Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:58, контрольная работа
Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.
Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда
Введение
1.Краткая биография П.Ф. Лесгафта
2.Первые исследования и педагогическая деятельность
3.Развитие системы физического воспитания
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.Краткая биография П.Ф. Лесгафта
2.Первые исследования и педагогическая деятельность
3.Развитие системы физического воспитания
Заключение
Список литературы
Введение
Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.
Всю жизнь его
окружал ореол личности незаурядной,
счастливо сочетающей в себе редкое
человеческое обаяние и простоту
с одержимостью строгого, требовательного
ученого, человека дела и непрестанного
труда. С детства у Петра Францевич Лесгафта
пробудилась любовь к музыке, этой любовью
он был обязан своей матери, Генриетте
Адамовне. Возможно, и первые медицинские
познания он тоже получал от нее: поскольку
Г.А. была повивальной бабкой и время от
времени вызывалась для оказания акушерской
помощи. П.Ф. Лесгафт своей системой физического
образования положил начало научному
анализу физического воспитания. Рассматривая
его с позиций анатомии, физиологии, педагогики
и психологии Лесгафт одним из первых
в мире поставил физическое воспитание
в одни ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми
в школе. Величайшая заслуга ученого состоит
в том, что он научно раскрыл неразрывную,
органическую связь физического воспитания
с умственным, нравственным и эстетическим
воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Сердцевиной педагогических взглядов
Лесгафта на физическое воспитание явилось
положение о единстве физического и духовного
развития при решающей роли нравственного
воспитания. В наши дни это очень важно!
Краткая биография П.Ф. Лесгафта
8 (20) сентября 1837
г. в семье ювелира, члена
Цеха золотых художеств, Петра
Карловича Лесгафта родился
В январе 1848 г., после
получения домашнего
Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка с аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Заканчивал обучение Петр в мужском отделение училища Светой Анны, носившем название «Анненшуле».
Для поступления
в медико-хирургическую академию летом
1856 г. явилось 500 кандидатов, зачислено
было только 254 человека. Среди них и Петр
Францевич Лесгафт. Поступление Петра
Францевича Лесгафта в медико-хирургическую
академию совпало с кардинальным положительным
изменением в ее управлении. По инициативе
П.А.Дубровского, президента академии,
были внесены значительные изменения
в программе изуче6ние, созданы новые кафедры,
развернулось интенсивное строительство
новых зданий и перестройка старых. Под
руководством ученого секретаря конференции
Николая Николаевича Зинина Петр Францевич
Лесгафт получил первые навыки серьезной
исследовательской работы, научился строгой
постановке опытов и обращению с химическими
реактивами. Очень скоро Л. стал ассистировать
Зинину на лекциях.
Многие профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Л. существенное влияние, но главную роль в становлении его как анатома-исследователя и ученого сыграл несомненно профессор Венцеслав Леонидович Грубер.
Первые исследования и педагогическая деятельность
По предложению В.Л. Грубера Лесгафт согласился частным образом, без вознаграждения, работать у него на кафедре в анатомическом институте, выполняя обязанности нештатного прозектора. Материальное положение Лесгафта в это время было незавидным. Не имея постоянного заработка, он подрабатывал репетиторством, преподавал анатомию и химию в Военно-фельдшерской школе при Медико-хирургической академии. Там же, при помощи Грубера, Лесгафту выделили отдельное помещение, где он оборудовал подсобную препаровочную. В ней он пропадал все свое свободное время, кропотливо исследуя сложные анатомические взаимоотношения мышечных слоев промежности. По совету Грубера он решил положить эти исследования в основу своей диссертации. В конце 1861 г. Лесгафт сдал экзамены для получения высшей степени доктора медицины, а в начале 1862 г.- на следующую степень, доктора медицины и хирургии. Стало определяться и его положение. 23 марта 1863 г. приказом по военному ведомству о чинах гражданских Петр Францевич Лесгафт был назначен сверхкомплектным ординатором без денежного содержания во Второй военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А.А. Китера. Такое положение довело возможность Лесгафта довольно свободно распоряжаться своим временем. Он руководит практическими занятиями студентов 2-го курса, читает лекции по анатомии студентам 5-го курса. Он трудится над своей диссертацией. В это же время Лесгафт увлекся антропологией, изучает варианты строения черепа, особенности роста и формирование его у лиц разного возраста и пола. Выезжая летом за границу - в Австрию, Германию, Францию, он посещал анатомические музеи и подробно знакомился с коллекцией черепов. 8 мая 1865 г. был назначен дискет, где Лесгафт должен был отстаивать свое право на ученую степень. Защита прошла блестяще. Вскоре за усердную службу Лесгафт был награжден орденом. Св. Станислава 3-й степени. Весной 1868 г., по ходатайству В.Л. Грубера, Лесгафт уже признанный всеми как один из лучших анатомов, получил, наконец, оплачиваемое место прозектора анатомии, оставаясь одновременно и ординатором в госпитале. Этот год принес Петру Францевичу Лесгафту еще и степень доктора медицины и хирургии за сочинение «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения».
