Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:25, курсовая работа
Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей.
1. Введение. Что такое здоровье и как его сохранить.
2. Значение физических нагрузок для человека в различные исторические периоды.
3. Влияние физических нагрузок на различные системы органов.
3.1. Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии.
3.2. Влияние физических нагрузок на кровеносную систему.
3.3. Влияние физических нагрузок на органы дыхания.
3.4. Влияние физических нагрузок на нервную систему.
3.5. Влияние физических нагрузок на опорно-двигательную систему.
3.6. Влияние физических нагрузок на формирование осанки.
4. Гиподинамия.
5. Значение физических упражнений для учащихся в период экзаменов.
6. Вывод.
3.4.
Влияние физических
нагрузок на нервную
систему.
При систематических занятиях спортом
улучшается кровоснабжение мозга, общее
состояние нервной системы на всех её
уровнях. При этом отмечаются большая
сила, подвижность и уравновешенность
нервных процессов, поскольку нормализуются
процессы возбуждения и торможения, составляющие
основу физиологической деятельности
мозга. Самые полезные виды спорта – это
плавание, лыжи, коньки, велосипед, теннис.
При отсутствии необходимой мышечной
активности происходят нежелательные
изменения функций мозга и сенсорных систем,
снижается уровень функционирования подкорковых
образований, отвечающих за работу, например,
органов чувств (слух, равновесие, вкус)
или ведающих жизненно важными функциями
(дыхание, пищеварение, кровоснабжение).
Вследствие этого наблюдается снижение
общих защитных сил организма, увеличение
риска возникновения различных заболеваний.
В таких случаях характерны неустойчивость
настроения, нарушение сна, нетерпеливость,
ослабление самообладания.
Физические тренировки оказывают разностороннее
влияние на психические функции, обеспечивая
их активность и устойчивость. Установлено,
что устойчивость внимания, восприятия,
памяти находится в прямой зависимости
от уровня разносторонней физической
подготовленности.
3.5.
Влияние физических
нагрузок на опорно -
двигательньную систему.
Мощность и величина мышц находятся в
прямой зависимости от упражнений и тренировки.
В процессе работы усиливается кровоснабжение
мышц, улучшается регуляция их деятельности
нервной системой, происходит рост мышечных
волокон, т. е. увеличивается масса мускулатуры.
Способность к физической работе, выносливость
являются результатом тренировки мышечной
системы. Увеличение двигательной активности
детей и подростков приводит к изменениям
в костной системе и более интенсивному
росту их тела. Под влиянием тренировки
кости становятся более крепкими и устойчивыми
к нагрузкам и травмам. Физические упражнения
и спортивные тренировки, организованные
с учетом возрастных особенностей детей
и подростков, способствуют устранению
нарушений осанки. Скелетные мышцы оказывают
влияние на течение обменных процессов
и на осуществление функций внутренних
органов. Дыхательные движения осуществляются
мышцами груди и диафрагмой, а мышцы брюшного
пресса способствуют нормальной деятельности
органов брюшной полости, кровообращения
и дыхания. Разносторонняя мышечная деятельность
повышает работоспособность организма.
При этом уменьшаются энергетические
затраты организма на выполнение работы.
Слабость мышц спины вызывает изменение
осанки, постепенно развивается сутулость.
Нарушается координация движений. Для
нашего времени характерны широкие возможности
повышения уровня физического развития
человека. Нет возрастного предела для
занятий физической культурой. Упражнения
являются эффективным средством совершенствования
двигательного аппарата человека. Они
лежат в основе любого двигательного навыка
или умения. Под влиянием упражнений формируется
законченность и устойчивость всех форм
двигательной активности человека.
3.6.
Влияние физических
нагрузок на формирование
осанки
В формировании
правильной осанки основную роль играют
позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА
- это комплексное понятие о привычном
положении тела непринужденно стоящего
человека. Она определяется и регулируется
рефлексами позы и отражает не только
физическое, но и психическое состояние
человека, являясь одним из показателей
здоровья.
Осанка обусловлена наследственностью,
но на ее формирование в процессе роста
у детей влияют многочисленные факторы
внешней среды.
Процесс формирования осанки начинается
с самого раннего возраста и происходит
на основе тех же физиологических закономерностей
высшей нервной деятельности, которые
характерны для образования условных
двигательных связей. Это создает возможность
для активного вмешательства в процесс
формирования осанки у детей, обеспечивая
её правильное развитие.
Причины, которые могут привести к нарушениям
осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное
влияние на формирование осанки оказывают
неблагоприятные условия окружающей среды,
социально-гигиенические факторы, в частности
длительное пребывание ребенка в неправильном
положении тела. В результате неправильного
положения тела происходит образование
навыка неправильной установки тела. В
одних случаях этот навык неправильной
установки тела формируется при отсутствии
функциональных и структурных изменений
со стороны опорно-двигательного аппарата,
а в других - на фоне патологических изменений
в опорно-двигательном аппарате врожденного
или приобретенного характера.
