Церковь и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Церковь заняло значительную место в истории русского государства. В постсоветской России, после многолетних гонений, влияние церкви и религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно усилилось, что связано с заметной нехваткой духовно-нравственных ценностей во время советского периода.

Содержание

Введение...................................................................................................................... 3
Глава 1. Основные религии, представленные в России, их история и нравственные ценности..................................................................................................................... 5

Работа содержит 1 файл

церковь и государство.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     В 2009г. при Министерстве юстиции РФ создан научно-консультативный Совет по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма. Совет будет рассматривать информационные материалы, представленные судебными, правоохранительными органами, министерством юстиции, а также гражданами и организациями. Заключения Совета будут носить рекомендательный характер и станут публиковаться на сайте Минюста. В случае решения о наличии в информационных материалах признаков экстремизма заключение Совета будет в обязательном порядке направлено в прокуратуру.

     Теперь  рассмотрим как в России осуществляется диалог между Церковью и государством, какие органы созданы для этого.

  1. Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (далее именуется – Совет)

     является  консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для  Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.

     В своей деятельности Совет руководствуется  Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и  распоряжениями Президента Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

     Основными функциями Совета являются:

     обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями;

     содействие  укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

     Для осуществления своих функций  Совет имеет право:

     - запрашивать и получать в установленном  порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и организаций и их должностных лиц необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета;

     - пользоваться в установленном  порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

     - обращаться за получением информации  к общественным и религиозным  организациям;

     - использовать государственные, в  том числе правительственные, системы связи и коммуникации;

     - привлекать в установленном порядке  к работе научные учреждения, отдельных ученых и специалистов, в том числе на договорных  началах.

     2) Комитет Государственной Думы  по делам общественных объединений  и религиозных организаций.

     Основные  направления в работе:

  • правовое регулирование процесса становления и развития основных социальных институтов общественно-политической сферы - политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, профессиональных и творческих союзов, женских движений и координация связей Государственной Думы с ними;
  • поддержка, развитие добровольных гражданских инициатив и совершенствования федерального законодательства;
  • вопросы взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими общественными институтами; сотрудничество с представителями религиозной общественности (православной, мусульманской, буддистской, иудаистской); осуществление совместных проектов по общественно значимой, в том числе религиозной тематике с Полномочным Представителем Президента РФ в Центральном Федеральном округе;
  • участие в работе Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, в заседаниях рабочей группы Президиума Государственного Совета Российской Федерации по противодействию проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации, Экспертного Совета по гражданскому и конституционному законодательству при Правовом управлении Государственной Думы, Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП) и проводимых ею международных конференциях, подготовке документов и заседаний Международного Секретариата и других высших органов МАП;
  • разработка законодательной базы обеспечения защиты и восстановления гарантированных сбережений населения (активное сотрудничество в этих вопросах с общественными объединениями вкладчиков), общественного контроля за соблюдением прав человека в местах лишения свободы; гендерные проблемы;
  • организация парламентских и общественных слушаний, конференций, "круглых столов", выездных заседаний по вопросам, входящим в ведение Комитета и т.д.

     3) Комиссия по вопросам религиозных  объединений при Правительстве  Российской Федерации.

     Основными задачами Комиссии являются:

     а) подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью  религиозных объединений и требующих  решения Правительства Российской Федерации;

     б) информационно-аналитическое обеспечение  деятельности Правительства Российской Федерации по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных объединений;

     в) координация деятельности органов  исполнительной власти в сфере взаимоотношений  с религиозными объединениями.

     а) запрашивать у государственных, общественных и религиозных организаций необходимую информацию по вопросам, выносимым на рассмотрение Комиссии;

     б) заслушивать руководителей федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам их деятельности в части обеспечения прав граждан на свободу совести, свободу вероисповедания, реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов религиозных объединений, противодействия использованию религиозного фактора в экстремистских целях;

     в) создавать рабочие группы, в том  числе для проведения экспертизы представляемых в Правительство  Российской Федерации проектов решений  по вопросам, относящимся к компетенции  Комиссии;

     г) привлекать экспертов для проведения специализированной экспертизы по вопросам, выносимым на рассмотрение Комиссии.

     Комиссия  не обладает контрольными или распорядительными  функциями по отношению к религиозным  организациям.

     4) Общественная палата: Комиссия Общественной  палаты по межнациональным отношениям и свободе совести

     Общественная  палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов  граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной  власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

     - привлечения граждан и общественных  объединений к реализации государственной  политики;

     - выдвижения и поддержки гражданских  инициатив, имеющих общероссийское  значение и направленных на  реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

     - проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных  законов и проектов законов  субъектов Российской Федерации,  а также проектов нормативных  правовых актов органов исполнительной  власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

     - осуществления в соответствии  с настоящим Федеральным законом  общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства  Российской Федерации, федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

     - выработки рекомендаций органам  государственной власти Российской  Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

     - оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

     - привлечения граждан, общественных  объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

     - осуществления международного сотрудничества  в соответствии с целями и  задачами, определенными настоящей  статьей, и участия в работе  международных организаций, а  также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

     Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные и муниципальные  служащие обязаны оказывать содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

     5) Соглашения различных конфессий  с исполнительными органами власти  на местах.

     Исходя  из вышеперечисленных органов, можно  сказать, что в России существуют государственные органы, по взаимодействию с различными религиями и исполнение предписаний большинства из них являются обязательными. Более конструктивное сотрудничество идет на местах, нежели с федеральными органами власти. Но есть и негативные стороны, во-первых, собираются данные комиссии и комитеты очень редко, чаще всего один раз в год, во-вторых, невозможно узнать что именно сделали данные комиссии, так как никаких актов или предписаний, никаких источников опубликования найти не удалось (исключая комитет в государственной думе).

     В России еще существуют формы сотрудничества между основными религиозными течениями, которые способствуют межрелигиозному  диалогу и выработке решений, которые потом выносятся на обсуждение при встрече с органами государственной власти.

     - Межконфессиональные соглашения.

     - Круглые столы.

 

      Заключение 

     Рассмотрев  все стороны касающееся взаимоотношения  государства и церкви, можно сделать  несколько выводов.

     При рассмотрении религий, которые преобладают  на территории России, и их духовных ценностей, вывод заключается в том, что, в принципе, данные религии несут общие духовные ценности и государство, признавая, что земные нравственные мерила несовершенны и недостаточны для регулирования отношений в обществе, должно опираться на нравственные ценности, исходящие из данных религий, сложившиеся на протяжении долгого времени, пронизанные и проверенные историей.

     Рассмотрев  понятие государства, исходя из функций, которое оно выполняет и статей Конституции РФ, Россия была признана социальным государством, а это говорит о том, что вся деятельность его должна быть направлена на взаимодействие с гражданином и обществом, частью которого является церковь, для их бесконфликтного существования, чему нравственные ценности религий способствуют.

     Была  рассмотрена история взаимоотношений  государства и церкви, где на протяжении долгого времени, государство контролировало церковь, даже контролировало каноническую сторону церквей, это говорит  об отсутствии какой-либо свободы в  области свободы слова, свободы вероисповеданий, заложенные в принцип демократического государства, поэтому можно говорить об их недемократичном государственно-правовом режиме.

Информация о работе Церковь и государство