Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 11:47, реферат
Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Существуют различные версии игры, чтобы показать ее многогранность. Цель игры - направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).
Введение
Глава 1 Краткий очерк развития волейбола……………………………...4
1.1 Психологическая подготовка…………………………………………..5
1.2 Правила игры и основные формы проведения занятий………………7
Техника игры…………………………………………………………....11
Заключение………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………….
Негосударственное
Образовательное Учреждение
Среднего профессионального образования
Бирский Кооперативный
техникум
Реферат на тему
Волейбол
Бирск 2011
Содержание
Введение
Глава 1 Краткий очерк развития волейбола……………………………...4
1.1 Психологическая подготовка…………………………………………..5
1.2 Правила игры и основные формы проведения занятий………………7
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Волейбол является
спортивной игрой с мячом, в которой
две команды соревнуются на специальной
площадке, разделенной сеткой. Существуют
различные версии игры, чтобы показать
ее многогранность. Цель игры - направить
мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки
соперника, и предотвратить такую же попытку
соперника. Для этого команда имеет 3 касания
мяча (и еще одно возможное дополнительное
касание мяча на блоке). Мяч вводится в
игру подачей: подающий игрок ударом направляет
мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого
мяча продолжается до его приземления
на площадку, выхода «за» или ошибки команды.
В волейболе команда, выигравшая розыгрыш,
получает очко (система «каждый розыгрыш
- очко»). Когда принимающая команда выигрывает
розыгрыш, она получает очко и право подавать,
и ее игроки переходят на одну позицию
по часовой стрелке.
Глава 1
Краткий очерк
развития волейбола
Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее - в Европе.
В нашей стране волейбол стал развиваться после Великого Октября. Получив большую популярность в Москве, он распространяется в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Закавказье.
С 1933 г. проводятся первенства СССР среди сборных команд городов, а несколько позже - чемпионаты страны среди сильнейших команд добровольных спортивных обществ. Большое значение для развития детского волейбола имело состоявшееся в августе 1935 г. Всесоюзное первенство пионеров и школьников по волейболу.
В 1947 г. была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ), и волейбол получает официальное международное признание.
В программу Олимпийских игр волейбол включили только в 1964 г. в Токио. Первым в истории Олимпийских игр чемпионом по волейболу среди мужчин стала советская сборная.
Один раз в два года проводятся чемпионаты Европы, Спартакиады школьников (до 18 лет), чемпионаты Европы среди молодежных команд (до 19 лет). Ежегодно проводятся Кубки европейских чемпионов и обладателей кубков.
Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому волейболу.
В
СССР насчитывается 30 специализированных
спортивных школ олимпийского резерва
и более 1200 отделений волейбола в ДЮСШ.
Психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической.
Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность. Эмоциональное состояние волейболистов очень влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает волейболисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально-волевая подготовка нередко приводят к победе над более сильным соперником. Волевые качества волейболистов проявляются в преодолении трудностей обусловленными особенностями игры.
Целеустремленность и настойчивость выражается в активном и неуклонном стремлении повысить спортивное мастерство, в трудолюбии на учебно-тренировочных занятиях.
Выдержка, смелость и самообладание выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний, часто связаны с определенным риском при выполнении быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.
Решительность
и дисциплинированность выражаются
в способности принимать
Психологическая подготовка волейболистов определяется характером игровых действий и особенностями соревнований. Выполнение большинства приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке. Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных движений.
Эффективность технико-тактических действий в значительной степени определяется хорошим периферическим зрением волейболистов, высоким уровнем развития у них интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. Волейболисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов, определяющих объем его внимания, мгновенно переключать и распределять его. Например, он следит за полетом мяча с подачи, затем принимает его, одновременно распределяя свое внимание — определяя расстояние к мячу и к партнерам, следит, как передвигаются свои игроки и игроки команды соперников.
Игра в нападении с первой передачи, выход игрока с задней линии к сетке для организации атак, организация различных вариантов защитных и нападающих действий — все это обусловливает высокие требования к мышлению волейболистов. Им необходимо уметь быстро и точно ориентироваться и оценивать действия партнеров и соперников в игровой обстановке, самостоятельно принимать эффективные тактические решения, разгадывать замыслы соперника и предвидеть результаты. Именно в тактических действиях волейболистов и реализуется их творческое мышление, память, представление и воображение.
Одно из важных психологических особенностей двигательной деятельности волейболистов — это умение выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия.
Таким
образом, упражнения, связанные с
психологической подготовкой
Сущность игры в волейбол заключается в том, что она проводится между двумя командами по 6 человек каждая, на площадке прямоугольной формы длиной 18 и шириной 9 м, разделенной сеткой на две половины. Игроки одной команды, передавая руками друг другу мяч, стремятся третьим касанием (ударом или передачей) направить его через сетку так, чтобы он упал на стороне соперника или чтобы в ответных действиях соперник допустил ошибку. Очко в партии команда получает только при своей подаче, когда кто-либо из соперников допустит ошибку. Если же команда при подаче допускает ошибку, она теряет право на подачу.
Для игры в волейбол используется подходящая по размерам ровная площадка, на которой можно установить стойки и сетку. Площадка должна быть ровной и строго горизонтальной, со свободной зоной вне площадки шириной до 3 м. Игровая площадка ограничивается двумя боковыми и двумя лицевыми линиями. На ней наносятся средняя, две трехметровые линии и зона для подачи. Ширина линий - 5 см.
Сбоку на уровне ограничительных линий площадки поперек сетки навешивают две матерчатые полосы и две гибкие «антенны» диаметром 10 мм и длиной 1,8 м.
Часть
площадки, размещенной между линией
нападения, средней линией и боковыми
линиями, называется площадью нападения.
Перпендикулярно к лицевой линии на расстоянии
3 м от правой боковой линии и 20 см от лицевой
линии проводят пунктирные линии длиной
15 см. Такие же линии проводят за полем
как продолжение правой боковой линии.
Эти линии определяют место подачи (рис.
1.).
Рис.1.
Команда должна играть в чистой, опрятной и одинаковой по цвету форме: майка, трусы и мягкая спортивная обувь без каблуков (разрешается играть босиком). Каждый игрок должен иметь на майке номер (на груди и спине), а капитан команды на майке с левой стороны - нашивку, отличающуюся от цвета майки.
Состав команды от 6 до 12 игроков. Основными считаются 6 игроков, которые начинают игру в каждой партии.
Игра начинается с подачи. Право на подачу определяется жребием, в котором участвуют судья и капитаны команд. Выигравший жребий имеет право выбора подачи или площадки. Подачу считают правильной, если мяч пролетит над сеткой, не касаясь ее в пределах ограничительных лент или антенн. Подача выполняется после свистка судьи и дается на нее 5 с. Команда теряет право на подачу если:
а) мяч коснулся сетки, не долетел до нее, пролетел под сеткой, пролетел за пределами ограничительных лент или антенн;
б) мяч коснулся игрока или постороннего предмета;
в) мяч упал за пределы площадки;
г) подача выполнена не с места, вне очереди, двумя руками, с руки, броском.
В том случае, когда команда выигрывает право на подачу, игроки выполняют переход, смещаясь по часовой стрелке. Если выиграно очко, смена не производится, и подача выполняется повторно игроком зоны 1 с места подачи (рис. 2).
Мяч можно отбивать руками не более трех раз. Удары, приемы и передачи должны выполняться отрывистым касанием. Перенос рук над сеткой и касание при этом мяча на стороне соперника является ошибкой (за исключением блокирования). Блокирующий не имеет права касаться мяча на стороне соперника, прежде чем он не направит мяч на сторону противоположной команды. Блокирование подачи не разрешается.
Если мяч задел сетку в пределах ограничительных лент, он считается правильным и остается в игре. Касание игроком сетки - ошибка. Игрок может наступать на среднюю линию, но не переступать ее.
Игроки задней линии могут перебивать мяч на сторону соперника ударом или передачей, причем после удара им разрешается приземляться в зону нападения, не наступая при этом на линию, ограничивающую эту зону.
В каждой партии команде дается право замены основных игроков запасными. Команда может сделать шесть замен в каждой партии. Запасной игрок должен занять место игрока, которого он заменяет. После замены основной игрок возвращается только один раз в игру вместо запасного игрока, который заменил его, при условии, что с участием последнего разыграно не менее одного очка. Команде положено делать два перерыва в каждой партии длительностью до 30 с каждый.