В сентябре он получил сообщение, что он избран по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утвержден экстраординарным профессором физиологической анатомии. В Казани Лесгафт пробыл 3 года. Он был учредителем Общества естествоиспытателей при Казанском университете, ему принадлежит идея создания антропологического музея, организация экспедиций для его пополнения ,открытие лектория по современным проблемам науки .Но через 3 года Лесгафта по велению царя уволили из Казанского университета без права преподавания. Поводом послужил конфликт с профессором А.В. Петровым, который самовольно принял экзамены у студентов вместо Лесгафта. Изгнание блестящего профессора взбудоражило весь город. Студента вывешивали прокламации в защиту Лесгафта, а 7 лучших профессоров университета положили свои заявления об отставке на стол ректора. 24 октября 1871 г., оставив жену и сына в Казани, Лесгафта выехал в Петербург. Там ему пришлось согласиться на единственную работу, которую мог предложить ему Грубер, - частным порядком изготавливать анатомические препараты для ветеринарного отделения. Это дало скудные средства к существованию. Он начинает посещать лекции профессора М.М. Руднева по патологической анатомии и изучает гистологические препараты. Антропология давно занимала Петра Францевич Лесгафта и он пишет большую статью «Задача антропологии и метод ее изучения», которая привлекла новизной и оригинальностью взглядов автора на совсем еще новую отрасль знания. Петр Францевич Лесгафт понимал антропологию как науку о человеке, которая рассматривает не только строение, развитие и отправление различных органов и тканей человека, но и влияние на него окружающей среды. Лесгафт писал: «Познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных». Материалистическое понимание неразрывной связи человека с окружающей внешней средой, с воздействием этой среды на анатомическое строение органов и тканей и на их функцию составляло сущность нового, прогрессивного учения, получившего вскоре отражение в «функциональной анатомии», создателем и блестящем представителем которой явился Петр Францевич Лесгафт. Зимой 1871-72 г.г. он делал еще первые шаги на этом новом пути, прославившем затем его имя. Неопределенность положения «профессора без кафедры» заставляла его не раз обращаться с прошением в Медицинский департамент для принятия его на службу. Наконец, 27 апреля 1872 г. он был определен сверхштатным младшим чиновником при Медицинском департаменте и летом того же года направлен на борьбу с холерой, вначале в Киевскую, а затем в Могилевскую губернии. Лесгафт успешно справился с порученным ему делом: сумел быстро выявить и изолировать заболевших, убедил жителей деревни соблюдать правила гигиены. После возвращения Лесгафт вновь занялся анатомическими исследованиями, опубликовал ряд интересных работ по анатомии в медицинских журналах.
