Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Тема коррупции является одной из непреходяще актуальных для человеческого общества. На протяжении всей истории человечества коррупция как системное явление сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая нормальное функционирование публичной власти. Полностью искоренить коррупцию ещё не удалось ни в одном обществе. В современном мире коррупция порождает серьёзные проблемы и угрозы для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. В последнее время имеют место случаи коррупции, связанные с большими объёмами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государства, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. Сегодня коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюрократия и государственное управление……….……….…….6
Понятие, сущность бюрократии и её признаки…….………………..……..6
Основы государственной службы современной России……………….....10
Глава 2. Коррупция…………………………………………………………....16
2.1 Сущность коррупции, её виды…………………………………………......16
2.2 Масштабы, причины и возможные меры по борьбе с коррупцией……...19
Глава 3. Взаимосвязь бюрократии и коррупции………………………….26
Заключение……………………………………………………………...….…..28
Список использованной литературы……………………………………….31

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 78.80 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

                              Институт Права и Предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА:

БЮРОКРАТИЗМ И КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ  АППАРАТЕ

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Выполнил:

                                                                                                       Закирьянов  В. В.

                                                                                                                группа 123

 

 

Научный руководитель

Кодан С. В.

 

 

 

 

Екатеринбург 

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Бюрократия и государственное управление……….……….…….6

    1. Понятие, сущность бюрократии и её признаки…….………………..……..6
    2. Основы государственной службы современной России……………….....10

Глава 2. Коррупция…………………………………………………………....16

2.1 Сущность  коррупции, её виды…………………………………………......16

2.2 Масштабы, причины и возможные меры по  борьбе с коррупцией……...19

Глава 3. Взаимосвязь бюрократии и коррупции………………………….26

Заключение……………………………………………………………...….…..28

Список  использованной литературы……………………………………….31 

Введение

 

         Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие общества во многом зависит от организации государственного регулирования и управления, от разграничения полномочий между отдельными ветвями власти, от эффективности исполнительной власти, характера взаимодействия органов центральной власти с местными органами управления и др.

         Необходимость усиления государственного регулирования и управления экономическими процессами практически во всех сферах экономики стала очевидной после мирового финансового кризиса, который в очередной раз потряс глобальную экономику в 2008 году. В свою очередь эффективность государственного управления во многом зависит от таких понятий, как "политическая стабильность", "степень бюрократизации государственной власти", "способность государства контролировать коррупцию", "качество предоставления государственных услуг населению", "приоритет закона при принятии административных решений" и др.

         Бюрократия, интегрированная в российский государственный аппарат управления еще в XVIII веке, стала значительно расширяться в дальнейшем. Но чем больше она разрасталась, тем в большей степени она превращалась в силу административного застоя, препятствуя эффективности управления государством. Это связано с тем, что принципы бюрократической организации являются более двусмысленными, чем считали её родоначальники, и им сопутствуют существенные «дисфункциональные» эффекты, которые тем более выражены, чем более последовательно применяются эти принципы. Одним из таких разрушительных эффектов стала «коррупция», которая является определенным патологическим проявлением принципа строгого следования установленным правилам и регламентам.

         Тема коррупции является одной из непреходяще актуальных для человеческого общества. На протяжении всей истории человечества коррупция как системное явление сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая нормальное функционирование публичной власти. Полностью искоренить коррупцию ещё не удалось ни в одном обществе. В современном мире коррупция порождает серьёзные проблемы и угрозы для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. В последнее время имеют место случаи коррупции, связанные с большими объёмами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государства, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. Сегодня коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран мира.

         Между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определенная зависимость. Это связано с множеством внешних и внутренних факторов административного аппарата. Наиболее влиятельными из них считаются - тотальная регламентация действий чиновников и возможность распоряжаться значительными государственными ресурсами при сохранении достаточно низкой заработной платы. Два этих фактора вынуждают государственных работников злоупотреблять коррупцией, которая очень часто из разряда злоупотреблений переходит в норму. Коррупция является средством незаконного, губительного и легкого обогащения, которая ломает воздвигнутые бюрократической системой рамки дозволений и, как показывает практика, порождает фатальные последствия.

         Становится ясно, что бюрократия порождает коррупцию, в свою очередь коррупционеры стремятся развить и углубить бюрократическую деятельность, так как она позволяет создавать условия для коррупциогенной практики.

         Озабоченная всплеском коррупции за последние несколько лет Россия, в лице президента Медведева Д. А., считает коррупцию «врагом номер один и прикладывает все усилия, чтобы искоренить этот барьер на пути развития страны».

