Административно–территориальное устройство и проблемы развития федерализма РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью настоящей работы является “обнажение” проблем федерализма в России. Исходя из поставленной цели в работе, поставлены следующие задачи: Изучить понятие административно-территориального устройства; Определить принципы административно – территориального устройства; изучить федеративное устройство, понятие и принципы российского федерализма; определить основные проблемы федерализма в России.

Содержание

I. Введение 3
II. §1 Понятие и принципы административно-территориального устройства 5
III. §2 Проблема развития российского федерализма 10
IV. Заключение 17
V. Список использованной литературы и источников 18

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 42.04 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

                                  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

         «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

        ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

                                           ФИЛИАЛ В Г.СУРГУТЕ 
 
 
 

                                      КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Административно  – территориальное  устройство и проблемы развития федерализма  РФ» 
 
 
 
 

Студентка 1 курса 

Заочной формы  обучения                                                      Майборода В.С.

                                            

                                    

Научный руководитель                                                          Короткошеева О.В.

                                                                                                                                                                     

                                                                 

                                                                                

  
 
 

                                            Сургут  2012 

Регистрационный номер                                                                       Дата

_____________                                                   _______2012 

Регистрационный номер (кафедры)                                             Дата

_______________                                                                      _______2012

                                                                                           

Содержание

  1. Введение                                                                                        3
  2. §1 Понятие и принципы административно-территориального устройства                                                                                     5
  3. §2 Проблема  развития российского федерализма                     10
  4. Заключение                                                                                    17
  5. Список использованной литературы и источников                    18

 

Введение 

Целью данной работы является анализ административно-территориальных  типов государств и Федерации  РФ.

Задачи:

1. Провести  отбор литературы по данной  тематике.

2. Рассмотреть  форму административно – территориального  устройства государств.

3. Проанализировать  федерализм и его проблемы в Российской Федерации.

Предмет исследования: анализ административно-территориальных типов государств и Федерализма РФ.

Объекты исследования: государства в целом  и Российская Федерация в частности.

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  государство занимало, занимает и  будет занимать большое место  в развитии человечества. Уже тысячелетия  люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями.

Форма государственного устройства - способ распределения единой государственной  власти по территории страны, соотношения  властных полномочий центральных и  региональных государственных органов.

Рассматривая  вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства. Под государственным  устройством понимается политико-территориальная  организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства  и их взаимоотношения с центральной  властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное  устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации  власти в государстве (соотношение  между частями и между частями  и целым). В территориально небольших  государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной  проблемой и приобретает политическую окраску. Проследить развитие и просчеты, симметричность и асимметричность, состав и статус субъектов Российской Федерации как единого целого - задача данной работы.

Актуальность  данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:

Во - первых, мы сами каждый день видим по телевизору или из других источников, что в Российской Федерации все больше нарастают сепаратистские и другие очень опасные для нашего государства националистические настроения, причиной которых является неправильная политика наших властей и “недоработанная” форма государственного устройства и, что из этого следует, федеративное устройство России нуждается в радикальной реформе. Но для того, чтобы его реформировать, надо разобраться в его глубинных проблемах.

Во - вторых, меня, как гражданку своей страны, да и просто всех жителей многонациональной России, должны интересовать проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства России, вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации, как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан независимо от национальной принадлежности.

Поэтому целью  настоящей работы является “обнажение” проблем федерализма в России. Исходя из поставленной цели в работе, поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие административно-территориального устройства
  2. Определить принципы административно – территориального устройства
  3. изучить федеративное устройство, понятие и принципы российского федерализма;
  4. определить основные проблемы федерализма в России.
 

 

§1 Понятие  административно-территориального устройства

Административно-территориальное  устройство государства – это  разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. Такие части  принято называть административно-территориальными единицами. 

Административно-территориальное  устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное  государство само делится на административно-территориальные  единицы, то в федеративном государстве  такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

В Российской Федерации  административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейший из них  – экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения. Реализация этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий.

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, большую роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Успешное решение  местными органами государственной  власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять  повседневные нужды и запросы  людей, опираться на их помощь. Поэтому  максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Действующая в  настоящее время в субъектах  Российской Федерации система административно-территориальных  единиц сложилась в основном в  годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния – уезд – волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) – округ – район, а затем (после ликвидации округа) область (край) – район.

Действующая Конституция  Российской Федерации не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они – область деятельности главным образом субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно  к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе  Российской Федерации, а также в  уставах других субъектов Российской Федерации.

Конституции и  уставы субъектов Российской Федерации  различают базовые и первичные  административно-территориальные единицы  субъектов Российской Федерации. К  первым из них относятся районы и  города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым –  относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район (уезд) – административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной  и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения города районного значения.

Обеспечение нормального  функционирования наиболее крупных  городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость  деления их на менее крупные административно-территориальные  единицы – городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республиканского,. краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским  поселениям, являющимся одним из видов  административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории  рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

Помимо перечисленных  административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации  в последние годы созданы и  другие административно-территориальные  единицы. Так, территория Москвы сегодня  делится не на районы в городе, как  это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.

Информация о работе Административно–территориальное устройство и проблемы развития федерализма РФ