Врачебный контроль, его содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:35, реферат

Описание работы

Научно-технический прогресс не может не изменять характера требований к двигательной подготовленности человека, поэтому выдвигаются новые, современные требования к физическому совершенствованию организма. Чтобы физическое воспитание могло целесообразно выполнять свою функцию, необходимы глубокие знания, о структуре моторики человека начиная уже с ранних этапов его онтогенеза. Тем более что в настоящее время отмечается тенденция к ускорению как физического, так и интеллектуального развития подрастающего поколения на фоне значительного снижения двигательной активности.

Содержание

Введение ..............................................................................................................3
Задачи, содержание, организация, формы и методы врачебного контроля..4
Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста. ……………………………………....7
Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности….18
Антидопинговый контроль. ………………………………………………….24
Заключение ……………………………………………………………………26
Используемая литература ……………………………………………………27
Приложение ………………………………………………………………… 28

Работа содержит 1 файл

Врачебный контроль.docx

— 50.77 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ 

Факультет очного обучения

Кафедра физического  воспитания 
 

РЕФЕРАТ

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «Физическая культура»

«Врачебный  контроль, его содержание» 
 

Направление подготовки /бакалавриат

                                Специальность: ГМУ

                                            Выполнил: студент  Гб – 311                                      

                                                                    Трифонов Сергей Владимирович

                                                                    Научный руководитель:

                           к. псих, н., доцент

                        Н.В. Лапчинская 

Г. Нижний Новгород

2011 г

Содержание

Введение ..............................................................................................................3

Задачи, содержание, организация, формы и методы врачебного контроля..4

Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста. ……………………………………....7

Оценка состояния  здоровья, физического развития и  тренированности….18

Антидопинговый  контроль. ………………………………………………….24

Заключение ……………………………………………………………………26

Используемая  литература ……………………………………………………27

Приложение …………………………………………………………………  28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что вопросы, укрепления здоровья, повышения уровня общей физической подготовленности школьников на основе принципа гармонического развития личности всегда были и будут главной заботой государства

Научно-технический  прогресс не может не изменять характера  требований к двигательной подготовленности человека, поэтому выдвигаются новые, современные требования к физическому  совершенствованию организма. Чтобы  физическое воспитание могло целесообразно  выполнять свою функцию, необходимы глубокие знания, о структуре моторики человека начиная уже с ранних этапов его онтогенеза. Тем более  что в настоящее время отмечается тенденция к ускорению как  физического, так и интеллектуального  развития подрастающего поколения  на фоне значительного снижения двигательной активности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля

        В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом называется врачебным контролем в физическом воспитании.

Как научная  дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль  медицинской науки, изучающую состояние  здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном  обосновании теории и практики Российской (Советской) системы физического  воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией  и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией - врачебный  контроль составляет спортивную медицину.

Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании -содействие эффективному использованию  средств и методов физического  воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.

Наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом; наблюдение за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся, предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (пере тренированности, переутомления и др.); надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий, предупреждение спортивных травм, также их лечение.

В настоящее  время вся работа по организации, планированию и руководству врачебным  контролем осуществляется органами здравоохранения. Ими также проводится подготовка врачей- специалистов по физической культуре в системе институтов усовершенствования врачей и кафедр по врачебной физкультуре  медицинских университетов (институтов). Общий контроль за постановкой медицинского обслуживания занимающихся физической культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России (раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-методический Совет и Федерацию спортивной медицины. В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредственно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных заведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

Основная  форма в.к. - врачебное обследование

         Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта.

Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное  обследование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы:

общепринятый  комплекс методов - анализ общий и  спортивный, определение физического  развития, физикальное обследование систем и органов, комбинированная  функциональная проба, клинические  анализы крови и мочи, электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов.

В условиях спортивной деятельности применяются методы: определение  воздействия тренировочного занятия  используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии. веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.

Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов  и проводится в соответствии с  инструкцией об организации врачебного контроля за физическим воспитанием  студентов вузов страны, введенной  в действие в 1972 году.

В начале учебного года студенты в обязательном порядке  проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Периодические  медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом  проводятся не менее одного раза в  год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры повторно.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста

         Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7—11 лет) еще  недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения  их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления  позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.

Крупные мышцы  развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения  преобладают над процессами торможения. Отсюда — недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление  утомления. В связи с этим при  занятиях спортом или на уроке  физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных  классах особенно важна профилактика утомления. Нужны правильный режим  дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе —  гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между  уроками и т.п.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти  оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность  возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой  и др.

Мышечная система  в этом возрасте характеризуется  усиленным ростом (развитием) мышц и  увеличением их силы, особенно у  мальчиков. Совершенствуется координация  движений.

Этот возраст  связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной  системы и ее неустойчивостью, что  неблагоприятно сказывается на приспособляемости  к физическим нагрузкам и процессам  восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим  строго индивидуальный подход к занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17—18 лет) формирование костной  и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в  длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается  мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.

На рост и  развитие школьников существенное влияние  оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.

Исследования  показывают, что только 15% выпускников  средних школ здоровы, остальные  имеют те или иные отклонения состояния  здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической работы в дневном  распорядке, то есть 4—5 уроков физкультуры  в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры  в неделю (даже сдвоенные) компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5—12 ч в неделю, а мальчиков — 7—15 ч занятий  физическими упражнениями разного  характера (уроки физкультуры, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность  ежедневных занятий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом — 140-160 уд/мин).

Большая роль в  наблюдении за ростом, развитием и  состоянием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тренером) отводится  врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.

Понятие о врачебном  контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными  исследованиями, оно значительно  шире и включает в себя широкий  комплекс мероприятий, а именно:

контроль за состоянием здоровья и общим развитием  занимающихся физической культурой  и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры в  процессе тренировочных занятий, соревнований;

диспансерное  обследование занимающихся в школьных секциях;

медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

Информация о работе Врачебный контроль, его содержание