Влияние стресса на физическое здоровье человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

В последнее время большинство людей находится в постоянном стрессе, пытаясь угнаться за безумным темпом жизни большого города: суматоха улиц, очереди в магазинах, толчея в транспорте, постоянные пробки в часы пик. Кроме того стремление быть конкурентным на рынке труда, финансовые проблемы, нехватка свободного времени на отдых и неблагоприятная экологическая обстановка – все это заставляет людей испытывать постоянное напряжение, находиться в состоянии «стресса». Но что такое стресс? Не многие знают и могут точно определить, что это такое. Оказывается, даже многие ученые трактуют по-разному слово «стресс», а некоторые даже умышленно стараются не употреблять его в своих работах.

Содержание

Введение 3
Понятие стресса, исследования в области стресса 4
Стадии стресса 10
Влияние стресса на физическое здоровье человека 11
Основные принципы борьбы со стрессом 14
Методы профилактики стресса 18
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Влияние стресса на физическое здоровье человека.docx

— 52.35 Кб (Скачать)

Екатеринбург, 2013г.                                                     

 

Содержание

Введение 3

Понятие стресса, исследования в области стресса 4

Стадии стресса 10

Влияние стресса на физическое здоровье человека 11

Основные принципы борьбы со стрессом 14

Методы профилактики стресса 18

Заключение 24

Список использованной литературы 25

 

 

Введение

 

В последнее время большинство  людей находится в постоянном стрессе, пытаясь угнаться за безумным темпом жизни большого города: суматоха улиц, очереди в магазинах, толчея в транспорте, постоянные пробки в часы пик. Кроме того стремление быть конкурентным на рынке труда, финансовые проблемы, нехватка свободного времени на отдых и неблагоприятная экологическая обстановка – все это заставляет людей испытывать постоянное напряжение, находиться в состоянии «стресса». Но что такое стресс? Не многие знают и могут точно определить, что это такое. Оказывается, даже многие ученые трактуют по-разному слово «стресс», а некоторые даже умышленно стараются не употреблять его в своих работах.

В данной работе мы попытаемся разобраться, что такое стресс, каково его влияние на физическое здоровье человека, стадии стресса и методы профилактики стресса.

 

Понятие стресса, исследования в области стресса

 

Проблема стресса, по существу, очень стара, однако научное осознание  ее произошло лишь в последние  десятилетия, что находит свое отражение  как в развитии современной науки  о человеке, так и в стремлении к удовлетворению актуальных потребностей общества.

Стресс, по выражению Ю.Г. Чиркова «противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие  рамки определений, мерок. Сила его – в широте охвата жизненных проявлений, слабость – в неопределенности, расплывчатости его границ».

Большинство зарубежных авторов  также рассматривают актуальность данной проблемы, имеющей огромное социальное и общественное значение с позиций теорий и методов  различных научных дисциплин (Krohne H.W., 1982; Van Loon G. et aL, 1985). Несмотря на наличие  накопленного поистине огромного систематизированного биохимического, физиологического, психофизиологического, клинического и экспериментального материала по проблеме стресса, некоторые  ее аспекты разработаны еще недостаточно, а другие только намечены для решения. В связи с этим необходимо кратко рассмотреть наиболее значительные научные исследования.

Основоположником учения о стрессе является канадский  ученый Ганс Селье. 4 июля 1936 г. в английском журнале «Nature» было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе, хотя в отдельных, более ранних, научных трудах упоминание о проблеме стресса, с психологической точки зрения, находим в работах В. Вундта (1880), У. Джемса (1905). Ганс Селье (1982) считает, что слово «стресс» пришло в английский из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Первый слог, полагает Селье, постепенно исчез из-за «смазывания» или «проглатывания». Однако, как пишет Ю.Г. Чирков (1988), кое-кто полагает, что слово «стресс» имеет более давнюю историю и происходит вовсе не от английского, а от латинского слова sttingere – затягивать. Физиологические аспекты стресса впервые были освещены У. Кенноном, а затем и Г. Селье. Кеннон еще в 1914г. предвосхитил взгляды Селье на проблему психофизиологической стрессовой реакции, описав один из специфических аспектов стрессовой реакции – нейроэндокринный процесс. Он исследовал феномен, который назвал реакцией «битвы-бегства». Центральным органом, участвующим в этой реакции, является мозговой слой надпочечников. Реакция «битвы-бегства» рассматривается им как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее.

В дальнейшем учение о стрессе  получило достаточно широкую известность, а исследования стали проводиться  систематически. Г. Селье и его  сотрудники опубликовали по проблеме стресса около двух тысяч работ. При этом понятие «стресс» трактуется Г. Селье различно. Если в первых работах под стрессом понимается совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных систем организма, то в более поздних трудах под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, т. е. происходит своего рода упрощение понятия «стресс».

Популяризация понятия «стресс» в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психофизиологического и физиологического подходов к его изучению.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое  понимание стресса Р. Лазарус. Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную. В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Что же касается терминов «психический стресс» и «эмоциональный стресс», то они часто используются как равнозначные, поскольку почти все ученые признают, что основной причиной психического (психологического) стресса является эмоциональное возбуждение.

Из-за неоднозначности трактовки  понятия «стресс» многие ученые и по сей день предпочитают другие термины – «психическая напряженность», «операционная и эмоциональная напряженность», «эмоциональное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «психо-эмоциональное напряжение».

Тот тип стресса, который  мы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое  напряжение.

Исследования показывают, что к физиологическим признакам  стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма  и боли в сердце. Психологические  проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность  и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые  отражаются как на их заработке и  результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся  в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает  затраты на достижение целей организаций  и снижает качество жизни для  большого числа трудящихся.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой  и деятельностью организации  или событиями личной жизни человека.

Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на две группы: физические и психические (эмоциональные), подобно  этому различают стрессы физиологические  и психоэмоциональные.

К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма  на:

    • шум;
    • охлаждение;
    • недостаток кислорода;
    • кровопотерю;
    • травму;
    • интоксикацию;
    • физическую нагрузку;
    • лишение пищи.

К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности:

    • неожиданное прикосновение;
    • неустойчивость опоры;
    • быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета;
    • одиночество или перенаселение.

У человека, кроме таких  факторов, причиной стресса могут  быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода.

В последние годы обращают внимание на производственные стрессы:

    • неопределенность трудового задания;
    • недогрузка или перегрузка;
    • ответственность за людей;
    • несправедливая оценка труда;
    • «трудное начальство»
    • плохие условия труда.

Итак, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.

Рассмотрим различные  состояния человека, которые могут  сигнализировать о наличии в  организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести  эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать  нежелательное состояние.

Признаки стрессового  напряжения:

    • Невозможность сосредоточиться на чем-то;
    • Слишком частые ошибки в работе;
    • Ухудшается память;
    • Слишком часто возникает чувство усталости;
    • Очень быстрая речь;
    • Мысли часто улетучиваются;
    • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);
    • Повышенная возбудимость;
    • Работа не доставляет прежней радости;
    • Потеря чувства юмора;
    • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет;
    • Пристрастие к алкогольным напиткам;
    • Постоянное ощущение недоедания;
    • Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде;
    • Невозможность вовремя закончить работу;

В одних и тех же условиях у разных людей стрессы могут  протекать по-разному; основной «удар» может падать на разные системы: сердечнососудистую, пищеварительную или иммунную, что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организма, определяемых, в частности, наследственностью. Возможно, по-видимому, и влияние особенностей самой стрессорной ситуации.

В данной главе мы попытались дать определение понятию «стресс», рассмотрели вкратце его историю  и разобрали, какие виды стресса существуют.

 

 

Стадии стресса

 

Наиболее общими для любого стресса являются три его стадии, описанные Селье. 1-я из них получила название стадии беспокойства, боевой тревоги и представляет собой как бы «встряску организма», призыв к оружию, к мобилизации нейроэндокринных механизмов, обеспечивающих значительное преобладание реакций, дающих энергию для борьбы или бегства. Для данной стадии характерно:

    • Увеличение коры надпочечников и исчезновение секреторных гранул из ее клеток;
    • Острая инволяция (обратное развитие) тимуса и др. лимфоидных органов;
    • Развитие кровоточащих язв в желудке.

2-я стадия стресса – стадия резистентности или адаптации – характеризуется восстановлением равновесия между ката – и анаболическими реакциями, т.е. распадом и синтезом. Это обеспечивается повышением секреции таких анаболических гормонов, как соматотропный гормон (гормон роста), инсулин. Устойчивость организма к действию стрессора при этом увеличивается, возрастает резистентность и к другим неблагоприятным воздействиям, улучшается общее самочувствие, растет уровень здоровья. Такое явление Селье назвал «эустрессом», т.е. «хорошим стрессом».

3-я стадия – называется стадией истощения, или «дистресса»: она развивается при исчерпании адаптивных резервов. Исходом этой стадии может быть срыв адаптивных механизмов, развитие болезни или смерть.

 

 

 Влияние стресса на физическое здоровье человека

 

1-я стадия стресса обычно сопровождается повышенной психической активностью, характерной для воодушевления, радости, восторга, наслаждения, счастья, экстаза, волнения, страха, негодования, возмущения, гнева, ярости, агрессии, ужаса, паники. Одним из постоянных признаков психоэмоционального стресса является – тревога. Тревога сопоставима с болью, но, в отличие от боли, тревога представляет собой сигнал об опасности, которая еще не реализована.

При стрессе обычно повышается и мышечная активность. Напрягаются  мышцы шеи, спины, лба. Интенсивное  мышечное сокращение может быть причиной накопления продуктов обмена веществ  и болей в области головы, шеи, спины, поясницы.

Внешние признаки стресса  могут выражаться по типу не только психомоторного возбуждения, но и запредельного  торможения, выражающегося в растерянности, бездеятельности или внезапном  сне. Наиболее общей для первой фазы всех видов стресса реакцией внутренних органов является активация сердечнососудистой системы. Повышаются частота и интенсивность сердечных сокращений, артериальное давление, повышается кровоток в миокарде, мозге, скелетных мышцах. Повышаются глубина, частота дыхания, расширяются бронхи, зрачки.

Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и – при ее повторении или длительном действии – способствует эффективному запуску специфических, как правило, более экономных адаптивных реакций. Стрессы формируются у ребенка еще во внутриутробном периоде. Их причиной могут быть движения матери, создающие умеренный дефицит кислорода, в борьбе за который ребенок развивает двигательную активность, а это ускоряет формирование многих систем его организма. Если мать переедает и ее кровь содержит избыток питательных веществ, двигательная активность плода, напротив, снижается, и его развитие тормозится.

Роды формируют стресс не только у матери, но и у новорожденного. Умеренные стрессы детства, возникающие  при игровом общении детей, положительные  и отрицательные эмоции, формирующиеся  в процессе знакомства ребенка с  окружающим миром, двигательная активность и периодические охлаждения могут  способствовать физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию. Регулярно  плавающие дети начинают ходить на 3 месяца раньше обычного; они болеют в 3 раза реже, а их словарный запас  в 3-4 раза больше, чем у детей, не занимающихся плаванием.

Информация о работе Влияние стресса на физическое здоровье человека