Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:41, реферат
Цель работы – выявить основные методы борьбы с организованной преступностью на территории Российской Федерации.
Объект исследования – деятельность органов государственного контроля в борьбе с организованной преступностью в условиях главного законодательства и стремительного развития экономики страны.
Предмет исследования – эффективность правовых методов борьбы с организованной преступностью органов государственного контроля в рамках существующего законодательства.
Введение………………………………………………………………………...
3
I. Правовые основы организационной преступности………………………..
5
1.1. Понятие и признаки организованной преступности…………………....
5
1.2 Истоки и развитие организованной преступности в России…………..
7
II. Уголовно-правовая характеристика организованной преступности на современном этапе развития РФ………………………………….…………..
11
2.1 Основные причины возникновения организованной преступности и её структура…………………………………………………………………….
11
2.2 Формы проявления организованной преступности и сферы ее влияния………………………………………………………………………….
14
2.3 Основные причины развития организованной преступности в России.
16
III. Эффективность борьбы с организованной преступностью в условиях совершенствования деятельности органов государственного контроля…..
18
3.1 Предупреждение и преодоление организованной преступности местными органами власти…………………………………………………...
18
3.2 Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью………………………………………………………………….
22
3.3 Уголовно-правовые методы борьбы органов государственного контроля с организованной преступностью в РФ…………………………..
23
Заключение……………………………………………………………………..
27
Список использованной литературы………………………………………….
Органам власти на местах следует изучать и анализировать новые тенденции организованной преступности, а также формулировать задачи и приоритетные направления правоохранительной деятельности.
Уголовная политика на местном уровне зависит от государственной и служит средством ее конкретизации и реализации с учетом местных особенностей. Местные органы власти должны в полной мере осознать организованную преступность как неотъемлемый элемент любого цивилизованного общества и перейти от идеологии борьбы к целевой установке защиты населения и каждого гражданина в отдельности от противоправных посягательств со стороны организованной преступности.
Территориальные органы власти должны осуществлять материально-техническое и финансовое обеспечение правоохранительной деятельности. Развивать информационно-аналитическую и научно-исследовательскую деятельность в сфере борьбы с организованной преступностью. Заниматься координацией профилактической работы правоохранительных органов с медицинскими, педагогическими, психологическими и иными учреждениями и службами, а также общественными организациями. Например, в разработке антинаркотической региональной программы в Санкт-Петербурге принимают участие ОКНОН, ГУВД, служба главного нарколога города, институт социологии РАН, средства массовой информации, а также общественные организации - фонд “Возрождение” и православное антинаркотическое братство “Новые Паломники”[11]. Также местным органам власти необходимо разработать и реализовать ряд целевых программ по профилактике отдельных видов преступлений, которые как правило совершает организованная преступность. Наряду с органами власти определенный вклад в дело борьбы с организованной преступностью могут внести органы местного самоуправления. Это может быть достигнуто:
путем использования ими полномочий по наведению правопорядка на подведомственной им территории;
управлением муниципальной собственностью,
утверждения и исполнения местного бюджета,
осуществления своей деятельности в социальном секторе.
Непосредственное противодействие в деле борьбы с организованной преступностью осуществляют органы внутренних дел, которые выполняют значительный объем работы по противодействию организованной преступной деятельности на данной территории.
Их особая роль в этом деле определяется полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной, уголовно - процессуальной деятельности, наличием в структуре спецподразделений, сформированных и сориентированных на борьбу с организованной преступностью.
Местные органы внутренних дел вносят решающий вклад в дело борьбы с организованной преступностью путем предотвращения и пресечения противоправной деятельности организованных преступных групп и сообществ.
Наряду с этими они должны проводить работу, направленную на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению различных видов преступлений местными преступными группами и сообществами. Основной задачей территориальных правоохранительных органов должно быть выявление и привлечение к уголовной ответственности лидеров местной преступной среды, так как они являются основными ее идеологами и создателями, определяют приоритетные направления противоправной деятельности преступных групп и сообществ.
Для успешной борьбы с организованной преступностью на местном уровне, территориальные власти должны использовать комплекс самых различных мер, так как она является детищем совокупности отрицательных факторов, существующих в разных сферах.
Такие меры могут быть:
экономическими;
политическими;
социальными;
организационно – управленческими;
культурно – воспитательными;
правовыми;
Экономические меры – насыщение рынка товарами массового спроса, развитие производства на основе современных технологий, осуществление инвестиционной стратегии, справедливое распределение собственности, повышение уровня жизни населения, укрепление территориальной финансовой системы, снижение инфляции на местном уровне. Улучшение работы по устранению обстоятельств экономического характера, способствующих совершению экономических преступлений..
Политические меры – укрепление демократических ценностей и всех ветвей власти на территориях, реализация политической воли, противостояние социально негативным явлениям и процессам. Принять решение органами власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в области общественной безопасности и охраны правопорядка.
Социальные меры – защита интересов малообеспеченных слоев населения, устранение резкого социального расслоения общества, жизненное устройство беженцев и вынужденных переселенцев, безработных, устранение негативных последствий безработицы и вынужденной миграции людей и т.п.
Организационно-управленческие меры - координация деятельности субъектов противодействия организованной преступности.
Культурно-воспитательные меры – разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра, справедливости, законов высокой нравственности, устранение моральной деградации населения, а также насилия и жестокости.
