Утренняя гимнастика как средство повышения двигательной активности детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния физкультурных занятий на оптимизацию двигательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить литературу по данной проблематике.
Рассмотреть особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Выявить зависимость двигательной активности от метода проведения физкультурных занятий.
Выделить пути оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях.
Разработать рекомендации по повышению моторной плотности физкультурных занятий с детьми 5-6 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Сущностные характеристики понятия двигательной активности и пути ее оптимизации…………………………………………………………………6
3 группы двигательной активности……………………………………….10
1.3 Мнения разных специалистов о значении двигательной активности……11
1.4 Утреняя гимнастика в старшей группе. Особенности, методика и роль утренней гимнастики……………………………………………………………13
1.5 Темп проведения утренней гимнастики и выполнение каждого упражнения. Дыхание……………………………………………………….......16
1.6 Возрастные особенности развития двигательных действий детей дошкольного возраста………………………………………………….………..20
Заключение……………………………………………………….........................26
Список источников и литературы………………………………………………28
Приложение 1……………………………………………………….....................29

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

1.3 Мнения разных специалистов о значении двигательной активности 
 

      Физиологи считают движение, врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

      Гигиенисты  и врачи утверждают, что без  движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение — это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение — это и эффективнейшее лечебное средство.

      По  мнению психологов: маленький ребенок — деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. 'Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения — важное средство воспитания.

      Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно  действовать в нем. Движения —  первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей — форма проявления этих важных человеческих качеств.

      А разве может быть труд — основа основ жизни — без точных, развитых движений?

      Игры  с движениями дают детям яркие  мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие. 

      В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба — для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье — для преодоления препятствий, метание — для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека — выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости — человек двигался на пределе своих возможностей.

      Сейчас  мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование» специально придуманными движениями — физическими упражнениями. Постепенно встала проблема определения норм двигательной активности взрослых и детей [13-16]. 
 
 
 
 
 
 

      1.4 Утреняя гимнастика в старшей группе. Особенности, методика и роль утренней гимнастики 
 

      Физическое воспитание в садике осуществляется с помощью различных средств, среди которых утренняя гимнастика считается одним из важнейших. Объясняется это характерными особенностями гимнастики, которые делают ее общедоступным и эффективным средством физического воспитания детей всех возрастных групп. Она направлена на гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки и двигательной функции у школьников.

      Вспомните, как неохотно вы встаете по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежиться в постели. Точно так же не хочется вставать и вашему ребенку. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики. Она требует, усилий, а значит и воспитывает, волевые качества ребенка: настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

     Утренняя  гимнастика используется с целью  активизации всех процессов в  организме и быстрейшего вхождения  его в рабочее состояние. Наблюдения многих авторов за лицами среднего возраста показали, что после утренней гимнастики улучшается состояние нервной системы, повышается деятельность органов кровообращения и др. Субъективно это проявляется в появлении ощущения бодрости и легкости, улучшении настроения и самочувствия. Объективно после гимнастики в 30 случаях из 32 отмечалось уменьшение оптической реобазы — важного показателя состояния зрительного анализатора. Скрытый период простой двигательной реакции в 42 случаях из 43 уменьшился. Частота пульса в 28 случаях из 32 несколько увеличилась (в пределах 4—12 ударов в 1 мин.); в 24 случаях из 34 возросло пульсовое давление (в 8 случаях оно осталось без изменений).

Комплекс  утренней гимнастики подбирается по принципу рассеянной нагрузки, т. е. каждое последующее упражнение включает в работу другие мышечные группы (если в первом упражнении работали мышцы плечевого пояса, то во втором — мышцы ног и т. д.).

      Утренняя  гимнастика ценна еще и тем, что  у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

      Конечно, пока ребенок еще маленький, лучше, если он будет делать зарядку вместе со взрослым: мамой, папой, бабушкой, братом, воспитателем. Ему надо на кого-то равняться, за кем-то повторять, с кого-то брать пример, кому-то показывать свои достижения и умения.

      Утреннюю  гимнастику тематического характера  отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Физические упражнения благотворно влияют на организм, когда они вызывают у детей жизнерадостное настроение. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей.

      Цель  этих комплексов упражнений - заинтересовать ребенка. Заинтересовать так, чтобы, получая  новую информацию или вспоминая  старую для себя, он выполнял все  это в движениях. Двигаясь, ребенок  познает окружающий мир, учится любить, понимать, осознавать его и действовать в нем.

      Утренняя  гимнастика пройдет интереснее, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее  настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

      В некоторые комплексы утренней гимнастики включают игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или  игры на развитие умения чувствовать  настроение и сопереживать окружающим.

