Утренняя гимнастика как средство повышения двигательной активности детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния физкультурных занятий на оптимизацию двигательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить литературу по данной проблематике.
Рассмотреть особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Выявить зависимость двигательной активности от метода проведения физкультурных занятий.
Выделить пути оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях.
Разработать рекомендации по повышению моторной плотности физкультурных занятий с детьми 5-6 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Сущностные характеристики понятия двигательной активности и пути ее оптимизации…………………………………………………………………6
3 группы двигательной активности……………………………………….10
1.3 Мнения разных специалистов о значении двигательной активности……11
1.4 Утреняя гимнастика в старшей группе. Особенности, методика и роль утренней гимнастики……………………………………………………………13
1.5 Темп проведения утренней гимнастики и выполнение каждого упражнения. Дыхание……………………………………………………….......16
1.6 Возрастные особенности развития двигательных действий детей дошкольного возраста………………………………………………….………..20
Заключение……………………………………………………….........................26
Список источников и литературы………………………………………………28
Приложение 1……………………………………………………….....................29

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     Поэтому важно научить ребенка не задерживать  дыхание при выполнении упражнений. Для этого гимнастические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т.е. когда сужается грудная клетка. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслабления мышц брюшной полости. При боковом сгибании и поворотах туловища выдох совпадает с наклоном или поворотом туловища в одну сторону, а вдох — с поворотом или наклоном в другую, или с моментом выпрямления, если упражнения делаются с остановкой на моменте выпрямления. Звуки и слова также придают упражнениям эмоциональную окраску.

     3. Важно научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировать работу своих дыхательных мышц. Такое экономное расходование воздуха имеет большое значение при речи и особенно при пении. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и постепенно выдыхается при произнесении звуков.

     Некоторые упражнения можно проводить в  двух темпах — медленном и быстром. При медленном темпе дети учатся экономно делать выдох, быстрый темп дается для повышения активности детей.

     При медленном темпе выдох делается со звуками: «тсс», «шш» «пф», или сопровождается словом «вниз». При быстром темпе на выдохе можно произносить слова: «вперед», «вправо», «ух» или считать: «раз», «два».

     В имитационных упражнениях образ  иногда подсказывает определенный темп движения — например, «согревание». В этом упражнении после нескольких быстрых обхватов плеч руки надо медленно опустить через стороны вниз, с продолжительным выдохом. 

     Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

     Движения  с участием большого количества групп  мышц выполняются в более медленном  темпе, чем движения для верхних и нижних конечностей.

     Если  размер помещения, где проводится утренняя гимнастика, не позволяет упражняться  в беге, то можно ограничиться ходьбой, начиная с легкой ходьбы на месте, затем переходя к более энергичной и вновь снижая интенсивность. Отметим, что неторопливый и достаточно длительный бег (в соответствии с возрастом) развивает выносливость, приучает рассчитывать свои силы, воспитывает выдержку и самоконтроль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6 Возрастные особенности развития двигательных действий детей дошкольного возраста. 
 

      Первые  годы — от рождения до поступления  ребенка в школу — имеют непреходящее значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того, как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, последующее формирование личности.

      Основой всестороннего развития ребенка  в первые годы жизни является физическое воспитание. Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям. Суточная потребность у детей трех лет составляет 6,5 тыс. локомоций, а у семилетних—16—18 тыс. Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. Накопление двигательного опыта, развитие силы, координации, выносливости и других способностей помогают ему овладеть трудовыми действиями, приучают к точному выполнению различных заданий, способствуют воспитанию эстетических чувств.

      Особое  значение имеют движения кистей рук, которые активизируют кору больших  полушарий, стимулируют развитие речедвигательного  центра. При этом создаются благоприятные  условия для созревания лобных отделов мозга, играющих ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Поэтому чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется его развитие.

      Дошкольные  учреждения посещают дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Группы комплектуются  с учетом анатомо-физиологических  особенностей и условий жизни, воспитания и обучения. Они подразделяются на ясельные: первая группа раннего возраста (от 2 месяцев до 1 года) и вторая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет) и дошкольные: первая младшая группа (от 2 до 3 лет), вторая младшая группа (от 3 до 4 лет), средняя группа (от 4 до 5 лет), старшая группа (от 5 до 6 лет) и подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

      Вся работа в дошкольных учреждениях  осуществляется в соответствии с  государственной «Программой воспитания и обучения в детском саду», где  определены задачи, содержание и формы организации физическими упражнениями.

      Для ребенка первых трех месяцев жизни  характерны беспорядочные, не координированные движения, которыми он отвечает на звуки  и появление взрослого. 

        Процесс овладения движениями  идет очень быстро. Уже к двум  месяцам ребенок спокойно удерживает голову в положении лежа, с пяти-шести месяцев начинает ползать, в семь-восемь месяцев вставать и сидеть, а с десяти-одиннадцати — самостоятельно ходить. С первых недель жизни важно обеспечить оптимальные условия для двигательной активности ребенка (нельзя его туго пеленать, одевать в стесняющую движения одежду, длительное время держать в манеже) и последовательность в развитии двигательных действий: его полезнее научить сначала, ползать, а затем сидеть; переступать, а затем ходить.