К этому
времени относится начало его
работы над теорией и
Анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. Только постоянная деятельность утверждает и поддерживает в человеке его специфические качества и свойства. Вот почему упражнения, тренировку органов и систем Лесгафт считал необходимой предпосылкой для их нормального функционирования, для здоровой и активной жизни человека. В сентябре 1872 г. Лесгафт начинает работать в качестве консультанта в гимнастическом заведении А.Г. Берглинда, где он мог на практике осуществлять те принципы и представления ,которые впоследствии составляли научно- теоретические основы его рациональной гимнастики. «Только знание потребностей и возможностей человеческого организма, -убеждал он ,-только научный подход к проведению любого вида гимнастики могут сделать ее веским орудием в совершенствовании человека, как физическом, так нравственном. Одновременно с работой в гимнастическом заведении Бергминда он занимается изготовлением препаратов, проводит антропологические изыскания и анатомические исследования. А с неофициального согласия градоначальника, он открывает у себя на квартире общеобразовательные курсы, которые постепенно выросли в знаменитые курсы Лесгафта. Но неожиданно из Министерства народного просвещения пришло распоряжение немедленного отстранения его от работы. Только после многочисленных прошений Грубера и самого Лесгафта 7 октября 1874 г. Александр Второй разрешил Лесгафту поступить «на службу по ученой части». Однако минует 4 года, прежде чем Лесгафта признают вторым прозектором в Медико-хирургической академии и он сможет начать читать лекции, и не только там. Осенью 1875 г. он начинает читать лекции на Владимирских курсах. Эти лекции вызвали много разговоров в столичном обществе. Петр Францевич Лесгафт отрицал всякое «божественное начало» и прочно связывал психические процессы с физиологическими. Такие идеи были признаны вредными и министр запретил дальнейшее чтение публичных Лесгафтом.
Тогда П.Ф. отдался
новому, захватившему его делу - разработке
вопросов физического воспитания. Начало
было положено в Гимнастическом институте
Бергмана .Наблюдая за проведением занятий
Лесгафт вносил в них коррективы ,давал
советы, устанавливал последовательность
и интенсивность нагрузке при отдельных
упражнениях ,вел антропометрические
исследования.
Мало-помалу у него стал вырабатываться свой метод рациональной гимнастики, который мог позволить добиться большего эффекта и был свободен от ряда ошибочных положений шведской ,немецкой и других систем гимнастики, Петр Францевич Лесгафт обратился в Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) с предложением своих услуг. И с декабря 1874 г. он начал занятия гимнастикой с воспитанниками Второй Петербургской военной гимназии, а с 15 марта 1875 г. по просьбе директора гимназии Медицинский департамент принял Лесгафта на должность чиновника для особых поручений. Первое «особое поручение»- поездки заграницу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». В остальное время он продолжает специальные занятия по немецкой, шведской системам, а также по системе ,предложенной им самим. В течение 2-х лет он объездил 13 европейских государств, побывал в 26 городах, где посетил все учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики. Он присутствовал на занятиях, беседовал с педагогами, медицинскими работниками ,изучал устройства гимнастических снарядов и даже давал свои рекомендации по улучшению их конструкций .В конце каждого года он представлял в ГУВУЗ отчет о командировке .Один такой отчет был опубликован в виде отдельного приложения под названием «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». Выводы, сделанные Петром Францевичем Лесгафтом в отчете, подчеркивали, что в основу физического воспитания должны быть положены законы анатомии и физиологии человека. Важнейшим условием успешного преподавания гимнастики он считал соблюдение строгой последовательности в дозировке нагрузки, обязательный учет индивидуальных способностей учащихся.
Петр Францевич
добивается организации 2-х годичных
учебно-гимнастических курсов, которые
открылись в сентябре 1877 г. при
Второй Петербургской военной
Развитие системы физического воспитания
В 1893 г. произошел неожиданный и радостный как для самого Лесгафта, так и для его многочисленных учеников случай... После очередной лекции его ученик И. Сибиряков, сын богатого золотопромышленника, предложил своему учителю в полную собственность 200 тыс. рублей и большой дом стоимостью в 150 тыс. рублей. В октябре 1894 г. эти средства позволили открыть Биологическую лабораторию — научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам. К этому времени относятся и события, связанные с открытием знаменитых курсов Лесгафта. История их создания такова. В 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физическому развитию (ОСФР), ученым секретарем которого стал Лесгафт. Члены Общества занимались вопросами пропаганды физического воспитания среди родителей, воспитателей и чисто практическими делами: организовывали экскурсии, занятия, игры, зимой заливали катки. Лесгафт, в частности, ежегодно организовывал и проводил водные экскурсии по Неве. К 1895 г. Общество насчитывало более 400 человек. Уже на одном из первых заседаний Лесгафт изложил свои взгляды, касающиеся понимания физического образования: «Физическое развитие состоит в развитии сил и здоровья ребенка, а задача образования — приучить молодого человека относиться к своим действиям сознательно, и полном соответствии с умственным развитием и производить свою работу в наименьший промежуток времени и с возможно меньшей тратой материала и сил».
Информация о работе Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта. Система физического образования