Здоровый досуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:10, реферат

Описание работы

Основные элементы здорового образа жизни заключены в здоровом досуге, в который входят: плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание и многое другое. Чтобы понять, чем характеризуется здоровый досуг, необходимо рассмотреть вопрос изнутри.

Содержание

Введение 3
Досуг. Что это? 4
Основные составляющие здорового досуга. 5
Здоровый образ жизни и физическая культура как решающие характеристики здорового досуга. 11

Заключение. 15

Список используемой литературы. 16

Работа содержит 1 файл

реферат Здаровый досуг.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

       Массаж — совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного или иного эффекта.

       Дополнительно к механическим воздействиям, для  усиления эффекта, применяют в первую очередь массажные масла, а также  различные ароматические, благовонные масла, лекарственные мази, гели и другие препараты и температурные воздействия.

       Массаж может быть общим (массируется всё тело) или местным (лицо, конечность, живот и т. п.). Основные приёмы массажа: поглаживание, которое проводится медленно, ритмично по току крови одной или двумя руками, поглаживанием начинают и заканчивают массаж, оно применяется также после каждого другого приёма; растирание - приём, более энергичный, чем поглаживание, осуществляют пальцами, всей ладонью, её основанием или краем, одной или двумя руками во всех направлениях, продольно, поперечно, кругообразно, зигзагообразно или спиралевидно; разминание выполняют одной или двумя руками в продольном, поперечном, полукруговом и спиралевидном направлениях (применяется преимущественно для мышечной ткани); вибрация - прерывистая в виде различных поколачиваний, рубления и собственно вибрация (применение колебательных движений без отрыва руки от массируемого участка).

       Массаж оказывает разностороннее влияние на организм, вызывает сложные реакции с вовлечением всех тканей, органов и систем. Массаж улучшает продвижение лимфы и крови по сосудам, тонизирует сосудистую систему, облегчая работу сердца. В крови увеличивается содержание гемоглобина, число эритроцитов и лейкоцитов. Массаж повышает газообмен, увеличивает выделение минеральных солей, мочевины, мочевой кислоты. Изменяя характер, силу, продолжительность массажа, можно влиять на функциональное состояние коры головного мозга - снижать или повышать общую возбудимость, усиливать ослабленные и оживлять утраченные рефлексы, улучшать функцию проводящих путей, усиливать рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами и внутренними органами. Массаж может ускорить регенерацию нерва при его повреждениях, ослабить или прекратить боль. Кожа под влиянием массажа делается розовой, упругой, эластичной, повышается её сопротивляемость к температурным и механическим влияниям, улучшается обменная функция. В мышцах повышается эластичность волокон, их сократительная функция, тонус, сила, уменьшаются явления атрофии. Массаж укрепляет сумочно-связочный аппарат суставов, увеличивает их подвижность.

       Массаж  многие века приносит людям пользу. Он укрепляет здоровье, поднимает  жизненный тонус, делает мышцы сильными, а кожу упругой. Одним массаж продлевает молодость, другим помогает излечиться от болезней. Этот способ лечения является простейшим, естественным и наиболее наилучшим средством от многих проблем. Массаж помогает сохранить тело и дух в наилучшей форме.

 

  1. Здоровый образ жизни и физическая культура как решающие характеристики здорового досуга
 

Влияние оздоровительной  физической культуры на организм 

       Физическая  культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в  общении. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых  сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное  воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей  и  норм,  открыть  широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

       Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Можно проводить свой досуг «просиживая штаны» дома, перед телевизором или компьютером, или занимаясь ещё каким-то же интересным для вас делом, и это тоже будет ваш своеобразный путь к познанию окружающего мира и осознанию своего места в нём. Период ученичества, студенчества, в котором и находится большая часть молодёжи, – это та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, а с другой – нет ещё профессиональных обязанностей и обременённости заботами о своей семье. Таким образом, молодёжный досуг – это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации. В современном мире люди всё больше и больше обращаются к физической культуре с целью поправить своё здоровье, повысить жизненный тонус и просто хорошо отдохнуть. Широкое распространение получают такие классические, возникшие очень давно виды спорта как плавание, бег, бодибилдинг. Но и немалое развитие, и распространение среди населения Земного шара получают сравнительно молодые спортивные дисциплины. В основном это утверждение относится к экстремальным видам спорта, таким как горнолыжные дисциплины, diving, mountain bike, парашютный спорт и т.д. Особенно популярными среди молодёжи стали как раз виды спорта из последней категории.

       На  фоне этого становится осознание  того, что мало кто подходит к занятию спортом систематизировано. Например, восстановлением и поддержанием формы молодые люди занимаются в основном перед летом, сезоном отпусков, пляжами и т.д. Также мало кто знает о том, какие нагрузки испытывает организм и как подобрать такую систему тренировок, нагрузок, чтобы добиться высших достижений.

