Борьба с организованной преступностью как задача государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:41, реферат

Описание работы

Цель работы – выявить основные методы борьбы с организованной преступностью на территории Российской Федерации.
Объект исследования – деятельность органов государственного контроля в борьбе с организованной преступностью в условиях главного законодательства и стремительного развития экономики страны.
Предмет исследования – эффективность правовых методов борьбы с организованной преступностью органов государственного контроля в рамках существующего законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
3
I. Правовые основы организационной преступности………………………..
5
1.1. Понятие и признаки организованной преступности…………………....
5
1.2 Истоки и развитие организованной преступности в России…………..
7
II. Уголовно-правовая характеристика организованной преступности на современном этапе развития РФ………………………………….…………..

11
2.1 Основные причины возникновения организованной преступности и её структура…………………………………………………………………….

11
2.2 Формы проявления организованной преступности и сферы ее влияния………………………………………………………………………….

14
2.3 Основные причины развития организованной преступности в России.
16
III. Эффективность борьбы с организованной преступностью в условиях совершенствования деятельности органов государственного контроля…..

18
3.1 Предупреждение и преодоление организованной преступности местными органами власти…………………………………………………...

18
3.2 Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью………………………………………………………………….

22
3.3 Уголовно-правовые методы борьбы органов государственного контроля с организованной преступностью в РФ…………………………..

23
Заключение……………………………………………………………………..
27
Список использованной литературы………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Борьба с организованной преступностью как задача государственного управления.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

В этот период начинает проявлять себя такое явление как легализация организованной преступности. В связи с этим нам представляется важным мнение доктора юридических наук Л.Д. Гаухмана, который указал проявление легализация организованной преступности в трех ее сферах, а именно: социально – экономической, политической и правовой. В социально-экономической сфере наблюдается приватизация партийной (бывшей КПСС) и государственной властно-управленческой элитой государственного имущества и имущества общественных организаций по чисто символическим ценам[5].

Бывшие лидеры теневой экономики, а также партийно- государственной номенклатуры выдвигаются в депутаты представительных органов, а также выдвигаются на должности в органы исполнительной власти. Такое положение метко охарактеризовал кандидат юридических наук Л.Тимофеев:

«Реальная власть в государстве принадлежит новой корпорации мафиозного типа, сложившейся в недрах партийно-хозяйственных административных структурах»[6].

С нашей точки зрения к середине 90-х годов процесс формирования организованной преступности был завершён. Однако для наиболее полного и объективного раскрытия вопроса возникновения организованной преступности следует охарактеризовать обстоятельства, которые детерминировали ее появление.

 

 

 


II. Уголовно-правовая характеристика организованной преступности на современном этапе развития РФ.

2.1 Основные причины возникновения организованной преступности и   её структура.

Как уже отмечалось организованная преступность – это сложное многоуровневое социально-криминологическое явление, имеющее свою специфическую структуру и внутреннее строение. Её об­разуют широкая консолидация и сплочение организованных преступных групп, преступных организаций и преступных сообществ, обеспечивающих противоправную деятельность, с целью увеличения криминальных доходов и укрепления влияния на властные структуры.

В связи с этим необходимо установить, что отечественные криминологи понимают под такими понятиями как преступная организация и преступное сообщество. Под преступной организацией понимается устойчивое объединение трех или более лиц, либо двух или более групп для совместной преступной деятельности с распределением между участниками функций по созданию организации, руководства ею, иным формам обеспечения, созданию и функционированию преступной организации, по непосредственному совершению преступлений, а также по легализации и приумножению преступных доходов, либо иным формам обеспечения функционирования организации[7].

Под преступным сообществом криминологами понимается соучастие организаторов или руководителей, иных представителей преступных организаций, групп в разработке или реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности либо обеспечению безнаказанности виновных в ней лиц, либо в создании иных благоприятных условий для преступной деятельности[8].