В основе нарушений осанки часто лежит
недостаточная двигательная активность
детей (гиподинамия) или нерациональное
увлечение однообразными физическими
упражнениями, неправильное физическое
воспитание.
Кроме того, появление неправильной осанки
(сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью
рецепторов, определяющих вертикальное
положение позвоночника или ослабленностью
мышц, удерживающих это положение, с ограничением
подвижности в суставах, акселерацией
современных детей.
Причиной сколиоза могут быть также нерациональная
одежда, заболевания внутренних органов,
снижение зрения, слуха, недостаточная
освещенность рабочего места, несоответствующая
росту ребенка мебель и др.
В 90-95 % случаев нарушения осанки являются
приобретенными, чаще всего встречаются
у детей астенического телосложения. Нарушения
осанки ухудшают внешний облик человека,
способствуют развитию ранних дегенеративных
изменений в межпозвоночных дисках и создают
неблагоприятные условия для функционирования
органов грудной клетки и брюшной полости.
Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются
грубыми изменениями в позвоночнике.
Грубые изменения в позвоночнике развиваются
при сколиотической болезни. Они больше
выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.
Развивается сколиоз преимущественно
в периоды интенсивного роста скелета,
т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста
позвоночника увеличение деформации,
как правило, прекращается, за исключением
паралитического сколиоза, при котором
деформация может прогрессировать в течение
всей жизни.
4.
Гиподинамия.
Эпоха научно-технической революции привела
к уменьшению доли ручного труда за счет
механизации и автоматизации трудовых
процессов. Развитие городского транспорта
и таких средств передвижения, как лифт,
эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие
телефонизации и других средств связи
привели к широкому распространению малоподвижного
образа жизни, к гиподинамии – понижению
двигательной активности.
Снижение физических нагрузок неблагоприятно
отражается на здоровье. У людей развивается
слабость скелетных мышц, что ведет к развитию
сколиоза, затем возникает слабость сердечной
мышцы и связанные с ним сердечно - сосудистые
нарушения. Одновременно происходит перестройка
костей, накопление в организме жира, падение
работоспособности, снижение устойчивости
к инфекциям, ускорение процесса старения
организма.
Если человек малоподвижен по роду своей
работы, не занимается спортом и физической
культурой, в среднем в пожилом возрасте
эластичность и сократительная способность
его мышц снижается. Мышцы становятся
дряблыми. В результате слабости мышц
брюшного пресса происходит опущение
внутренних органов и нарушается функция
желудочно-кишечного тракта. В пожилом
возрасте понижение двигательной активности
приводит к отложению солей в суставах,
способствует уменьшению их подвижности,
ухудшает связочный аппарат и мускулатуру.
Пожилые люди с возрастом теряют двигательные
навыки и уверенность в движениях.
Основными способами борьбы с последствиями
гиподинамии являются все виды физической
тренировки, физкультура, спорт, туризм,
физический труд.
5.Зачение
физических упражнений
для учащихся в
период экзаменов.
Экзаменационная пора - серьезный период
обучения в школе, связанный с повышением
умственной и психической нагрузи. Этот
период требует большого напряжения нервной
системы и психических функций. В этот
период ученикам грозит малоподвижный
образ жизни – гиподинамия. Повысить умственную
работоспособность и уменьшить риск заболевания
гиподинамией в период подготовки к экзаменам
в значительной мере помогают комплексы
физических упражнений.
Физкультурная микропауза, активизирующая
кровообращение в ногах.
Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко
на носки, лодыжки плотно вместе. Затем
каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть
расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать
ритмично. Темп средний.
Физкультурная минутка, нормализующая
мозговое кровообращение
Исходное положение - основная стойка
1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться,
вдох, задержать напряжение – 3-5с; свести
локти, наклонить голову вперед и отпустить
руки, расправив плечи, выдох. 4-6 раз. Т.м.
Исходное положение - ноги на ширине плеч,
руки - правая вверху, левая сзади, кисти
в кулак. 1-10 раз менять быстро положение
рук. Дыхание не задерживать.
Исходное положение – стоя, придерживаясь
за одну опору или сидя, голова прямо.1-
отвести голову назад; 2- наклонить ее назад;
3- выпрямить голову; 4- выпрямить подбородок
сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное.
Т. м.
Физкультурная пауза
Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти.
20-39 с.
Исходное положение – о. с. 1-2 – руки вверх
в стороны, голову назад, прогнуться, вдох;
3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка
наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6
раз. Т. м.
Исходное положение – ноги на ширине плеч.
1- руки перед грудью, вдох; 2- рывок согнутыми
руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками
назад, вдох; 4- исходное положение, плечи
расслабить, выдох. 6-8 раз. Т. с.
Исходное положение – стойка ноги врозь.
1- поворот туловища вправо, руки вверх,
посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый
наклон вперед, руки вниз, голову не опускать,
выдох порциями; 4- исходное положение.
То же влево. По 3–4 раза. Т. с.