Правовые меры – право является эффективным регулятором социального развития всех общественных отношений, включая те, которые складываются в сфере борьбы с организованной преступностью. Нормами конституционного, гражданского, трудового, семейного и других отраслей стимулируется социально полезное поведение людей, закрепляется правовой порядок, который по своей сути противостоит организованной преступности, может оказывать влияние на устранение причин и условий, порождающих организованную преступность.
Одним словом, использование права будет способствовать правомерному потенциалу всего общества. Значение уголовного права для правового регулирования борьбы с организованной преступностью определяется прежде всего тем, что его нормами очерчивается круг деяний, запрещенный под угрозой уголовной ответственности.
3.2. Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью.
Как уже отмечалось выше, организованная преступность на определенном этапе своего развития выходит за рамки национальной юрисдикции и приобретает международные формы. Это обусловливается целым рядом факторов, основными из которых являются:
стремление к расширению своих криминальных интересов;
подыскивание новых объектов преступных посягательств и установление контроля за международными каналами получения сверхприбыли;
совершение махинаций в финансово-кредитной и банковской сферах в целях отмывания "теневого" капитала; использование так называемого "челночного метода" совершения преступлений, затрудняющего правоохранительным органам разных стран своевременно раскрывать их.
Раскрытие подобных преступлений требует выполнения большого объема работы, направленной на проведение за границей следственных и розыскных действий: получение доказательственной и иной информации по делу; выявление преступных связей; розыск скрывшихся правонарушителей и их выдача соответствующим властям; установление мест хранения незаконно нажитых ценностей и имущества, финансового положения открытых в зарубежных странах фирм и т.д.
В этих условиях Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими правоохранительными органами предпринимаются интенсивные усилия для интеграции международного сотрудничества в борьбе с криминальными сообществами. Уже в 1923 году встал вопрос о необходимости международного сотрудничества полиции и была создана "Международная комиссия уголовной полиции", которая с 1956 года называется "Международной организацией уголовной полиции" (Интерпол)[12]. В каждой стране, являющейся членом Интерпола, имеется Национальное Центральное бюро, которое сотрудничает с правоохранительными органами своей страны, с родственными структурами других стран и Генеральным Секретариатом Интерпола.
Сегодня эта международная организация играет важную роль в борьбе с международными уголовными преступлениями. В Генеральном Секретариате Интерпола представлено большинство европейских государств, в том числе с 1991 года и Россия.
3.3. Уголовно-правовые методы борьбы органов государственного контроля с организованной преступностью в РФ.
В системе государственных органов занимающихся борьбой с организованной преступностью МВД РФ занимает центральное место. Основным органом, созданным в системе данного министерства, специально для решения подобных задач является – главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. Существуют такие иные, специально созданные межведомственные органы.
Законом РФ «О безопасности» устанавливается, что основным органом, координирующим деятельность всех государственных органов по борьбе с организованной преступностью, на федеральном уровне является Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией.
В соответствии с Положением о Комиссии, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 24 апреля 1995 г. на нее возлагаются следующие функции:
подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности Российской Федерации по выработке и реализации основных направлений политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
анализ состояния преступности и иных криминогенных явлений, внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества, его материальным и духовным ценностям в целях выработки политических, организационных и иных мер по обеспечению безопасности Российской Федерации и улучшению координации деятельности федеральных органов государственной власти в этой области;
оценка эффективности функционирования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
прогнозирование состояния преступности и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации;
подготовка материалов для Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения общественной безопасности и состояния борьбы с преступностью, контроль и координация выполнения федеральных программ по усилению борьбы с преступностью;
подготовка предложений для Совета Безопасности Российской Федерации по поддержанию общественного порядка в стране, предотвращению чрезвычайных ситуаций и совершенствованию деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;
участие в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией, обеспечение общественной безопасности;
участие в установленном порядке в разработке федеральных программ, направленных на противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности, оценка их эффективности;
заслушивание по поручению Президента Российской Федерации ежегодных отчетов руководителей правоохранительных органов Российской Федерации о состоянии борьбы с преступностью и обеспечении общественной безопасности с последующей подготовкой докладов Президенту Российской Федерации;
направление в правоохранительные органы Российской Федерации поступающих от граждан и должностных лиц писем, жалоб и заявлений о фактах коррупции и деятельности организованных преступных групп с осуществлением контроля за качеством рассмотрения таких сигналов и эффективностью принимаемых мер;
организация по поручению Президента Российской Федерации проверок деятельности правоохранительных органов Российской Федерации По предупреждению преступлений и коррупции, а также проверок в установленном порядке сообщений о противоправных действиях должностных лиц федеральных органов исполнительной власти;
обобщение практики борьбы с коррупцией в федеральных органах государственной власти и внесение предложений по профилактике и пресечению этих правонарушений;
изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией, подготовка предложений по его использованию в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
В системе мер по предупреждению организованной преступности особое место занимают комплексные целевые мероприятия, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими. В 1993 г. впервые в истории страны принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (утвержденная постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5494-1)[13].
Цель указанного документа — установить концептуальные основы государственной политики по контролю за наркотиками, в первую очередь в ее организационных и законодательных аспектах, а также в плане выработки единой скоординированной межведомственной программы.
Информация о работе Борьба с организованной преступностью как задача государственного управления