Преступные организации представляют собой симбиоза преступных группировок, иных организованных групп, коммерческих организаций, учреждений, предприятий со стоя­щим над ними руководящим звеном. Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, воз­главляющих отдельные структуры. Основная функция этих структур — легализация дохо­дов, нажитых противоправными методами и способами, их наращивание для воспроизводства и обеспечения преступ­ного функционирования. В отдельных случаях официальная деятельность комерческо-криминальных структур помогает завоевать гла­варям и их сообщникам определенный авторитет перед на­селением и создать условия для обеспечения безопасности руководящему ядру преступной организации. Этому способ­ствуют современные общественно-политические, обществен­но-экономические и правовые условия. Члены преступных группировок, как правило, ранее не судимые, входящие в криминальную организацию, легализуя материальные средства, нажитые противоправным путем, по поручению главаря создают сыскные или охранные бюро. Указанные коммерческие структуры, действуя от имени главаря преступной организации, официально оказывают помощь гражданам, например в розыске автомашин, охране от так назы­ваемых беспредельщиков, взыскании долгов, призывают к порядку хулиганов, дебоширов. Причем все делается быстро, опе­ративно, в противовес правоохранительным органам.

При всём своём многообразии, существуют наиболее типичные направления криминальной дея­тельности преступных организаций:

      криминально-коммерческая деятельность (финансово-банковские мошенничества, коммерческо-производственная деятельность, криминальная приватизация, нарушение на­логового законодательства и т. п.);

      рэкет, который носит более скрытые, замаскированные формы, чем это было в преступных группировках, осущест­вляющих самостоятельно преступную деятельность. Напри­мер, получение так называемых откатных — определенного процента с коммерческих сделок, представляемых кредитов и ссуд и другие виды традиционного промысла: торговля оружием, наркотиками, организация проституции;

      похищение людей (киднепинг) с последующим получе­нием крупного выкупа;

      отдельные случаи разбойных, бандитских нападений, заказные убийства;

      организация и осуществление мер по безопасности чле­нов преступных организаций путем противодействия правоохранительным органам, а также криминальным конкурен­там с использованием различных способов и методов — от коррумпированных связей до уголовного экстремизма;

      международная преступная деятельность, основной ча­стью которой является контрабанда, финансовые махинации (например, перекупка внешних долгов и последующие мо­шеннические действия при их погашении);

      сбор "общаковых" средств[9], как с преступников-профессионалов, так и с отдельных коммерсантов и других лиц. Этот вид преступной деятельности наиболее характерен для кла­нов воров в законе, которые затем используют их для нара­щивания преступной деятельности, поддержки сообщников, находящихся в местах лишения свободы, а также легализуют эти средства через коммерческие банки, приватизацию и т.п;

      фальшивомонетничество.

Однако мы не можем исключать и другие направления преступной деятельности.

2.2 Формы проявления организованной преступности и сферы ее влияния.

Многочисленные криминологические исследования различных преступных формирований установили 9 форм организованной преступной деятельности. Криминологи называют такие формы горизонтальной структурой организованной преступности.

Первая форма – это организованные группы, действующие на определенной территории (город, край, область, республика и т.п.). Они занимаются общеуголовными преступлениями, их руководители, пользующиеся авторитетом, лидеры могут быть как ранее судимыми, так и несудимыми.

Вторая форма – это организованные группы, базирующиеся на определенной территории и занимающиеся кроме общеуголовных преступлений, также преступлениями в сфере экономики, обладающие связями с коррумпированными чиновниками. Членами таких групп вместе с дельцами - руководителями кооперативов, малых предприятий, совместных предприятий, государственных предприятий и предприятий иных организационно - правовых форм собственности являются и преступники из общеуголовной среды.

Третья форма – это организованные группы, действующие в местах лишения свободы. Эти группы проводят активную работу среди осужденных по насаждению воровских традиций, организуют совершение преступлений против отбывающих наказание, персонала исправительных учреждений, чтобы в дальнейшем их использовать в преступных целях с помощью угроз, нападений и расправ и подкупа.

Четвертая форма – это организованные группы, предназначенные для совершения преступлений с использованием межрегиональных связей. Группы состоят из жителей разных местностей.

Пятая форма – это организованные группы, так называемые “гастролеры”. Для этих групп характерно совершение преступлений, связанных с выездом в другие местности. Группы имеют связь с местными организованными группами и ворами в законе. Им свойственна следующая преступная деятельность: кражи, грабежи, разбой, вымогательства, убийства.

