Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа
Церковь заняло значительную место в истории русского государства. В постсоветской России, после многолетних гонений, влияние церкви и религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно усилилось, что связано с заметной нехваткой духовно-нравственных ценностей во время советского периода.
Введение...................................................................................................................... 3
Глава 1. Основные религии, представленные в России, их история и нравственные ценности..................................................................................................................... 5
Эпоха физических гонений на приверженцев различных религий в СССР (когда практиковались такие меры, как ссылка, арест или смертная казнь) завершилась лишь со смертью И.В.Сталина. Однако в правление Н.С.Хрущева поднялась новая — на сей раз административная — волна преследований. В 1965 г. в результате слияния Комитета по делам религий и Совета по делам РПЦ был образован единый государственный орган — Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Данная структура фактически находилась в непосредственном ведении ЦК КПСС и сохранила традиционные связи с органами госбезопасности. По сведениям, в составе данного Совета, находившегося в Москве, числились три отдела: первый из них ведал православием (в том числе старообрядчеством), второй — не православными христианскими культами, третий — не христианскими религиями (исламом, иудаизмом, буддизмом).
В республиках, краях, областях и районах СССР существовали уполномоченные Совета по делам религий. Специально назначенные чиновники, иногда (на районном уровне) данную функцию по совместительству исполняли третий секретарь райкома КПСС, ведавший идеологической работой, или сотрудник КГБ. Главной политической задачей всех работников Совета по делам религий являлась деятельность по реализации установки партийных инстанций на «свертывание» влияния конфессиональных институтов. Старый Совет по делам религий, как и вся прежняя религиозная политика советского государства, прекратили свое существование в конце 1990 г. с ликвидацией структуры Совета Министров СССР.
Исходя из истории взаимодействия государства и религий в России, можно сказать, что на протяжении многих лет, начиная с XVI века, государство стремилось контролировать Церковь, не только как организацию, но и внутреннее управление самой религией. Ничего хорошего из этого не вышло, так как Церковь не смогла в полной мере выполнять наложенную на нее функцию нравственного регулятора, так как она перестала иметь для этого необходимый авторитет. И поэтому цель этой главы выяснить имеются ли условия в современном российском законодательстве необходимые, что бы религия могла свободно выполнять, как свои внутренние функции, так и функцию нравственного регулятора в обществе.
Состояние российского законодательства в сфере религии можно назвать в целом достаточно позитивным и стабильным. Основанием для подобных выводов является то, что в России нет межрелигиозного противостояния, как нет и межэтнических конфликтов, которые питались бы религиозными мотивациями, также, Россия – одна из немногих стран, где не только отсутствует конфронтация между основными религиозными течениями, но и наличествует плодотворное сотрудничество между конфессиями.
Перечислим законы, которые закрепляют религиозное разнообразие в России и помогают эффективно бороться с проявлениями дискриминации по отношению к религиям и к гражданину, через его религиозные взгляды:
Конституция:
Конституционные нормы вложены в Федеральные Законы, принятые по различным отраслям (трудовой кодекс, семейный кодекс, в федеральных законах об информации, СМИ, об образовании, о культуре, о гарантии прав ребенка, о здоровье, об избирательных правах, о государственной службе), но возьмем один из них, в котором более подробно прописаны действия государства и Церкви в отношении друг друга.
Федеральный
закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе
совести и о религиозных
Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания; принимает настоящий Федеральный закон.
Статья
4. Государство и религиозные
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
3.
Государство регулирует
4.
Деятельность органов
5.
В соответствии с
6.
Отделение религиозных
7.
По просьбам религиозных
Статья 6. Религиозные объединения
1.
Религиозным объединением в
2.
Религиозные объединения могут
создаваться в форме
3.
Создание религиозных
4.
Запрещаются создание и
Из данного закона следует, что в российском законодательстве имеются все нормы, которые гарантируют невмешательство государства в канонические дела церкви, но и невмешательство церкви в дела государства, но при этом государство готово помогать Церкви и в экономической области, реставрационной, образовательной. Это можно по-разному охарактеризовать, но в современном обществе, в светском государстве – это одна из наилучших форм взаимодействия.
Одновременно российским законодательством установлена ответственность за нарушение принципов равенства всех перед законом, за совершение правонарушений по религиозным мотивам:
Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды как обстоятельство, отягчающее ответственность.
Уголовному
и административному
-
дискриминация, то есть
-
воспрепятствование
-
действия, направленные на возбуждение
ненависти либо вражды, а также
на унижение достоинства
-
геноцид, т.е. действия, направленные
на полное или частичное
-
Ответственность за нарушение
законодательства о свободе
Также
государство должно разделять деятельность
религиозных объединений
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ.
Деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности приравнена к экстремистской деятельности. Законом установлена ответственность за такого рода деятельность, в том числе ликвидация организации, признанной экстремистской.