Цицерон о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:36, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон - род. в 106 до н. э. — ум. 07.12.43 гг. до н. э. - знаменитый римский оратор, юрист, учёный, писатель, государственный деятель и мыслитель. Римский эдил, пре¬тор, консул. Известен тем, что стремился возродить республиканские принципы во время гражданских войн, окончательно разрушивших Римскую республику. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»). Главные

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I . Учение Цицерона о государстве ………………………………………5
§1 Возникновение государства …………………………………………5
§2. Формы государственного устройства ……………………………....6

Глава II. Аспекты государственного устройства Рима по Цицерону………...10
§1. Политическая позиция Цицерона…………………………………..10
§2 Отношение Цицерона к Рабству……………………………………11
§3 Характеристика государственного деятеля………………………...13
Глава III. Истинный закон по Цицерону …………………………………….15
§1. Естественное право …………………………………………………15
§2. Формулировка законов……………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Цицерон о государстве и праве.doc

— 107.50 Кб (Скачать)
align="justify">     В учении Цицерона о праве наряду с  отличием естественного права от писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное право.

     «Так называемое право народов трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е. как международное естественное право). Он формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая «не была возвещена и объявлена». Война характеризуется им как вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. В качестве причины справедливой войны им указывается необходимость защиты государства, в качестве цели — установление мира. Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными»13 
 
 

     Заключение 

     Цицерон опираясь на естественно-правовую идею сформулировал своеобразную модель государственности: государство подзаконно, а закон — отражение естественного права, высшей справедливости. Специфика римской общественной жизни — появляется представление о частной собственности, частном жизненном пространстве. Цицерон юрист рубежа древней и новой эры сформировал идею частного права — свобода частной собственности и частной жизни, их правомерная защита, свобода договора и ответственность за несоблюдение договора, разграничение частного и публичного права, принцип гражданства. На практике римская империя — нормальное патриархальное общество, зачастую с разгулом тирании, но принцип гражданства сформулирован — устойчивая правовая связь частного лица с государством, предполагающая взаимные права и обязанности. Цицерон предпочел позитивистский анализ права — право — веление императора. В средние века философы комментировали античных авторов и священное писание, юристы комментировали римское право, преимущественно с позитивистских позиций. Естественныо-правовые — естественное право выше права человеческого, земной властитель подчиняется высшей справедливости. Развиваются частно-хозяйственные и рыночные отношения.

     «Складывается современное представление о естественном праве — право, данное каждому человеку по природе, от рождения: люди рождаются равными, права человека неотчуждаемы, никем не даны и никем не могут быть отобраны. Естествено-правовая логика объясняет антимонархический и антифеодальный пафос, буржуазных революций: люди равны, следовательно,     недопустимы феодальные  привилегии  и  царская  власть.»14

     Творческое  наследие Цицерона, в том числе  и его учение о государстве  и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

       
  1. Учебник под  ред. В.С. Нерсесянца. “История политических и правовых учений”. Москва. Инфра-М, 1996г.-736 стр.
  2. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. .-688 стр.
  3. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.:Зерцало, 2000. – 688 с.
  4. Всемирная история. Эллинистический и Римский периоды. Под ред. А.Н. Бадак , И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. М., 1999 г.
  5. Рижский М.И. - "Цицерон Марк Тулий. Философские Трактаты". М.,1985 г.-256 стр.
  6. Кузищин В.И. – "История древнего Рима". М., 1994 г. – 366
  7. Всемирный энциклопедический словарь. Главный ред. Адамчик М.В. Минск, 2004 г. – 1640 стр.
  8. Коломыцев, А.Н.Учение Цицерона о государстве и праве: автореф. А.Н Коломыцев.Минск,2002.
  9. Web: http://ftk.narod.ru/download/politologia/GKAl4s.pdf(27.12.10)
  10. Web: http://www.ucheba.ru/referats/15562.html(27.12.10)
  11. Web: http://feelosophy.narod.ru/leist/L0.html(27.12.10)
 
 
 
 

       

Информация о работе Цицерон о государстве и праве