Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:19, отчет по практике
Цель исследования: Изучить, к чему приводит нарушение осанки, выявить, есть ли нарушения осанки у моих одноклассников, разработать комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные моменты формирования правильной о
Введение
Основная часть:
Глава 1. Влияние осанки на здоровье школьников
1.1. Осанка
1.2.Типы осанки
1.3.Значение осанки
1.4.Задачи осанки
1.5.Осанка — продукт эволюции человека
1.6. Влияние осанки на здоровье школьников
1.7. Формирование правильной осанки
1.8.Профилактика нарушений осанки
Заключение
Список литературы
Но как бы не были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать, что долго удерживать такую позу дети в не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток. Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников может сыграть и валеологическое воспитание, то есть научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки.
К здоровьесберегающим технологиям (применительно к профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника у школьников) относят использование нетрадиционных видов ученической мебели – парт-кафедр или тумб, устанавливаемых на столы, а также обучение в начальной школе прямому письму вместо применяемого наклонного.
Технология
обучения за партами-кафедрами или
тумбами над столами
12
воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе. Оно состоит в том, что в положении стоя происходит раздражение большего числа рефлексогенных зон стоп и, как следствие этого, стимуляция физиологических систем организма. Все это способствует формированию у детей нормальной осанки.
Среди школьно - средовых факторов, воздействующих на формирование опорно-двигательного аппарата школьников, заслуживает внимание ежедневная переноска в портфелях и ранцах учебных комплектов для занятий. Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен «тянуть» не более 1,5 кг. Некоторые школы сжалились над малышами и приобрели для них второй комплект учебников для работы в школе. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного. Шестиклассники таскают учебников и пособий на 6,4 кг - в два раза больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки налегке - с 1-2 кг учебного груза.
Для правильной осанки полезно:
Для правильной осанки не полезно:
фехтование), могут возникнуть боковые искривления позвоночника. Не полезны бокс (боксерская стойка приводит к сутулости и круглой
13спине) и акробатика, художественная и спортивная гимнастика – эти виды спорта делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным, что
14
в дальнейшем может плохо сказаться на осанке.
Изучив теоретический материал, я перешла к практическим методам исследования: тестирование, проведение анкеты. Своим одноклассникам я предложила пройти следующие тесты:
Тест 1. Подойти с обычной осанкой к стене и встать к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в 4 точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки – значит осанка правильная. Если сильно вперед выделяется грудная клетка – «лордоз»
Тест 2. Нужно встать прямо и напрячь коленки, закрыть глаза, руки вытянуть вперед. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
Тест 3. По высоте плеч. (Одинаковая высота плеч)
Тест 4. По длине рук. (Одинаковая длина рук)
Проанализировав результаты тестов, я сделала следующие выводы:
1.Самая лучшая (правильная осанка) у Майнусова Дениса и Дробышевой Даши.(20%)
2.Нарушение осанки по 2 признакам у Заварухиной Юлии. (10%)
4. Незначительное, исправляющееся нарушение осанки –3ученика. (30%)
5.Имеют правильную осанку – 6 человек. (60%).
На следующий день я провела анкету с учениками своего класса. Мною были предложены вопросы:
Результаты анализа анкеты:
1.Школьники сидят за партой в школе: до 5 часов - 8 учащихся (80%)
5 часов 30 минут – 2 учащихся (20 %).
2. Учащиеся сидят у телевизора:
20 - 30 мин. – 2 ученика (20%), 1 час – 2 (20%), 2часа - 3 ученика (30%),3 часа - 2 (20%), 4 часа – 1 ученик (10%).
3. Школьники сидят за компьютером: не сидят – 5 (50%), 2часа – 2 (20%), 3 часа – 2 (20%0, ;часа – 1 ученик (10%).
4. В школе все дети занимаются физической культурой 3 часа в неделю.
15
Из 10 учеников 4 занимаются физическими упражнениями по 1 часу в день
вне школы (40%). 6 учащихся не занимаются спортом.(60%).
На 5 вопрос ответили так: мама, бабушка, родители помогают следить за осанкой – 4 человека (40%), учителя – 2 (20%), никто – 4 человека (40%).
На 6 вопрос я получила следующие ответы:
Всего 2 одноклассника знают, что у них правильная осанка (20%), 2 ученика не знают, 6 школьников считают, что у них неправильная осанка (60%).
Ответы на 7 вопрос :
6 ребят назвали причину неправильной осанки – «Неправильно сижу в школе и дома, когда выполняю домашнее задание» (60%), «Гиподинамия» - 2 (20%), «Не знаю» - 2 (20%).
50% школьников сидят за столами, которые не соответствуют их росту. (Отрицательно влияет кабинетная система)
У 30% учеников портфели тяжелее нормы.
6. Родители уделяют должное внимание вопросу формирования правильной осанки школьников. Родители девочек больше заботятся о том, чтобы их дети имели красивую осанку. Родители мальчиков считают, что красивая осанка – дело времени.
Итак, мои одноклассники много времени проводят в школе, сидя за партой, долго сидят за компьютером и у телевизора. Лишь некоторые занимаются физкультурой и спортом, ведут малоподвижный образ жизни.Учителя в школе недостаточно обращают внимания на осанку школьников.
В школе вопросами формирования правильной осанки занимаются учителя начальных классов. В кабинетах начальной школы висят плакаты, напоминающие ученикам о том, как правильно сидеть за партой. Учителя делают замечания ученикам, если они неправильно сидят. Для формирования правильной осанки проводятся физкультпаузы и физкультминутки. В основной школе учителя – предметники проводят физкультминутки нерегулярно. Администрация школы слабо осуществляет контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся.
Практически
все ответили, что знают, какая
у них осанка. Все хотели бы иметь
красивую осанку, хорошо знают, что
надо делать. Я думаю, после анкеты
мои одноклассники будут
Я пришла к выводу, что школьными факторами формирования неправильной осанки являются:
1. Несоответствие
школьной мебели росту
2.Превышение веса школьных портфелей санитарным нормам; 3.Гиподинамия;
4.Низкая физическая активность ребят, отсутствие закаливающих процедур, занятия плаванием;
5. Не
всегда сбалансированное
15
Я выступила
на классном часе и рассказала одноклассникам
о результатах анкеты. Ребята с
большим вниманием слушали
Что можно посоветовать моим одноклассникам?
1. Ходить нужно так, как ходят топ – модели, манекенщицы, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног, так будто ноги начинаются в середине туловища. Руки во время ходьбы ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо. Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением для всех мышц и суставов.
2.При сидении не следует класть ногу на ногу. Это сразу нарушает симметрию тела, вызывает боль в нижней части позвоночника, нарушает кровообращение в органах малого таза, что чревато их заболеванием и т.д.
3. Спать нужно на жестком, плоском, но достаточно эластичном матраце. Это дает возможность костям плеч и таза принимать собственные естественные изгибы. Небольшая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна.
Для ребят с различными нарушениями осанки я подобрала несколько комплексов упражнений.
Первый комплекс (Для учащихся группы кратковременного пребывания)
«Деревце».
Стоя. Поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем (15 – 20 с). Опустите руки и расслабьтесь.
«На посту».
Наверняка вы наблюдали, как несут своё дежурство солдаты у Вечного огня. Давайте попробуем постоять несколько секунд так, как стоят на своём посту они. Встаньте вдоль стены, касаясь её затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами, пятками.
Лёжа на спине и прижав руки к туловищу, поочерёдно поднимать левую и правую ногу, сгибая их в коленях.