Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:55, реферат
В наше время очень остро стоит проблема занятия спортом среди населения. Не так давно президент Д.А.Медведев выступал на первом канале страны со статистикой по этому вопросу. В наше время спортом (в том числе и самой обыкновенной зарядкой) занимается всего лишь 15% нашей страны, а что же делают остальные 85%? С приходом телевизоров, компьютеров, а так же разных неблаговлиятельных факторов для здоровья человека (курение, алкоголизм и наркомания).
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Что такое здоровье и как его сохранить.........................................................4
2. Роль физкультуры в жизни человека..............................................................6
3. Понятие физических упражнений...................................................................9
4. Влияние физических нагрузок на различные системы органов.................10
4.1 Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии......................11
4.2 Влияние физических нагрузок на кровеносную систему...........................12
4.3 Влияние физических нагрузок на органы дыхания.....................................15
4.4 Влияние физических нагрузок на нервную систему....................................17
4.5 Влияние физических нагрузок на опорно-двигательную систему………18
Заключение……………………………………………………………..................19
Список использованной литературы……………………………………...........20
Приложение………………………………………………………………….…...21
Напряженная умственная работа, малоподвижный образ жизни, особенно при высоких нервно- эмоциональных напряжениях, вредные привычки вызывают повышение тонуса и ухудшению питания стенок артерий, потерю их эластичности, что может привести к стойкому повышению в них кровяного давления, и, в конечном итоге, к гипертонической болезни.
Потеря эластичности
кровеносных сосудов, а значит,
повышение их хрупкости и
Поэтому для
сохранения здоровья и
Влияние
физических нагрузок
на органы дыхания.
Дыхание
– это процесс потребления
кислорода и выделения
Внешним дыханием
называют обмен воздуха между окружающей
средой и лёгкими, внутриклеточным – обмен
кислородом и углекислым газом между кровью
и клетками тела ( кислород переходит из
крови в клетки, а углекислый газ – из
клеток в кровь).
Дыхательный аппарат человека составляют:
Показатели
работоспособности органов
1).
Дыхательный объем (ДО) – количество
воздуха, проходящее через
2).
Частота дыхания ( ЧД) – количество
дыхательных циклов в 1 минуту.
Средняя ЧД у нетренированных
людей в покое- 16- 20 циклов в
минуту, у тренированных за счет
увеличения дыхательного
3).
Жизненная емкость лёгких ( ЖЕЛ
) – максимальное количество
4).
Легочная вентиляция (ЛВ) – объем
воздуха, проходящий через
ЛВ в покое составляет 5000-9000 мл. При физической нагрузке этот показатель достигнет 50 л. Максимальный показатель ЛВ может достигать 186, 5 л при ДО 2,5 л и ЧД 75 циклов в 1 минуту.
5). Кислородный запас ( КЗ ) - количество кислорода, необходимое организму для обеспечения процессов жизнедеятельности в 1 минуту. В покое КЗ равен 200-300 мл. При беге на 5 км увеличивается до 5000-6000 мл.
6). Максимальное потребление
7).
Кислородный долг – разница
между кислородным запасом и
кислородом, которое потребляется
во время работы за 1 минуту, т.
е.
КД= КЗ – МПК
Величина максимального возможного суммарного долга кислорода имеет предел. У нетренированных людей он находится на уровне 4-7 л кислорода, у тренированных – может достигать 20-22 л.
Таким
образом, физические тренировки способствуют
адаптации тканей к гипоксии ( недостатку
кислорода), повышает способность клеток
тела к интенсивной работе при недостатке
кислорода.
Влияние
физических нагрузок
на нервную систему.
При
систематических занятиях спортом
улучшается кровоснабжение мозга, общее
состояние нервной системы на всех её
уровнях. При этом отмечаются большая
сила, подвижность и уравновешенность
нервных процессов, поскольку нормализуются
процессы возбуждения и торможения, составляющие
основу физиологической деятельности
мозга. Самые полезные виды спорта – это
плавание, лыжи, коньки, велосипед, теннис.
При отсутствии необходимой мышечной
активности происходят нежелательные
изменения функций мозга и сенсорных систем,
снижается уровень функционирования подкорковых
образований, отвечающих за работу, например,
органов чувств (слух, равновесие, вкус)
или ведающих жизненно важными функциями
(дыхание, пищеварение, кровоснабжение).
Вследствие этого наблюдается снижение
общих защитных сил организма, увеличение
риска возникновения различных заболеваний.
В таких случаях характерны неустойчивость
настроения, нарушение сна, нетерпеливость,
ослабление самообладания.
Физические
тренировки оказывают разностороннее
влияние на психические функции, обеспечивая
их активность и устойчивость. Установлено,
что устойчивость внимания, восприятия,
памяти находится в прямой зависимости
от уровня разносторонней физической
подготовленности.
Влияние
физических нагрузок
на опорно-двигательную
систему.
Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т. е. увеличивается масса мускулатуры. Способность к физической работе, выносливость являются результатом тренировки мышечной системы.
Увеличение
двигательной активности детей и
подростков приводит к изменениям в
костной системе и более
Для
нашего времени характерны широкие
возможности повышения уровня физического
развития человека. Нет возрастного предела
для занятий физической культурой. Упражнения
являются эффективным средством совершенствования
двигательного аппарата человека. Они
лежат в основе любого двигательного навыка
или умения. Под влиянием упражнений формируется
законченность и устойчивость всех форм
двигательной активности человека.
Заключение
Я считаю свою тему весьма актуальной в наше время. Повышение уровня механизации трудовых процессов привело к уменьшению объема физического труда. У людей, занимающихся спортом, нет проблем со здоровьем: не повышается кровяное давление, у них улучшаются обменные процессы, улучшается вентиляционная способность легких, они менее подвержены стрессу, лучше спят, выглядят. Физические упражнения задерживают процесс старения, сохраняют нормальную работоспособность. И вот, что я хочу сказать в конце: “ Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!”
Движение – это жизнь, пусть движение будет в мыслях, делах, в чувствах.
Важность и высокую значимость физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие.
Нельзя не вспомнить слова М.И.Калинина: «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой?
Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания?
В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими гражданами. Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин.
Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.
Большое
значение физических упражнений заключается
в том, что они повышают устойчивость
организма по отношению к действию
целого ряда различных неблагоприятных
факторов. Например, таких, как пониженное
атмосферное давление, перегревание,
некоторые яды, радиация и др. Физические
упражнения способствуют сохранению бодрости
и жизнерадостности. Физическая нагрузка
обладает сильным антистрессовым действием.
Список
использованной литературы
1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.:
Высш. школа,
1983.
2. Новиков А.Д., Теория
и методы физического воспитания/Под общ.
ред. А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. Т.1. - М.:
Физкультура и спорт, 1967. - 526 с
3. Карпман В.Л.
Спортивная медицина. М.: Физкультура
и спорт. 1980.
4. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана.
М., «Физкультура
и спорт», 1998.
5. Куценко Г.И., Новиков
Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. СПб.,
1997.
Приложение
Значение
некоторых групп упражнений.
Группа упражнений | Воздействие упражнений на организм |
Ходьба, лёгкий бег. | Умеренное разогревание организма. |
Упражнения в подтягивании. | Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника. |
Упражнения для ног (приседания, выпады). | Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения. |
Упражнения для рук и плечевого пояса. | Увеличение подвижности, укрепление мышц. |
Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения). | Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов. |
Маховые упражнения для рук и ног. | Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности органов кровообращения и дыхания. |
Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц. | Укрепление мышц. |
Бег, прыжки, подскоки. | Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ. |
Заключительные упражнения. | Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму. |