Шестая форма – это организованные группы, действующие на транспорте. Они совершают преступления общеуголовной направленности, а также преступления в сфере экономики.

Седьмая группа – это организованные группы бандитской направленности. Данные группы имеют вооружение, автомашины, соответствующую подготовку, средства связи, отличаются особой жестокостью. Эти бандитские формирования представляют повышенную общественную опасность.

Восьмая форма – это организованные группы, имеющие международные связи. Такие группы базируются в России, имеют постоянные связи с преступными формированиями, действующими в странах СНГ. Характерный вид преступного промысла этих совместных формирований – кражи импортных и отечественных автомобилей, наркобизнес, металлобизнес, торговля оружием, квартирные кражи и грабежи.

И последняя, девятая форма, – это организованные группы предпринимателей, которые занимаются незаконной деятельностью экономического характера, отмывают деньги через коммерческие и банковские структуры[10].

В результате своей деятельности мафия проникла во все экономические и социальные сферы, представляющие для неё хоть какой-либо интерес. Такое вмешательство наносит серьезный ущерб интересам государства и общества. Российские криминологи отмечают, сегодня преступные группировки при покровительстве коррумпированных чиновников завозят в Россию для захоронения опасные химические и радиоактивные отходы. Но одной из наиболее распространенных сфер, в которых проявила себя российская  организованная преступность была криминально-коммерческая деятельность. Это был наиболее легкий путь для получения сверхдоходов. Причем в последние годы наиболее характерные виды финансово-банковских афер — использование государственных кредитов, целевых фондов не по назначению.

2.3 Основные причины развития организованной преступности в России.

За последние полтора десятилетия мафия в нашей стране прошла полный путь своего развития и обрела устойчивую завершенную форму. Многие из тех людей, которые ещё недавно являлись активными участниками организованных криминальных сообществ, сегодня превратились в известных и влиятельных бизнесменов и во всеуслышание заявляют о своей непримиримой позиции по отношению к мафии.

Подходит к концу период так называемого первоначального накопления капитала. Мафия начинает «остепенятся» .Сегодня можно с уверенностью говорить, что беспредел, царивший в стране до недавнего времени, постепенно сходит на нет. Государство наконец-то начинает осознавать что, если не предпринять серьёзных шагов в борьбе с организованной преступностью, оно просто перестанет существовать как единое целое, а превратится в некое подобие феодальных раздробленных древних государств.

Изучая данную проблему становится ясно, что среди криминологов нет единого мнения относительно тенденции развития организованной преступности в России. На этот счёт существует множество прогнозов, как радужных, так и крайне пессимистичных. Один из крупнейших специалистов по борьбе с организованной преступностью А.Н. Гуров считает, что в случае продолжающейся низкой эффективности противодействия организованной преступности, углубляющегося экономического кризиса и отсутствия политической воли у государственной власти непременно:

Произойдет еще большая консолидация преступной среды на базе наиболее сильных и многочисленных преступных сообществ.

Важнейшей задачей, и даже обязанностью государства, является бескомпромиссная борьба с организованной преступностью и сведению к минимуму  последствий так называемого «золотого века мафии».

 


III. Эффективность борьбы с организованной преступностью в условиях совершенствования деятельности органов государственного контроля.

3.1. Предупреждение и преодоление организованной преступности местными органами власти.

Для эффективного противостояния современной организованной преступности, требуется, прежде всего, координация действий федеральных и местных, территориальных органов власти. Деятельность последних имеет большое значение в деле борьбы с организованной преступностью, так как они располагают исключительными полномочиями и возможностями по созданию организационных основ для эффективного противодействия организованной преступности на местах. Какова будет степень заинтересованности у местных органов власти в противодействии организованной преступности, такова будет и степень этого противодействия.

Итак, каким же образом могут местные органы власти повлиять на борьбу и уничтожение этого злокачественного социально-опасного явления?

Законодательные и исполнительные органы власти, прежде всего, должны совместными усилиями разработать и принять территориальную (местную) программу борьбы с организованной преступностью, с последующей ее практической реализацией.

Информация о работе Борьба с организованной преступностью как задача государственного управления