне ЕС, выполняются местными властями.
Вертикальное распределение административной власти подтверждает то, что лишь 6,5% от всех работающих в государственном секторе являются федеральными служащими, при том, что 50% относятся к персоналу земель и почти 40% - к персоналу местных органов власти.
Очевидно,
что в Германии делегирование
государством определенных задач на
места скорее означает административную деконцентраци
Выводы : схождение или расхождение ?
Этот наш
очерк по сравниванию разных стран
дает довольно размытую картину. Большинство
из рассмотренных стран
Информация о работе Деволюция и децентрализация власти в Европе – сравнительная перспектива