Человек, его права и свободы как высшая ценность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Декларация прав человека начинается словами: "Права и свободы человека принадлежат ему от рождения". Это не совсем так. От рождения нам всем принадлежит только право на жизнь, и это право менее всего уважаемо человечеством. Может быть потому, что право на жизнь - единственное право, которое нам дают, не спросив нашего согласия, или потому, что это право слишком легко отнять у любого человека. Все остальные права и свободы принадлежат только тем, кому они нужны, и кто согласен ими владеть. Желающих не так уж много, потому что права и свободы, как всякую ценность, приходится защищать и нести за них ответственность.4

Содержание

Введение 2


1.1. Понятие и признаки основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина. 5

1.2. Классификация и содержание основных прав и свобод человека и гражданина 8

1.3. Конституционные основания и пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина 15


Заключение 22

Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Указом  Президента Российской Федерации о  введении чрезвычайного положения  на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

     а) полное или частичное приостановление  на территории, на которой введено  чрезвычайное положение, полномочий органов  исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

     б) установление ограничений на свободу  передвижения по территории, на которой  введено чрезвычайное положение, а  также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

     в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной  охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

     г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

     д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

     е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

     ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

     з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

     и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

     к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.17 

  1. Военное положение

     Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. Определяет военное положение как особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии. В период действия военного положения, вводимого указом Президента РФ с утверждением Совета Федерации, допускается ограничение прав и свобод граждан, деятельности организаций и должностных лиц; на них могут возлагаться дополнительные обязанности.

     В добавление к тем ограничениям прав и свобод, которые указаны выше применительно к чрезвычайному положению, меры военного положения предусматривают приостановление деятельности, подрывающей в условиях военного положения обороны и безопасность РФ, привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, изъятие для нужд обороны имущества у организации граждан, запрещение или ограничение выбора места пребывания или жительства, запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, введение военной цензуры за почтовыми отправлениями интернирование граждан иностранного государства.

       Выборы и референдумы при военном  положении не проводятся на  период военного положения граждан  обязаны: выполнять требования  органов государственной власти  и военного управления, являться по вызову этих органов, участвовать в выполнении работ для нужд обороны, предоставлять необходимое имущество. Определенные обязанности возлагаются на организацию, находящиеся на соответствующей территории. 

  1. Федеральные законы, ограничивающие права и свободы человека и гражданина.

     Ограничение прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст.55 Конституции  РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов. Эти ограничения  чаще всего выступают как необходимые  условия для деятельности правоохранительных органов, признанных охранять права и свободы всех граждан. Такие законы, абсолютно необходимые в интересах большинства граждан, одновременно таят опасность злоупотреблений ими, что заставляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответствующих органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы:

  • Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» (в редакции от 30 декабря 1999 г.)
  • Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» (в редакции от 20 июня 2000 г.)
  • Закон РФ «О милиции» (в редакции от 25 июля 2000г.)
  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (в редакции от 30 декабря 1999 г.)
  • Федеральный закон о государственной охране (в редакции от 18 июля 1997 г.)
  • Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г.,
  • Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма» от 7 августа 2000г.

     Перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного или временного характера.

     Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     В Конституции содержатся указания на ряд конституционных прав и свобод, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения.

     Не  подлежат ограничению права и  свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В действующей Конституции права  и свободы не только открывают  главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

     В конституциях, принятых после Второй мировой войны, возобладали идеи о неотъемлемых, прирожденных правах и свободах человека. Человек рассматривается  ими как существо правовое и притом самоценное. Этот взгляд нашел отражение  и в международно-правовых документах, в том числе в Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В цивилизованных государствах, признающих принцип верховенства (господства) права, человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. В Конституции России данное положение закреплено в качестве одной из основ конституционного строя (статья 2). При этом Конституция подтверждает, что фундаментальные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (статья 17).19

     Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное. 

     Защита  человека, его прав и свобод требует  от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

     В заключение хочу процитировать председателя Конституционного суда России Валерия Зорькина: «Можно любить право и даже поклоняться ему. Но никогда нельзя забывать о том, что не человек существует для права, а право для человека».20 

 

      Список используемой литературы

   Законодательные и другие официальные материалы:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
  2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 03.11.2010) "О военном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002);
  3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001);
  4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 4-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.12.2002);
  5. Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 25.12.1996);
  6. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010);
  7. Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "О государственной охране" (принят ГД ФС РФ 24.04.1996);
  8. Федеральный закон от 25.07.1998 N 130-ФЗ (ред. от 06.03.2006) "О борьбе с терроризмом" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998);
  9. Федеральный закон от 07.08.2000 N 121-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма" (принят ГД ФС РФ 07.07.2000);
  10. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 22.07.2010) "О милиции"
  11. Постановление ВС РФ от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина».

    Книги:

  1. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации», Издательство НОРМА, Москва, , 2007 г.;
  2. Богданова Н.А. «Конституционное право». Учебное пособие./ М.: «Владос», 2006 г.;
  3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России». Учебник/ , "Юристъ",  2009 г.;
  4. Нецветаев  А.Г. «Экологическое право». Учебно-практическое пособие. М.: 2006 г.
  5. Цуканов А.Н. М. «Правовая теория защиты основных прав»/, 2005 г.;

         Статьи:

  1. Гордон Л. «Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России»//  Журнал: Общество и реформы, 2006г.
  2. Зорькин В. Д. «Конституция и права человека в XXI веке». Издательство НОРМА/  Москва, 01 ноября 2008 г. Источник: www.ksrf.ru;
  3. Зорькин В. Д. «Глобальный кризис, право и права человека»//  "Россия в глобальной политике". № 1, Январь - Февраль 2009. 
  4. Зорькин В. Д. «Право - для человека»// «Российская газета», Федеральный выпуск №4798 от 25 ноября;
  5. Лапаева В.В. «Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в конституции РФ» // Журнал российского права. 2005, № 7;

    Другие  материалы:

  1. «Академик» // Словарь, 2000-2010, Ссылка:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15781.

Информация о работе Человек, его права и свободы как высшая ценность