Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:07, курсовая работа
Декларация прав человека начинается словами: "Права и свободы человека принадлежат ему от рождения". Это не совсем так. От рождения нам всем принадлежит только право на жизнь, и это право менее всего уважаемо человечеством. Может быть потому, что право на жизнь - единственное право, которое нам дают, не спросив нашего согласия, или потому, что это право слишком легко отнять у любого человека. Все остальные права и свободы принадлежат только тем, кому они нужны, и кто согласен ими владеть. Желающих не так уж много, потому что права и свободы, как всякую ценность, приходится защищать и нести за них ответственность.4
Введение 2
1.1. Понятие и признаки основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина. 5
1.2. Классификация и содержание основных прав и свобод человека и гражданина 8
1.3. Конституционные основания и пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина 15
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Особенности личных прав и свобод человека и гражданина:
Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся:
Далее: не исключая интереса личности к публичной сфере, нельзя все сводить к политическому началу. Наряду с отношениями политического властвования есть еще и отнюдь не всегда политизированная, а нередко и далекая от политики общественная жизнь, удовлетворяющая потребности и интересы многих людей и основывающаяся в принципе на тех же правах и свободах. Поэтому вторая группа - теперь не политические, а общественно-политические, или публично-политические, права и свободы.
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30 – 33 Конституции РФ) связаны, как правило, с обладанием гражданством (ст. 30, 31,33 Конституции РФ).11
Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности - государства. Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие "права человека и гражданина": права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина - его гражданам.)
Основные политические права человека и гражданина в России составляют:
После этого можно далее говорить, безусловно, о месте человека в системе социально-экономических связей.
Социально-экономические права охватывают нормы, касающиеся положения человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности и имеющие целью создание условий, при которых люди могут быть "свободны от страха и нужды". Разумеется, в качестве социально-экономических прав человека целесообразно рассматривать не все бесконечное разнообразие правоположений, содержащееся в законах и подзаконных актах, регулирующих сферу труда, быта, социального обеспечения, а лишь наиболее важные из них, затрагивающие основы правового статуса личности и устанавливающие, так сказать, рамки, общественно признанные идеалы в этих сферах.12
Экономические, социальные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Группа основополагающих экономических, социальных и культурных прав включает в себя:
Культурные права - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни.13
К культурным правам относятся:
Экологические права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству и изучению окружающей природной среды, а также по рациональному использованию природных ресурсов.14
Экологические права человека относятся к группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбора места жительства и др.
К экологическим правам человека относится:
Право каждого на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и право на возмещение ущерба (Ст. 42 Конституции РФ);
Права
и свободы человека составляют единую
систему. В ее структуру входят отдельные
элементы, которые содержат однородные
по содержанию или назначению права и
свободы. Всякая классификация, или деление
прав на группы, весьма условна, поскольку
иногда очень трудно выделить ту грань,
которая отделяет одно право от другого.
К числу наиболее актуальных направлений развития современной российской теории права относится разработка теории защиты основных прав человека и гражданина.15
Одной из центральных проблем, как формирующейся новой доктрины действующего права, так и зарождающейся на ее основе теории защиты прав человека является проблема оснований и пределов ограничения, основных прав и свобод человека и гражданина.16
Ограничения вводятся, когда имеется чрезвычайные обстоятельства: чрезвычайное положение (ст. 56 Конституции РФ), военное положение (ст. 87 ч. 2 Конституции РФ), а также ограничение прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст.55 Конституции РФ, предусмотрены в федеральных законах.
Чрезвычайное положение – особый правовой режим, временно вводимый для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Такой режим меняет характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и общественных объединений, допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан. Порядок введения чрезвычайного положения регулируется конституциями и законами, соответствующий акт принимается главой государства. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 4 Конституции РФ) указывает, что чрезвычайное положение вводится в условиях, когда жизнь нации находится под угрозой, о чем официально объявляется; в этих условиях государство может принимать меры в отступление от своих обязательств по данному Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, эти меры не должны влечь за собой дискриминацию исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. О таких отступлениях государство обязано немедленно информировать Генерального секретаря ООН. Не допускается отступление от защиты ряда прав человека (на жизнь, против применения пыток, против рабства и др.)
В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (в редакции от 30 июня 2003г.). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
А)
попытки насильственного
Б) чрезвычайные ситуации природного и технического характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии.
Чрезвычайные положения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федераций и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Указ Президента подлежит утверждению Советом Федераций. В указе должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП; обоснование необходимости введения ЧП; границы территории, на которой вводится ЧП; силы и средства, обеспечивающие режим ЧП; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление применяемых мер; время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП. Указ Президента подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Указ Президента, не утвержденный Советом Федераций, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население страны или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении ЧП. При введении ЧП на всей территории РФ Совет Федераций и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия ЧП. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток (допускается продление).
Информация о работе Человек, его права и свободы как высшая ценность