Исходное положение – основная стойка
Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу
с замедлением. 15-20 с. Т. с. Дыхание не задерживать.
Исходное положение – основная стойка
1 - левую ногу на широкий шаг в сторону,
руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую
ногу, пружинистый наклон вправо, руки
за спину, вдох пропорциями; 4- исходное
положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза.
Т. с.
Исходное положение - основная стойка,
руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке
правой ноги, мах левой расслабленной
ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное
положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза.
Дыхание не задерживать. Т. с.
Физкультурная минутка изометрическая
Исходное положение – сидя, руки на бедрах.
Одновременно поднимать правую пятку
и левый носок, удерживая напряжение 5
с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 8-10 раз.
Дыхание произвольное.
Исходное положение – сидя, руки внизу.
Втягивать и выпячивать живот, удерживая
напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание
произвольное.
Исходное положение – сидя, руки на пояс.
Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы,
удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12
раз. Дыхание произвольное.
Физкультурная микропауза для расслабления
мышц кистей
Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно
убыстряя темп до предела, затем замедляя
его до остановки. 1 мин.
Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и
отпускать руки. 1 мин.
Руки вытянуть вперед, последовательно
сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого.
1 мин.
Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти
рук в направлении друг к другу, затем
в обратную сторону. 1 мин.
Значение некоторых групп упражнений.
Группа упражнений
Воздействие упражнений на организм
Ходьба, лёгкий бег.
Умеренное разогревание организма.
Упражнения в подтягивании.
Улучшение кровообращения, выпрямление
позвоночника.
Упражнения для ног (приседания, выпады).
Укрепление мышц, увеличение подвижности
суставов и улучшение кровообращения.
Упражнения для рук и плечевого пояса.
Увеличение подвижности, укрепление мышц.
Упражнения для мышц туловища (наклоны
вперед, в сторону, круговые движения).
Развитие гибкости, подвижности позвоночника,
укрепление мышц, улучшение деятельности
внутренних органов.
Маховые упражнения для рук и ног.
Развитие гибкости, подвижности суставов,
усиление деятельности органов кровообращения
и дыхания.
Упражнения для мышц брюшного пресса,
тазового дна, боковых мышц.
Укрепление мышц.
Бег, прыжки, подскоки.
Укрепление мышц, повышение общего обмена
веществ.
Заключительные упражнения.
Успокаивающее воздействие, приближение
деятельности организма к обычному ритму.
Вывод.
Я считаю свою тему весьма актуальной
в наше время. Повышение уровня механизации
трудовых процессов привело к
уменьшению объема физического труда.
У людей, занимающихся спортом, нет проблем
со здоровьем: не повышается кровяное
давление, у них улучшаются обменные процессы,
улучшается вентиляционная способность
легких, они менее подвержены стрессу,
лучше спят, выглядят. Физические упражнения
задерживают процесс старения, сохраняют
нормальную работоспособность. И вот,
что я хочу сказать в конце: « Если хочешь
быть сильным – бегай, хочешь быть красивым
– бегай, хочешь быть умным – бегай!»
Введение
Последние десятилетия состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу родителей, государственных деятелей, специалистов различного профиля. Исследователи отмечают, что объективным показателем неблагополучия является ухудшение здоровья сегодняшних школьников по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получение ребенком общего среднего образования. негативные тенденции роста заболеваемости детей в процессе обучения повышают актуальность проблем охраны здоровья учащихся. В целом число детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза. Здоровье школьников тесно связанно с состоянием школьной среды, личностью учителя и педагогическими технологиями.
Количество случаев нарушения здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (адаптация в 1 классе), переходе к предметному обучению (адаптация в 5 классе) и на третью ступень школы (адаптация в 10 классе). Исследования показали, что заболеваниями в эти периоды нередко предшествует выраженная эмоционально-стрессовая реакция, возникающая в связи с необходимостью приспосабливаться к новым макросоциальным условиям. Нарушение здоровья учащихся часто имеют дезадаптационный генезис. Поэтому мероприятия, направленные на уменьшение выраженности психоэмоционального стресса и на повышение функциональных ресурсов организма в процессе школьного обучения, являются важным компонентом системы активного формирования здоровья учащихся. Деятельность по укреплению здоровья учащихся должна осуществляться самым активным образом уже в дошкольном учреждении, а также с первых дней обучения в школе.
Задача данного
пособия – рассмотреть
Проблема сохранения здоровья обучающихся
Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезное опасение специалистов. По статистическим данным, лишь 20 % детей здоровы, 80 % имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе.
Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. В то же время здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности – то есть устранения вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышения устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяется направление усилий по сохранению и укреплению здоровья. рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Приведем перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи и практики:
1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
2. «Забалтывание» проблемы здоровья.
3. Суждение понятия здоровья.
4. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.
5. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.
6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда же можно отнести:
6.1. Отсутствие
последовательной и
Информация о работе Влияние физических нагрузок на организм человека