      Нередко в заключительную часть утренней гимнастики включаются скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей, игры-массажи, упражнения для профилактики плоскостопия ("Нарисуй ногой", "Ходьба по обручу", "Переложи шишки ногой", "Подними носок ногой" и т.д.).

      Последовательность  упражнений в предлагаемых в пособиях комплексах утренней гимнастики классическая:

      - сначала даются 1-2 упражнения для мышц рук и плечевого пояса, способствующие расширению грудной клетки,

      - затем даются 3-5 упражнений, укрепляющих мышцы живота, спины, ног.

      Упражнения  для крупных групп мышц сочетаются с движениями для мышц шеи, кистей и пальцев рук, стопы.

      Упражнения  даются в разном темпе - в умеренном, затем в быстром, затем в медленном. Постепенное увеличение нагрузки на организм способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к выполнению различных предлагаемых упражнений.

      После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей  дошкольного возраста дыхательные  мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

      После бега и ходьбы выполняются 1-2 упражнения или игры-задания, которые помогают успокоить детский организм.

      Исходное  положение различное: стоя, сидя, лежа. Исходные положения лежа и сидя выгодны  тем, что снимают давление веса тела ребенка на позвоночник и стопу, а значит, увеличивают напряжение отдельных мышц [3]. 
 

1.5 Темп проведения утренней гимнастики и выполнение каждого упражнения. Дыхание 
 
 

     Учитывая  физиологические особенности дошкольников, темп выполнения упражнений должен замедляться  постепенно. Например, после бега вначале  дается быстрая ходьба с постепенным  замедлением, а после прыжков предлагается ходьба на месте. Нагрузка увеличивается и снижается постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние. Поэтому выполнение дыхательных упражнений после утренней гимнастики нежелательно, так как вновь начинает увеличиваться нагрузка, снова включается в работу сердечная мышца.

     Несмотря  на то, что утренняя гимнастика чрезвычайно полезна, существуют и противопоказания — как к определенным исходным положениям, так и к подбору упражнений для детей дошкольного возраста.

1.  Движения для укрепления мелких мышц (кисть руки, пальцы) включаются в упражнения, охватывающие крупные мышечные группы, а не даются отдельно. Например, сгибание кисти руки в кулак сочетается с подъемом рук в стороны, вверх.

2.  Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки и не вызывать у детей утомления. Не используются односторонние, однообразные движения. Все тело или его отдельные части не должны длительное время оставаться в одном положении (например, не рекомендуется долго держать руки вытянутыми вперед). При таких статических нагрузках нарушается приток крови к мышцам и костям, возникает мышечное утомление.

3.  Не  рекомендуется выполнять силовые  упражнения, например сгибание рук  в упоре у стула (стола), т.к. при этом работают все мышцы тела и дается слишком большая нагрузка на мышцы плечевого пояса, дыхательную и сердечно-сосудистую системы ребенка, что, безусловно, вредно.

4.  Малышам  с трудом удается расчленять  движения на отдельные звенья, они воспринимают упражнения в целом. Поэтому гимнастика дошкольников строится главным образом на движениях, правильное выполнение которых зависит от активной работы крупных мышечных групп (подскоки, прыжки, приседания, наклоны и т. д.).

     Противопоказания  для проведения утренней гимнастики:

-  расстройство деятельности сердечно-сосудистой системы;

- расстройство работы двигательного аппарата и значительная общая слабость ребенка, когда его движения приходится ограничивать.

      Дыхание, как известно, заключается в вентилировании легких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом.

     1. Для того, чтобы научить ребенка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энергии, например, при беге, прыжках. Вот почему так полезны подвижные игры с бегом на свежем воздухе.

     С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. При дыхании  через нос воздух, проходя через  узкие каналы носа, согревается, очищается от пыли, благодаря ресничкам, имеющимся на слизистой оболочке носа, и поступает в легкие теплым и чистым.

     При дыхании через рот воздух попадает непосредственно в легкие. Это  увеличивает возможность получения  инфекции. При этом грудная клетка, сердце плохо развиваются, жизненная емкость легких обычно бывает низкой.

     Дыхание через нос возбуждает дыхательный  центр, который расположен в продолговатом  мозге, человек дышит глубже, чем  через рот.

     Переход с дыхания через нос на дыхание через рот, особенно во время бега, является для взрослого сигналом, что ребенок получил достаточную физическую нагрузку, и ее надо снизить, т.е. перейти с бега на ходьбу. 

     2. Дети дошкольного возраста имеют  склонность задерживать дыхание  при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.

Информация о работе Утренняя гимнастика как средство повышения двигательной активности детей среднего дошкольного возраста