       Для того чтобы сердце было здоровым, а  тело сильным, нужна регулярная физическая нагрузка. Физические упражнения улучшают настроение, повышают мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить болезни. 

Влияние физической культуры на развитие личности 

       Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения, который ведёт к здоровому досугу.

       В играх и спортивных соревнованиях  заключены богатые возможности  для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды.

       Под руководством тренера укрепляются  такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д. Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания. Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, то есть совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей. Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

       Здоровый  образ жизни — основа профилактики заболеваний. Следует  подчеркнуть,  что  в  нем  реализуется  самый  ценный   вид профилактики  — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая  диапазон  адаптационных  возможностей  человека. Однако функция здорового образа жизни значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

       Структура здорового образа жизни — целостное единство предметновещного природного, социокультурного и духовного компонентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества. Структура  здорового образа жизни  включает духовное, социокультурное и правовое пространство  развития  и  деятельности человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно- производственных, агрокультурных, коммуникационных факторов. Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.  

Здоровый  образ жизни и физическая культура 

       Существует  необходимый и  достаточный уровень физической активности человека, характеризуемый общими показателями рационального содержания, структуры и использования активного двигательного  режима. Этот  уровень определяется анаболическим восстановлением после активной трудовой деятельности, при котором происходит увеличение и накопление пластических  и энергетических ресурсов организма, повышающих его потенциал и работоспособность. Регулярная физическая тренировка,  повышенный  двигательный  режим  у людей разного возраста способствуют  повышению  функциональных  возможностей организма, улучшению здоровья. Особенно это проявляется у лиц, профессиональная деятельность  которых имеет малоподвижный характер, не требует физических напряжений,  а также у немолодых людей.

       Рациональная  форма двигательной активности  — такая двигательная активность,  которая  обеспечивает  необходимые и достаточные показатели физического развития и физической подготовленности, физической готовности к выполнению основных  социальных  функций,  высокую  профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую  утомляемость  в  процессе  и  циклах труда, устойчивость внутренней среды организма, прочное  здоровье  и  низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях  труда  и  быта. Важным компонентом рациональной двигательной  деятельности является физкультурно-спортивная двигательная деятельность человека,  которая  характеризуется её объёмом — количеством времени, затраченного на занятия физической  культурой и спортом за определенный календарный цикл — сутки, неделю, месяц, год; интенсивностью занятий, измеряемой  показателями физической  нагрузки  на организм, потреблением кислорода на килограмм веса человека;  распределением физкультурно-оздоровительных занятий в календарном  цикле; содержанием средств, используемых в занятиях, и способом  их  применения.  Рациональный, удовлетворяющий  биологические  потребности  организма двигательный режим повышает устойчивость организма к воздействиям внешней среды,  в  том  числе различных неблагоприятных и  критических  факторов,  способствует  повышению общей и специфической работоспособности.

       Здоровый  образ жизни как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества  в  здоровье, физическом совершенстве  человека,  в физической  культуре  личности.

 

       Заключение 

       Таким образом, характеризуя здоровый досуг можно прийти к выводу, что здоровый образ жизни, спорт (спортивные секции, посещение спортивных учреждений, спортивные командные игры, культурно-развлекательные мероприятия) туризм, походы, массаж, закаливание и многое другое неотъемлемая часть жизни человека, его стремления к здоровью, долголетию,  и счастливой старости.

       В общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества  в  целом и каждого человека  в отдельности представляет собою базовое условие формирования  и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, — не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

       Не  смотря на разнообразие различных видов  спорта, каждый человек должен

       выбрать такой вид спорта, который будет  влиять не только на его физическое

       состояние, но и на развитие личности.

       Анализируя  и обобщая рассмотренные данные можно констатировать:

       • формирование здорового образа жизни и здорового досуга является необходимым условием всестороннего развития, самоусовершенствования и самореализации современного учащегося школы, СУЗа, ВУЗа;

       • поиск новых форм и методов  организации воспитательного процесса студенческого коллектива должен происходить  с привлечением заместителей деканов  по воспитательной работе, кураторов, преподавателей физического воспитания, студенческого актива;

       • для включения каждого студента и школьника в активный познавательный процесс должна быть создана адекватная учебно-воспитательная среда.

 

       Список  используемой литературы: 

  1. Виноградов  П.А., Душанин А.П., Жолдак  В.И.  Основы  физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.
  2. Жолдак В.И. Социология физической культуры  и  спорта.  Кн.  I. Москва.,1992.
  3. Советский энциклопедический словарь. М., «Физкультура и спорт», 1975.
  4. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.
  5. Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997.
  6. В. И. Воробьев. Слагаемые здоровья.
  7. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. Школа здоровья.

Информация о работе Здоровый досуг