      На  втором году жизни внимание должно быть сосредоточено на обучении ребенка ходьбе. Сначала движения детей неуверенны, недостаточно координированны. Однако к концу второго года они настолько осваивают эти движения, что способны подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице-стремянке высотой до 1—1,3 м. С большим удовольствием ползают, подлезают и перелезают через различные предметы, любят игры с мячами. Широкие контакты с окружающими предметами стимулируют развитие мелкой моторики рук, которая в свою очередь способствует развитию речи, мышления, игровой деятельности.

      На  третьем и четвертом году жизни  заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам  формируются умения бросать и  ловить мяч, бегать и прыгать, с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.

      На  пятом году жизни в силу наступающей  морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения детей становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других («Найди себе пару», «Чье звено быстрее соберется?»).

      На  шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Все это создает предпосылки для обучения основам техники физических упражнений.

      Учитывая  интенсивность, не одновременность, неравномерность  роста и развития, а также низкую сопротивляемость (ранимость) детского организма, первостепенное значение в первые годы жизни имеют оздоровительные задачи:

      1. Охрана жизни, борьба с заболеваемостью, закаливание, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным влияниям внешней среды.

      2. Содействие своевременному и  гармоничному развитию всех систем  организма, расширение его функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы, развитие быстроты, ловкости и выносливости.

      Наряду  с уязвимостью детского организма  ему присущи высочайшая пластичность, реактивность всех тканей, высокий уровень обменных процессов. Ребенок прекрасно приспосабливается к изменяющимся условиям, физической нагрузке.

        Его отличает высокая восприимчивость  к усвоению доступных ему знаний  и умений. Поэтому важно решать  и образовательные задачи:

      1. Прививать навыки личной и  общественной гигиены.

      2. Формировать умения в жизненно необходимых двигательных действиях (ходьбе, беге, прыжках и др.), а также движениях, составляющих основу для дальнейших занятий плаванием, ходьбой на лыжах, бегом на коньках, ездой на велосипеде и др.

      3. Формировать первоначальные знания, связанные с занятиями физическими упражнениями, и интерес к ним.

      Одновременно  решаются и воспитательные задачи:

      1. Воспитание морально-волевых качеств  (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

      2. Содействие умственному, нравственному,  эстетическому и трудовому воспитанию.

      В дошкольном учреждении создаются условия  для реализации указанных задач, обеспечивающих физическую готовность детей к успешному овладению школьной программой.

      Учитывая  возрастные особенности развития движений и большую потребность в них, в первые годы жизни используются специфические средства физического воспитания.

      Особую  роль в физическом воспитании детей, особенно раннего возраста, играет режим дня. Соблюдение режима (последовательное и постепенное чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности) позволяет удовлетворить физиологические потребности ребенка, обеспечивает ритмичность работы организма, предохраняет нервную систему от переутомления. Велико и воспитательное значение режима: развиваются активность, самостоятельность, дисциплинированность.

      Не  меньшее значение для развития детей  имеет санитарно-гигиеническая обстановка. Поддержание чистоты и порядка, соблюдение оптимального воздушного, светового и температурного режима в помещении, гигиена одежды — важные средства физического воспитания.

      Одним из широко используемых средств для  закаливания детского организма являются природные факторы—воздух, вода и солнце. Систематическое применение закаливающих процедур, отвечающих индивидуальным особенностям каждого ребенка, укрепляет нервную систему, повышает адаптационные возможности, облегчает течение возникающих заболеваний. В последние годы в детском саду широко применяется контрастное закаливание (многократная смена температуры воды от 36 до 18° или переход из теплого в холодное помещение с разницей температур до 5—15°).

      Физические  упражнения применяются во всех возрастных группах. В комплексы занятий с детьми раннего возраста включаются пассивные (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно, скрещивание рук на груди и разведение их в стороны, поднятие прямых ног лежа на спине и др.), активные (активные приседания при потягивании за руки, сгибание туловища, и др.) и рефлекторные упражнения (сгибание и разгибание пальцев стопы, прогибание позвоночника лежа на животе, спине, на боку и др.).

      С двух до семи лет используются более  разнообразные упражнения:

      1) гимнастические: различные виды ходьбы и бега, в том числе по ограниченной площади опоры, прыжки в глубину, длину, высоту с прямого и бокового разбега, метание в горизонтальную цель на дальность, лазанье по гимнастической стенке, шесту и канату; общеразвпвающие упражнения с предметами и без предметов; построения и перестроения парами, в круг, шеренгу, колонну и др.; танцевальные упражнения;

      2) подвижные игры бессюжетные (типа «Добеги до флажка», «Ловишки») и сюжетные (типа «Гуси-лебеди», «Два мороза»); элементы спортивных игр (городки, бадминтон, настольный теннис,баскетбол, футбол, хоккей);

      3) спортивные упражнения: езда на велосипеде, самокате, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание;

      4) простейший туризм: пешие и лыжные прогулки за пределы участка.

      Возрастные  особенности детей требуют комплексного применения средств с широким  использованием имитационных и игровых  приемов [12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

Информация о работе Утренняя гимнастика как средство повышения двигательной активности детей среднего дошкольного возраста