         В Индексе восприятия коррупции в 2011 году (ИВК-2011) Россия набрала 2.4 балла и заняла 143 место из 183 возможных. ИВК за 2011 г. ранжирует 183 страны мира (в 2010 году ИВК рассчитывался для 178 стран) по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять – наименьший.  Если сравнивать Индекс России в 2011 году с данными 2010 года (индекс 2.1, 154 место из 178) можно отметить небольшую позитивную динамику. Данные изменения объясняются принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, определяющего основные правовые параметры предотвращения коррупции в публичном секторе и вводящего, в том числе, ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств, что позволило заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством. Не надо рассматривать полученный результат как повод считать, что дело сделано и в дальнейшем борьба с коррупцией в стране пойдёт сама собой. Выросший на 0,3 балла показатель Индекса страны скорее устанавливает планку, относительно которой в дальнейшем будет возможно оценивать реальные антикоррупицонные успехи по применению законодательства, принятого c 2008 по 2011 год. Только если все законы будут применяться согласно принципам неизбежности и неизбирательности, можно будет говорить о реальном изменении ситуации к лучшему. *

________________________

 

* Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру.

         Усилия государства должны быть направлены на то, чтобы всеми средствами значительно уменьшить масштабы коррупции в России, которые, прежде всего, должны начаться с повсеместного изучения этого явления и того, что его порождает – бюрократии.

         Отсюда  можно сформулировать проблему  исследования, лежащую в поиске  и обосновании причинно-следственной  связи возникающей между бюрократией и порождающей ею коррупцией.

         Актуальность  проблемы сыграла решающую роль  в выборе темы моего исследования: бюрократизм и коррупция в  сфере государственного управления  как взаимосвязанные угрозы для  общества.

Целью исследования является выявление причинно-следственной связи развития коррупции в России при наличии бюрократической системы управления государством.

В соответствии с целью  мною были поставлены следующие задачи:

-определить понятие и сущность бюрократии;

-определить сущность коррупции, масштабы и формы её проявления;

-определить возможные  меры по борьбе с коррупцией.

          -установить взаимосвязь бюрократии и коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бюрократия и государственное управление

    1. Понятие, сущность бюрократии и её признаки.

       Бюрократия (от французского - Bureau – канцелярия и латинского Kratos – власть) – весьма противоречивое понятие и имеет различные толкования, которые подчас носят противоположный характер.

       Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии). *

       В XIX веке термин «бюрократия» обычно употреблялся для обозначения особого типа политической системы. Он обозначал систему, в которой посты в органах управления занимались профессиональными чиновниками , как правило, ответственными  перед наследным монархом.

      Но что в действительности представляет собой бюрократия? Читатель, заинтересовавшийся этим вопросом, как правило, быстро оказывается в затруднении, попытавшись разобраться в существе дела. Путаница порождается множеством значений, которые придаются термину «бюрократия», который в настоящее время имеет несколько интерпретаций.

     Прежде всего, это понятие относится к социологии организаций, задачей которой выступает изучение наиболее общих характеристик и типов организаций в современном обществе. Термин «бюрократия» часто употребляется в теории государственного управления. В этой дисциплине бюрократия означает управление государственным сектором в противоположность управлению в частных организациях. С точки зрения политической экономии бюрократия определяется как нерыночная организация, которая финансируется за счёт средств государственного бюджета.  Цель такого определения бюрократии  состоит в том, чтобы подчеркнуть, что характер и образ действия организации изменяется в зависимости от метода её финансирования и экономического окружения, в котором она функционирует. Во многих странах термин «бюрократия» , вопреки его этимологии, приобрёл негативный оттенок, которым стали обозначать неэффективную систему управления на различных уровнях. **

_____________________________

* Макаренко  В.П. Теория бюрократии. СПб, 1996. С. 200

** Андрианов  В.Д. Бюрократия, коррупция  и эффективность  государственного  управления. М., 2009. С. 1,2

 

          Наиболее известный специалист прошлого века по проблемам бюрократии немецкий ученый Макс Вебер считал бюрократию эффективной системой администрации, осуществляемой на постоянной основе специально подготовленными профессионалами в соответствии с предписанными правилами. Развитие бюрократии согласно Веберу было неразрывно связано с развитием государства и капиталистической экономики, административные потребности которых не могли удовлетворяться традиционными средствами. Он предложил понимать под бюрократией рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. Он утверждал, что чем более организация (государство) приближалась к его модели, тем большей эффективностью она должна была отличаться, и что именно наивысшая эффективность бюрократической администрации являлась причиной ее распространения в современном обществе.

         Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются*:

1.Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.

2.Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.

3.Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.

4.Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с

внешними для организации  партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых  сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.

5.Доминирование специальных знаний. Чиновники отбираются на основе способностей, получают необходимую подготовку и контролируют доступ к служебной информации.

Информация о работе Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате