Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 01:14, реферат
К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу.
Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Основные физические качества.................................................... 4
1.1. Сила как физическое качество, формы проявления силовых
качеств................................................................................................ 4
1.2. Основы развития скоростных способностей. Понятие
быстроты, формы её проявления...................................................... 7
1.3. Понятие о выносливости. Виды и показатели выносливости... 8
1.4. Гибкость как физическое качество.......................................... 10
1.5. Понятие ловкости, её виды....................................................... 12
1.6. Понятие прыгучести................................................................. 14
Глава 2. Выносливость и ее развитие посредством физических
упражнений................................................................................................ 15
Заключение................................................................................................ 19
Список использованной литературы........................................................ 20
Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры).
Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:
1. выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);
2. зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);
3. создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);
4. усложнение условий выполнения обычных упражнений;
5. изменение скорости и темпа движений;
6. изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).
Оценка ловкости
спортсменов осуществляется главным
образом педагогическими
1.6. Понятие прыгучести
По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием.
Основные требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и функционального состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).
Эффективность прыжка рассматривается специалистами как функция силы.
Глава 2. Выносливость и ее развитие посредством физических упражнений
Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интегральные, а также контрольный или соревновательный. Каждый из методов имеет свои особенности.
Равномерный непрерывный метод.
Этим методом развивают аэробные способности различных видах спорта, в которых выполняются циклические однократно-равномерные упражнения малой и умеренной мощности (продолжительность 15-30 мин, ЧСС - 130-160 уд/мин.).
Переменный непрерывный метод.
Заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения. Иногда этот метод называется метод игры скоростей или "фартлек". Предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости.
Интервальный метод (разновидность повторного метода) - дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсивности и продолжительности со строго определённым временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба, либо медленный бег. Используется представителями циклических видов спорта (лыжи и др.).
Проявление выносливости,
можно представить как
Изменяя интенсивность упражнения, время его выполнения, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха, можно избирательно подбирать нагрузку по ее преимущественному воздействию на различные компоненты выносливости. Совершенствование же двигательных навыков, повышение технического мастерства приводит к снижению энергозатрат и повышению эффективности использования биоэнергетического потенциала, т.е. к увеличению выносливости.
Полностью избежать
подключения анаэробного
1. Совершенствования
специальной выносливости за
счет улучшения компонентов
2. Развития и
совершенствования
Совершенствование алактатной анаэробной мощности осуществляется при выполнении специальных упражнений в сериях продолжительностью 6-10 секунд, повторяемых 5-6 раз с отдыхом от 10-15 секунд до 1-3 минут. Всего в тренировке можно выполнить 2-4 таких серий нагрузки с отдыхом между ними 4-5 минут. Чем меньше Ваша тренированность, тем более продолжительными должны быть интервалы отдыха. Эти промежутки отдыха необходимо заполнять упражнениями на растягивание или плавным и медленным выполнением комплексов формальных упражнений, по аналогии с комплексами оздоровительной гимнастики ушу. Увеличивая постепенно продолжительность выполнения серий специальных упражнений до 15-20 секунд, можно добиться увеличения алактатной емкости. Главный критерий контроля направленности нагрузки - высокая, не снижающаяся от серии к серии мощность выполнения упражнения и отсутствие чувства забитости, локальной "тяжести" работающих мышц. Если же повторять 10-секундные серии упражнения с 10-15-секундными интервалами отдыха подряд 10-15 раз и более, то можно изменить общую направленность нагрузки на совершенствование аэробной мощности, а при увеличении продолжительности пауз отдыха до 30 секунд нагрузка будет направлена на увеличение аэробной емкости и эффективности использования энергетического потенциала. В таком режиме выполнения серий упражнений решаются не только задачи развития специальной выносливости, но одновременно и совершенствования техники, развития специальной силы и быстроты. При коротких интервалах отдыха заполнять их другими упражнениями, конечно, не следует.
Для совершенствования
гликолитических анаэробных возможностей
необходимо увеличить продолжительность выполнения
серий упражнений от 20 до 30-45 секунд. При
интервалах отдыха 3-6 минут нагрузка будет
направлена на увеличение мощности, а
при сокращении их от 1,5 минут до 10 секунд
- на емкость анаэробного гликолиза.
Для развития и совершенствования специальной
выносливости, проявляющейся в Вашей способности
вести поединок на уровне своей максимальной
мощности, применяют специальные подготовительные
упражнения в различном режиме мышечной
деятельности: в основном рекомендуется
использовать для этого "бой с тенью",
выполнение серий упражнений на снарядах,
в передвижениях и др. Например:
1. При тренировке
на снарядах необходимо
10-15 "включений" по 3-4 мощных и быстрых
ударных или защитных действий продолжительностью
1,0-1,5 секунды каждое включение и чередовать
их с более спокойными движениями для
восстановления организма в виде перемещений,
изменения стоек и т.д. Всего следует выполнять
5-6 таких серий через 1,5-2,0 минуты отдыха.
