Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:29, курсовая работа
Целью исследования является анализ формирования человеческого капитала в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность понятия «человеческий капитал», его генезис и развитие;
- выделить направления инвестиций в человеческий капитал;
- выявить показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- определить факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала;
- определить основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития;
- определить основные характеристики человеческого капитала за рубежом и тенденции его развития.
- выявить основные проблемы развития человеческого капитала.
Введение…………………………………………………………………………
Глава I. Теоретические подходы к исследованию понятия человеческого капитала
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала ……………………...
1.2 Инвестиции в человеческий капитал………………………………...
1.3 Показатели эффективности инвестиций в человеческий
капитал ….…………………………………………………………………
1.4 Факторы влияющие на формирование человеческого капитала…..
Глава II. Основные перспективы и тенденции человеческого капитала в России и за рубежом
2.1 Человеческий капитал в России. Проблемы его роста ……………
2.2 Пути повышения уровня российского человеческого
капитала ……………………………………………………………….….
2.3 Человеческий капитал за рубежом ………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………
Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек.
Чем выше внутренняя норма отдачи, тем прибыльнее инвестиции в образование. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения.
В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом:
r = (DB – Dc) / Со, где
DB – пожизненные заработки лиц с высшим образованием;
Dc – пожизненные заработки лиц со средним образованием;
Со – разница в сумме затрат на высшее и среднее образование10. Г. Псахаропулос приводит данные по динамике социальной отдачи на инвестиции в образование по доходам стран на душу населения. В большинстве беднейших развивающихся стран с низким уровнем дохода на душу населения социальная отдача начального образования равна 23%, среднего – 15%, а отдача высшего – 11%. В наиболее развитых странах мира с высоким уровнем дохода социальная отдача начального образования равна 14%, среднего – 10%, высшего – 8%.
Отметим, что при разработке государственной политики в области образования ряд правительственных структур этих стран начинают использовать явные или расчетные ставки дисконта, составляющие ниже 8% при оценке проектов в области общественного образования.
Исследования,
в которых сравнивалось академическое,
или общее, и техническое, или
профессиональное, среднее образование
показали, что в среднем отдача
первых 16%, а вторых – 11%. И здесь решающим
фактором являются издержки: профессиональное
обучение требует больших затрат, чем
общеакадемическое образование11.
1.4 Факторы влияющие на формирование человеческого капитала
Практически во всех областях жизни человека оказывают важное влияние общественные институты. Для того, чтобы выделить те институты, которые наиболее значимы, можно воспользоваться понятием «фондов» человеческого капитала.
Основными фондами человеческого капитала являются:
- «интеллектуальный капитал, включающий образовательный фонд,
- фонд науки, инновационный фонд;
- фонд здоровья;
- фонд подготовки на производстве;
- фонд миграции (обеспечивающий мобильность работников);
- фонд мотивации
экономической деятельности.
Расширительная трактовка понятия человеческий капитал предполагает включение в анализ сформированных обществом личных качеств человека, а также социальных, психологических, культурных факторов его деятельности, которые в нашем анализе относятся к понятию «стабильности предпочтений».
В соответствии с выделяемыми фондами человеческого капитала можно определить те группы институтов, которые оказывают наиболее значительное влияние на формирование этих фондов. Причем мы предлагаем разделить их на две группы : формальные и неформальные. Формальные институты будут отражать тот комплекс учреждений и законов, которые относятся к регулированию данной области формирования и развития человеческого капитала. Неформальные – те институты, которые не зафиксированы в формальном виде, но, тем не менее, являются принятым способом действий в той или иной области формирования и развития человеческого капитала.
Формируя фонды своего человеческого капитала, индивид оказывается включен не только в систему социальных институтов, регулирующих данную сферу деятельности, но и в систему институтов неформальных.
Формальные
институты будут проявлять свое
действие, устанавливая правила, ограничения
и направления в поведении
человека. То есть то, что человеческая
деятельность будет регулироваться
в рамках институциональной структуры
общества не вызывает сомнений. Более
того, действия человека будут направляться
еще и действием неформальных институтов,
отражающих нормы, ценности, традиции
и привычки. Они могут влиять на поведение
человека в любой сфере деятельности и
относиться как к микро- и мезоуровню,
так и к макроуровню институциональной
структуры общества. То есть проявлять
свое воздействие как в рамках конкретных
организаций или объединений индивидов,
так и в сфере общего институционального
воздействия.
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
И ТЕНДЕНЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
КАПИТАЛА В РОССИИ И
ЗА РУБЕЖОМ
Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал), является низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор качества труда.
