Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 08:41, контрольная работа
В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени (двух-трех веков) христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.
1. Церковь и образование единого русского государства
2. Теория «Москва – третий Рим»
3. Стоглавый собор
4. Система церковного управления. Учреждение патриаршества
К светским делам относились гражданские и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также споры, связанные с семейным правом. Суд вершили святительские бояре и десятинники, поповские старосты и целовальники, избранные населением.
Из подсудности духовному суду постепенно был изъят целый ряд дел: «татины», разбойные и убийственные дела, святотатство, споры о земле, споры между лицами разной подсудности. С середины XVI в. десятинники уже не могли вести расследование единолично – им помогали поповские старосты и десятские священники.
Деятельность наместнического духовного суда также контролировалась поповскими старостами, пятидесятниками, градскими старостами, целовальниками и земскими дьяками, т.е. представителями местного самоуправления.
С 1589 г. центральным судебным органом Церкви стал суд Патриарха. В XVII в. разбором церковных дел занимались Патриарший двор, Тиунекая изба или Приказ церковных дел.
Гражданские дела принял на себя Приказ Большого дворца, ведавший до 1625 г. Монастырскими и церковными имуществами. Позже из него выделился Монастырский приказ, который рассматривал гражданские дела всех духовных лиц и организаций. Апелляционной инстанцией приказа была Боярская дума.
Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве.
Установление
Патриаршества в Русской Церкви
стало следствием роста ее значения
и влияния в православном мире,
что к исходу XVI в. Обозначилось особенно
ярко. В то же время нельзя не видеть
в учреждении Патриаршества на Руси
несомненного проявления Промысла Божия.
Русь не только получала свидетельство
своего усилившегося духовного значения
в православном мире, но и укреплялась
перед лицом грядущих испытаний
Смутного времени, в которых именно
Церкви будет суждено выступить
в качестве силы, организовавшей народ
на борьбу с иноземной интервенцией
и католической агрессией.
1 История государственного управления в России. Учебник/ отв. ред. В.Г. Игнатов. Изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 48.
2 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т. Т.2. Ч. 1. - с. 38.
3 История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд., перераб. и доп., 2009 г., Изд.: Проспект (ТК Велби) – с. 143.
4 История отечественного государства и права. Часть 1. Учебник/ Под ред. Чистякова О.И. - 3-е изд. перераб. и доп., 2005. – с. 89.
5 Карташев А. В. История Русской Церкви. В 2-х т. Т. 1. – М.: Изд.: Эксмо, 2006. – с. 387.
6 История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд., перераб. и доп., 2009 г., Изд.: Проспект (ТК Велби) – с. 152.
7 Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. – с. 37.
8 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. – с. 165.
Вопросы к теме
1. Когда Русская православная церковь стала полностью независимой от Константинопольского патриарха?
В конце XV века в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию – документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам. Веками православная Русь воспитывалась в духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека – Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а следовательно и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.
2. Какие дела рассматривались церковным судом?
Свою судебную власть Церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников и монастырские суды во главе с игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем.
В конце XV в. место духовных судей начинают занимать чиновники – архиерейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Мелкие дела рассматривали десятинники.
Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество.
Все
дела, рассматриваемые духовными
судами, делились на церковные и
светские. В число первых включались
«греховные» дела, которые рассматривались
епископом с архимандритами и
игуменами без участия
К светским делам относились гражданские и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также споры, связанные с семейным правом. Суд вершили святительские бояре и десятинники, поповские старосты и целовальники, избранные населением.
Из подсудности духовному суду постепенно был изъят целый ряд дел: «татины», разбойные и убийственные дела, святотатство, споры о земле, споры между лицами разной подсудности. С середины XVI в. Десятинники уже не могли вести расследование единолично – им помогали поповские старосты и десятские священники.
Деятельность наместнического духовного суда также контролировалась поповскими старостами, пятидесятниками, градскими старостами, целовальниками и земскими дьяками, т.е. представителями местного самоуправления.
С 1589 г. центральным судебным органом Церкви стал суд Патриарха. В XVII в. разбором церковных дел занимались Патриарший двор, Тиунекая изба или Приказ церковных дел.
Гражданские дела принял на себя Приказ Большого дворца, ведавший до 1625 г. Монастырскими и церковными имуществами. Позже из него выделился Монастырский приказ, который рассматривал гражданские дела всех духовных лиц и организаций. Апелляционной инстанцией приказа была Боярская дума.