2. При выполнении прыжковых упражнении: 10-15 секунд интенсивной работы (или 10-15 прыжков) повторить 5-6 раз через 1,5-2,0 минуты отдыха или работы малой интенсивности.
3. Для совершенствования
гликолитической анаэробной
Нагрузку можно увеличить за счет дополнительных
отягощении при выполнении специальных
упражнений (в виде манжет, накладок, жилетов,
поясов, гантелей и т.д.). Примеры таких
упражнений для развития силовой выносливости
были рассмотрены в разделе силовой подготовки.
Вместе с тем для более избирательной
направленности упражнений с тяжестями
на тот или иной механизм обеспечения
локальной мышечной выносливости необходимо
придерживаться следующих правил:
1. Для увеличения
максимальной анаэробной
2. Для увеличения анаэробной алактатной емкости и повышения эффективности использования энергетического потенциала: упражнения с отягощением от 20 и до 60% от предельного с количеством повторений 15-30 раз с высокой скоростью и темпом движений. Выполняется 3-4 подхода с отдыхом 2-3 минуты. В процессе работы необходим постоянный контроль за техникой выполнения упражнения.
3. Для совершенствования компенсаторных механизмов и адаптации к работе в условиях резких ацидотических сдвигов повторить не более 4 серий упражнения в высоком темпе с отягощением 20-35% от предельного и с работой "до отказа" в каждой серии. При больших (до 10 минут) интервалах отдыха (в течение которых необходимо выполнять упражнения на расслабление, гибкость, различные махи) работа будет направлена преимущественно на совершенствование анаэробной гликолитической производительности, а при относительно небольших интервалах (1-3 минуты) - на истощение анаэробных внутримышечных ресурсов и совершенствование их емкости.
Аэробные возможности
развиваются эффективно при выполнении
длительных непрерывных упражнений,
таких, как кроссовый бег, ходьба на лыжах,
плавание. Можно для этих целей применять
и спортивные игры. Аэробные возможности
относительно малоспецифичны и не очень
сильно зависят от вида упражнения. Поэтому,
если Вы, например, в беге или плавании
сумели повысить свои аэробные возможности,
то это улучшение скажется и на выполнении
других упражнений. Чем ниже мощность
выполняемой работы, тем меньше ее результативность
зависит от совершенства двигательного
навыка и больше - от аэробных возможностей.
Функциональные возможности вегетативных
систем организма при этом будут высокими
при выполнении всех упражнений аэробной
направленности. В связи с этим выносливость
к работе такой направленности приобретает
общий характер и ее называют общей выносливостью.
Общая выносливость является не только
основой поддержания высокой работоспособности
в поединке, компенсируя неблагоприятные
сдвиги в организме и восстанавливая энергоресурсы
в ходе самого боя, но и обеспечивает переносимость
высоких объемов тренировочных нагрузок,
т.е. физическую работоспособность человека.
В литературных источниках недаром подчеркивается
то большое значение, которое придавали
этому важнейшему качеству мастера древности.
Упражнения аэробной направленности,
как правило, выполнялись в утренние часы.
Это были чаще всего длительные пробежки
продолжительностью до 1-2 часов, иногда
в сочетании с ходьбой.
Опыт показывает,
что в общем объеме тренировочной
нагрузки целенаправленную работу над
развитием общей выносливости удобнее
всего выполнять в утренние часы
на физической зарядке. Такая работа должна
быть "фоном", на который накладываются
все объемы специальных упражнений. Рекомендуется,
в зависимости от Вашего самочувствия
и подготовленности, ежедневное непрерывное
пробегание 5-6 км в равномерном темпе со
скоростью от 6,0 до 4,5 минут на один километр.
Чем выше уровень Вашей общей выносливости,
тем более высокой может быть и скорость
бега. Один раз в 2-3 недели, лучше всего
в выходной день, можно пробежать и более
длинную дистанцию - до 10-15 км в равномерном
темпе с той же скоростью. Периодически
можно пробегать с более высокой скоростью
(3-4 минуты на 1 км) и Вашу обычную дистанцию
в 5-6 км, но такая работа может выполняться
не чаще чем 1 раз в неделю.
В теплые летние дни беговую тренировку
можно заменить плаванием до 30 минут в
открытом водоеме, а в зимнее время - ходьбой
на лыжах до 1-2 часов.
Заключение
Итак, физические нагрузки оказывают двойной тренирующий эффект: повышают устойчивость к кислородному голоданию и, увеличивая мощность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствует лучшей утилизации кислорода.
Информация о работе Выносливость и ее развитие посредством физических упражнений