Человек, его права и свободы как высшая ценность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Декларация прав человека начинается словами: "Права и свободы человека принадлежат ему от рождения". Это не совсем так. От рождения нам всем принадлежит только право на жизнь, и это право менее всего уважаемо человечеством. Может быть потому, что право на жизнь - единственное право, которое нам дают, не спросив нашего согласия, или потому, что это право слишком легко отнять у любого человека. Все остальные права и свободы принадлежат только тем, кому они нужны, и кто согласен ими владеть. Желающих не так уж много, потому что права и свободы, как всякую ценность, приходится защищать и нести за них ответственность.4

Содержание

Введение 2


1.1. Понятие и признаки основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина. 5

1.2. Классификация и содержание основных прав и свобод человека и гражданина 8

1.3. Конституционные основания и пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина 15


Заключение 22

Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Особенности личных прав и свобод человека и  гражданина:

    • являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами каждого человека, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;
    • включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан.

Согласно  главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся:

        1. Право на жизнь (Ст. 20 Конституции РФ);
    1. Право на достоинство (Ст. 21 Конституции РФ);
    1. Право на свободу и личную неприкосновенность (Ст. 22 Конституции РФ);
    1. Право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны,  защиту своей чести и доброго имени (Ст. 23 Конституции РФ);
    1. Право на ознакомление с документами  и  материалами. непосредственно затрагивающими его права и свободы. (Ст. 24 Конституции РФ);
    2. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ);
    3. Право на определение своей национальной принадлежности и право пользования родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. (Ст. 26 Конституции РФ);
    1. Право  свободно передвигаться, выбирать место  пребывания и жительства и свободно выезжать за пределы РФ и возвращаться (ст. 27 Конституции РФ);
    1. Свобода совести  и вероисповедания (Ст. 28 Конституции РФ);
    2. Свобода мысли и слова, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. (Ст. 29 Конституции РФ);

     Далее: не исключая интереса личности к публичной  сфере, нельзя все сводить к политическому началу. Наряду с отношениями политического властвования есть еще и отнюдь не всегда политизированная, а нередко и далекая от политики общественная жизнь, удовлетворяющая потребности и интересы многих людей и основывающаяся в принципе на тех же правах и свободах. Поэтому вторая группа - теперь не политические, а общественно-политические, или публично-политические, права и свободы.

     В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30 – 33 Конституции РФ) связаны, как правило, с обладанием гражданством (ст. 30, 31,33 Конституции РФ).11

     Политические  права определяют статус человека как  субъекта политической общности - государства. Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие "права человека и гражданина": права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина - его гражданам.)

     Основные  политические права человека и гражданина в России составляют:

    1. Право на объединения (Ст. 30 Конституции РФ);
    2. Право собираться мирно, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (Ст. 31 Конституции РФ);
    3. Право на участие в управлении делами государства (Ст. 32 ч. 1 Конституции РФ);
    4. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать у референдуме (Ст. 32 ч. 2 Конституции РФ);
    5. Граждане РФ имеют равны доступ к государственной службе (Ст. 32 ч.4 Конституции РФ);
    6. Право участвовать в отправлении правосудия (Ст. 32 ч. 5 Конституции РФ);
    7. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственное органы и органы местного самоуправления (Ст. 33 Конституции РФ).

     После этого можно далее говорить, безусловно, о месте человека в системе  социально-экономических связей.

     Социально-экономические  права охватывают нормы, касающиеся положения человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности и имеющие целью создание условий, при которых люди могут быть "свободны от страха и нужды". Разумеется, в качестве социально-экономических прав человека целесообразно рассматривать не все бесконечное разнообразие правоположений, содержащееся в законах и подзаконных актах, регулирующих сферу труда, быта, социального обеспечения, а лишь наиболее важные из них, затрагивающие основы правового статуса личности и устанавливающие, так сказать, рамки, общественно признанные идеалы в этих сферах.12

     Экономические, социальные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Группа основополагающих экономических, социальных и культурных прав включает в себя:

    1. Право частной собственности (Ст. 35 ч.1 и 2 Конституции РФ);
    2. Право наследования (Ст. 35 ч. 4 Конституции РФ);
    3. Право собственности на землю (Ст. 9 ч. 2 Конституции РФ);
    4. Свобода экономической деятельности (Ст. 34 Конституции РФ).
    5. Право на труд (Ст. 37 Конституции РФ);
    6. Право на вознаграждение за труд (Ст. Конституции РФ);
    7. Право на защиту от безработицы (Ст. Конституции РФ);
    8. Право на забастовки (Ст. 37 ч. 4 Конституции РФ);
    9. Право на отдых (Ст. Конституции РФ).
    10. Право на социальное обеспечение (Ст. Конституции РФ);
    11. Право на охрану семьи, материнства и детства (Ст. 38 Конституции РФ);
    12. Право на жилище (Ст. 40 Конституции РФ);
    13. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (Ст. 41 Конституции РФ).

     Культурные  права - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни.13

     К культурным правам относятся:

    1. Право на образование (Ст. 43 Конституции РФ);
    2. Свобода творчества (Ст.44 Конституции РФ);
    3. Право интеллектуальной собственности (Ст. Конституции РФ);
    4. Право каждого на участие в культурной жизни (Ст. Конституции РФ).

     Экологические права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству и изучению окружающей природной среды, а также по рациональному использованию природных ресурсов.14

     Экологические права человека относятся к группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбора места жительства и др.

     К экологическим правам человека относится:

     Право каждого на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды  и право на возмещение ущерба (Ст. 42 Конституции РФ);

     Права и свободы человека составляют единую систему. В ее структуру входят отдельные элементы, которые содержат однородные по содержанию или назначению права и свободы. Всякая классификация, или деление прав на группы, весьма условна, поскольку иногда очень трудно выделить ту грань, которая отделяет одно право от другого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Конституционные основания и пределы  ограничения прав и свобод человека и гражданина.

     К числу наиболее актуальных направлений  развития современной российской теории права относится разработка теории защиты основных прав человека и гражданина.15

     Одной из центральных проблем, как формирующейся  новой доктрины действующего права, так и зарождающейся на ее основе теории защиты прав человека является проблема оснований и пределов ограничения, основных прав и свобод человека и гражданина.16

     Ограничения вводятся, когда имеется чрезвычайные обстоятельства: чрезвычайное положение (ст. 56 Конституции РФ), военное положение (ст. 87 ч. 2 Конституции РФ), а также ограничение прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст.55 Конституции РФ, предусмотрены в федеральных законах.

  1. Чрезвычайное положение.

     Чрезвычайное  положение – особый правовой режим, временно вводимый для обеспечения  безопасности граждан и защиты конституционного строя. Такой режим меняет характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и общественных объединений, допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан. Порядок введения чрезвычайного положения регулируется конституциями и законами, соответствующий акт принимается главой государства. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 4 Конституции РФ) указывает, что чрезвычайное положение вводится в условиях, когда жизнь нации находится под угрозой, о чем официально объявляется; в этих условиях государство может принимать меры в отступление от своих обязательств по данному Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, эти меры не должны влечь за собой дискриминацию исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. О таких отступлениях государство обязано немедленно информировать Генерального секретаря ООН. Не допускается отступление от защиты ряда прав человека (на жизнь, против применения пыток, против рабства и др.)

     В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (в редакции от 30 июня 2003г.). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

     А) попытки насильственного изменения  конституционного строя, захвата или  присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты.

     Б) чрезвычайные ситуации природного и  технического характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том  числе эпидемии и эпизоотии.

     Чрезвычайные  положения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных  местностях вводится указом президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федераций и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Указ Президента подлежит утверждению Советом Федераций. В указе должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП; обоснование необходимости введения ЧП; границы территории, на которой вводится ЧП; силы и средства, обеспечивающие режим ЧП; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление применяемых мер; время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП. Указ Президента подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Указ Президента, не утвержденный Советом Федераций, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население страны или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении ЧП. При введении ЧП на всей территории РФ Совет Федераций и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия ЧП. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток (допускается продление).

Информация о работе Человек, его права и свободы как высшая ценность