Врачебный контроль, его содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:35, реферат

Описание работы

Научно-технический прогресс не может не изменять характера требований к двигательной подготовленности человека, поэтому выдвигаются новые, современные требования к физическому совершенствованию организма. Чтобы физическое воспитание могло целесообразно выполнять свою функцию, необходимы глубокие знания, о структуре моторики человека начиная уже с ранних этапов его онтогенеза. Тем более что в настоящее время отмечается тенденция к ускорению как физического, так и интеллектуального развития подрастающего поколения на фоне значительного снижения двигательной активности.

Содержание

Введение ..............................................................................................................3
Задачи, содержание, организация, формы и методы врачебного контроля..4
Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста. ……………………………………....7
Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности….18
Антидопинговый контроль. ………………………………………………….24
Заключение ……………………………………………………………………26
Используемая литература ……………………………………………………27
Приложение ………………………………………………………………… 28

Работа содержит 1 файл

Врачебный контроль.docx

— 50.77 Кб (Скачать)

профилактика  спортивного травматизма на уроках физкультуры и на соревнованиях;

профилактика  и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий  и соревнований;

врачебные консультации по вопросам физической культуры

и спорта.

Важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в школе — уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные  игры на большой перемене и т.д. И  главное — определение влияния  занятий физкультурой на организм школьника.

Школьный врач (или медицинская сестра) определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и  внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на медицинские  группы (иногда детей с теми или  иными отклонениями в состоянии  здоровья отстраняют от занятий, но еще  хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).

Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений  в занятиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и  др.).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических  правил в отношении условий и  мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря  и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

Эффект от физкультуры  минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами  к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры  перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей  нагрузкой может быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в  течение 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель  физкультуры должен знать сроки  допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.

Примерные сроки  освобождения от уроков физкультуры: ангина — 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений;

бронхит — 7-21 день; отит — 14-28 дней; пневмония — 30-60 дней; плеврит — 30-60 дней; грипп — 14-28 дней; острый неврит, пояснично-крестцовый радикулит  — 60 и более дней; переломы костей — 30-90 дней; сотрясение головного мозга  — 60 и более дней; острые инфекционные заболевания — 30-60 дней.

Важная форма  работы врача и учителя физкультуры  — профилактика спортивных травм  при занятиях физкультурой. Основными  причинами травматизма у школьников являются: плохая разминка, неполадки  в оснащении и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при  упражнениях на снарядах, раннее возобновление  занятий школьником, перенесшим заболевание, плохое освещение, низкая температура  воздуха в зале и многие другие причины.

  Двигательная активность школьников

         Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение — залог здоровья — это аксиома. Понятие “двигательная активность” включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и  подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три  вида: активность в процессе физического  воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную физическую активность в свободное  время. Все эти части тесно  связаны между собой.

У юных спортсменов  суточная величина энерготрат может  быть значительно выше, в зависимости  от вида спорта, которым они занимаются. Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения  школьникам условий для достаточной  двигательной активности, следует шире использовать подвижные игры, плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп.

Врачебный контроль за юными спортсменами

         Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и  спортом предусматривает:

диспансерное  обследование — 2—4 раза в год;

дополнительные  медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности  перед участием в соревнованиях  и после перенесенной болезни  или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический  контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

контроль за средствами восстановления (по возможности  — исключать фармакологические  препараты, баню и другие сильно действующие  средства);

строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объему, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам допуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перенесенных травм и инфекционных заболеваний.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет  следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.

Спортивная специализация  — это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими  виде спорта в наиболее благоприятном  для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю  физкультуры) следует помнить, что  возраст, позволяющий допускать  школьника к высшим тренировочным  нагрузкам, зависит от вида спорта.

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко  является причиной прекращения роста  спортивных результатов, возникновения  предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к  инвалид изации.

К тренировкам  следует допускать абсолютно  здоровых детей! Если у них наблюдаются  какие-либо отклонения, то их переводят  в подготовительную или специальную  медицинскую группу.

Особенности питания школьников

        Правильно организованное (в количественном и качественном отношении) питание детей является обязательным условием их нормального физического развития и играет важную роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, ка-риозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма  и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у  детей по сравнению со взрослыми  объясняется интенсивным обменом  веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его  массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем  у взрослых, а потому они быстрее  охлаждаются и, соответственно, теряют больше тепла).

Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следующие  размеры поверхности кожи: у ребенка 1 года — 528 см  2  , 6 лет — 456 см  2  , 15 лет — 378 см  2  , у взрослых — 221 см  2  .

Усиленные теплопотери  требуют большей калорийности питания. С учетом относительной поверхности  тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет  — 50 ккал, 10 лет — 69 ккал, 5 лет — 82 ккал.

Потребность в  жирах у школьников также увеличивается, так как они содержат жирорастворимые  витамины А, Д, Е, К.

Наиболее благоприятным  условием для роста и развития является соотношение, когда на 1 г  белка приходится 1 г жира. Потребление  углеводов в младшем возрасте меньше, чем в старшем, в то время  как потребление белков с возрастом  увеличивается. Избыток углеводов  в питании так же вреден, как  и недостаток (излишки идут на отложение  жира; снижается иммунитет; дети-сластены больше подвержены простудным заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание  диабетом).

У детей потребность  во всех витаминах повышена, они  более чувствительны к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д возникает рахит (витамин Д  регулирует фосфорно-кальциевый обмен). Недостаток ультрафиолета и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов  и пр.

Питание в школе  разных возрастных групп должно строиться  дифференцированно, с учетом физиологических  потребностей в пищевых веществах  и энергии. Порции не должны быть слишком  объемными. Большое значение имеют  школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в  еде и оказывают положительное  влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного  рациона, а в сельской местности  при отдаленности жилья — 30-35%.

Закаливание школьников проводится по системе гигиенических  мероприятий, направленных на повышение  устойчивости организма к неблагоприятным  воздействиям различных метеорологических  факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т.п.). Это  своего рода тренировка организма с  использованием целого ряда процедур.

В процессе закаливания  школьники осуществляют самоконтроль, а родители следят за реакциями ребенка  на закаливающие процедуры, оценивают  их переносимость и эффективность.

Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные  ванны), вода (души, ванны, полоскания горла  и др.).

Последовательность  выполнения закаливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание  в бассейне, растирание снегом и  т.д.

При острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний  проводить закаливающие процедуры  нельзя!

Согласно государственной  программе, обязательные занятия физкультурой в вузе проводятся первые два года обучения, в последующие годы —  факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское  обследование — 1 раз в год.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов

        Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

исследование  физического развития и состояния  здоровья;

определение влияния  физических нагрузок (занятий физкультурой) на организм с помощью тестов;

оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его  окончания);

профилактику  травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и  т.п.;

пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания  и занятий спортом на состояние  здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра  врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).

Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических  особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности  организма в период старения оказывают  влияние на его важнейшее свойство — способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др.

Возрастные изменения  начинаются с периферических сосудов. Происходит утончение мышечного  слоя артерий. Склероз раньше всего  возникает в аорте и крупных  сосудах нижних конечностей. Кратко изменения в организме при  старении можно сформулировать следующим  образом:

нарушается координация  движений, изменяется структура мышечной ткани с потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;

Информация о работе Врачебный контроль, его содержание