Исследования
аналитиков ООН привели к
Во многом с выводами экспертов ООН можно согласиться. Страна действительно живет в основном за счет доходов от продаж нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, леса и т.д. Сильно деградировала фундаментальная наука, причем во многом и за счет физической потери человеческого капитала: лучшие ученые страны работают за границей. Соответственно, без науки деградировало образование, причем на всех уровнях.
Российская
система государственного образования
оказывается неспособной
Немалую роль в этом сыграло крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства. Быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные еще во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны.
В настоящее время в России существую две экономики, две культура, два типа образования и два слоя людей с противоположенным отношением к жизни, труду, предпринимательству, менеджменту, рынку, науке и культуре. Первая часть российского общества – это люди, живущие прошлым, живущие ностальгией по временам СССР, не принявшие изменений в экономике и обществе и не желающие меняться. В тоже время молодые и зрелые люди, сумевшие найти свое место в рыночной экономике, создают новую экономику страны, получают современное образование и опыт, стремятся заработать деньги и комфортно устроить свою жизнь. Число студентов в России удвоилось. Граждане России стремятся учиться.
Выше уже отмечалось, что в составе стартового человеческого капитала России при переходе к рынку отсутствовала такая составляющая, как предпринимательская способность – важнейший экономический ресурс, без которого невозможно эффективное функционирование рыночной экономики. Не было в России и экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и т.д.
Однако возникают
вопросы по поводу достоверности
оценки стоимости российского
Многочисленные примеры неудач в государственном строительстве, законодательстве, экономике и других сферах российского государства есть прямое следствие сравнительно низкого качества российского человеческого капитала и, соответственно, его низкой отдачи. Законы Российского государства копируются с законов развитых стран мира, но они не работают в российской действительности.
Увеличение инвестиций в человеческого капитала и поддержание их на высоком уровне в долях от ВВП, даже в ущерб другим сферам деятельности, является стратегически необходимым (наряду с другими)и, возможно, достаточным условием вхождения России в число передовых стран мира (если такую задачу перед страной ставить), пусть в отдаленной перспективе. В монографии под редакцией академика Л. Абалкина человеческий ресурс, человеческий потенциал, человеческое развитие рассматриваются не столько как факторы развития, сколько как цели этого развития. Однако в экономике знаний, в интеллектуальной экономике первенство будет за теми странами, которые используют человеческий капитал как фактор развития, который дает новый прирост, как самому себе, так и качеству жизни населения.
Увеличение
государственных и частных
2.2.
Пути повышения уровня
российского человеческого
капитала
Опыт создания рыночной экономики в России показал со всей очевидностью, что без решения проблемы кардинального роста уровня и качества российского человеческого капитала, невозможно решить главные проблемы страны. Проблемы эффективного институционального преобразования, диверсификации экономики и повышения эффективности государства, причем решить проблему диверсификации экономики РФ в направлении ее технологического, технического и информационного обновления. Решить задачи создания национальных инновационных и венчурной систем. Решить проблему снижения доли теневой экономики, проблему криминализации страны. Решить проблему безопасности страны и ее граждан. И, наконец, решить главную задачу государства как такового – проблему повышения уровня и качества жизни населения.
В настоящее время правительство решает ряд задач по повышению человеческого капитала, но необходим системный подход к решению проблемы развития человеческого капитала. В развитии российского человеческого капитала, имеют место положительные тенденции, а именно:
- формирование новой элиты с рыночным мировоззрением;
- формирование слоя топ- менеджеров, в том числе получивших образование и опыт в развитых странах;
- появление значительного слоя молодых образованных людей с новым рыночным мировоззрением, способных к предпринимательству. Эти молодые люди прошли школу малого и среднего бизнеса и при условии выполнения государством своих обязанностей, способны постепенно формировать бизнес-элиту российского государства;
- ослабление влияния на население остатков советской идеологии;
- понимания ряда проблем, стоящих перед страной в высшем руководстве страны;
- благоприятная мировая ценовая конъюнктура на природные ресурсы;
- благодаря этому, наличие огромных свободных средств у российского государства в мировых валютах 9золотовалютные резервы, стабилизационный фонд, другие фонды и резервы);
- рост тяги населения к образованию, включая высшее образование;
- переход системы образования в экономике, в гуманитарных дисциплинах на стандарты, близкие к общепринятым в развитых странах;
- предоставление в этой сфере разнообразных образовательных продуктов и услуг, государственных и частных;