Цицерон о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:36, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон - род. в 106 до н. э. — ум. 07.12.43 гг. до н. э. - знаменитый римский оратор, юрист, учёный, писатель, государственный деятель и мыслитель. Римский эдил, пре¬тор, консул. Известен тем, что стремился возродить республиканские принципы во время гражданских войн, окончательно разрушивших Римскую республику. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»). Главные

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I . Учение Цицерона о государстве ………………………………………5
§1 Возникновение государства …………………………………………5
§2. Формы государственного устройства ……………………………....6

Глава II. Аспекты государственного устройства Рима по Цицерону………...10
§1. Политическая позиция Цицерона…………………………………..10
§2 Отношение Цицерона к Рабству……………………………………11
§3 Характеристика государственного деятеля………………………...13
Глава III. Истинный закон по Цицерону …………………………………….15
§1. Естественное право …………………………………………………15
§2. Формулировка законов……………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Цицерон о государстве и праве.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Филиал

     Федерального  государственного образовательного учреждения

     Высшего профессионального образования

     «Северо-Западная академия государственной службы»

     в г. Иваново 
 

     Реферат

     по  курсу «История политических и правовых учений» 
 

     Цицерон о государстве  и праве 
 

     Выполнил: студент 1 курса,

     специальности «Юриспруденция»,

     гр. Ю-3/10, Акшенцев И.Н.

     Проверила: д.ю.н., доцент

     Родионова О.В. 
 
 
 

     Иваново, 2011

     Оглавление 

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава I . Учение Цицерона о государстве ………………………………………5                                                           

       §1 Возникновение государства …………………………………………5

       §2. Формы государственного устройства ……………………………....6              

            

Глава II. Аспекты государственного устройства Рима по Цицерону………...10

       §1. Политическая позиция Цицерона…………………………………..10                                              

       §2 Отношение Цицерона  к Рабству……………………………………11

            §3 Характеристика государственного деятеля………………………...13 

Глава III. Истинный закон по Цицерону …………………………………….15

      §1. Естественное право …………………………………………………15

      §2. Формулировка законов……………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список  использованной литературы…………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     1Марк Туллий Цицерон - род. в 106 до н. э. — ум. 07.12.43 гг. до н. э. -  знаменитый римский оратор, юрист, учёный, писатель, государственный деятель и мыслитель. Римский эдил, претор, консул. Известен тем, что стремился возродить республиканские принципы во время гражданских войн, окончательно разрушивших Римскую республику. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены  в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»). Главные сочинения: "Тускуланские беседы" в 5 книгах, "О государстве", "О законах", "О границах добра и зла", "Катон Старший, или О старости", "Лелий, или О дружбе", "Об обязанностях" и др. Цицерон познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации.

     Конец жизни и деятельности Цицерона (44—43 гг. до н. э.) прошел в борьбе против новой  опасности военной диктатуры  и новых триумвиров (Антония, Октавиана  и Лепида). В этой борьбе Цицерон, выступавший против диктатуры от имени «всей Италии» и всех сторонников республики, играл, по словам Аппиана, роль «единовластного демагога». После победы триумвиров имя Цицерона было включено в проскрипционные списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н. э. Цицерон был обезглавлен сторонниками триумвиров.

     Трактаты  Цицерона "О государстве" и "О  законах" крайне ценны как памятник исторический, сохранивший многие важные сведения и подробности, главным  образом относительно государственного устройства римской республики.

     Цицерон широко известен как знаменитый оратор, - его имя даже стало нарицательным, - значительно менее он известен как политический деятель и почти  вовсе неизвестен как философ. Такое  распределение "аспектов" его славы не случайно. Как представитель ораторского искусства и римской литературы, он прочно и на века вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он имел отношение к такой эпохе и событиям, которые ныне интересуют лишь историков и, наконец. Как философ он едва ли может считаться крупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в этой области какое-то новое слово.

     Теоретические воззрения Цицерона в области  государства и права находятся  под заметным влиянием древнегреческой  мысли, и, прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности. В целом творческое использование идей предшественников в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства и права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I . Учение Цицерона о государстве

       §1 Возникновение государства

     Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих  людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок»2. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства.

     Влияние Аристотеля заметно и в трактовке - Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает  государство. Он отмечал изначальную  связь государства и собственности  и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.

     Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает,

     что по своей  природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. 

     §2 Формы государственного устройства 

       Изучение всей природы, отмечал  Цицерон, приводит к пониманию  того, что «всем этим миром  правит разум». Данное положение,  сформулированное еще древнегреческим  философом Анаксагором, используется Цицероном для обоснования своего понимания «природы» как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего источника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именно благодаря тому, что люди самой природой наделены «семенами» разума и справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал, стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения, добродетелей, государства и права. Разум — высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков»3.

     «В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.»4

     Критерии  различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью.

     Когда она находится в руках у  выборных, то говорят, что эта гражданская  община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа».

     «Все эти простые формы государства не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе — и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия. «Благоволением своим,— пишет Цицерон, — нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы.»5

     Основной  порок простых форм государства  состоит, согласно Цицерону, в том, что  все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Хотя такая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти.

     Эти уродливые виды властвования (тирания  единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.

     Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в  условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. «Ибо, — подчеркивал он, — желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

     Как путь к смешанной форме правления  Цицерон трактовал эволюцию римской  государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — в полномочиях сената, народной власти — в полномочиях народных собраний и народных трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью «предков», создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая за их взаимное равновесие, он подчеркивал необходимость «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий — с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа»6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Аспекты государственного устройства Рима по Цицерону 

     Достоинства государственного устройства Рима —  это по оценке Цицерона, плод многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного одаренного лица, от которого обязательно что-то ускользает. В отличие от Рима в других государствах формы правления создавали на основе своих законов и установлений отдельные лица (например, Минос — на Крите; Ликург — в Спарте; Тесей, Драконт, Солон, Клисфен, Деметрий Фалерский — в Афинах и т. д.). 

Информация о работе Цицерон о государстве и праве